Найти в Дзене

Age of Mythology. На столе…

Дорогой Телемах, в эту компьютерную игру батя играл, когда тебя еще и на свете не было. А тут пошли слухи, что троянцы настолку одноименную сотворили. Да не просто фансервисную, а настоящую. Мы с пацанами ахейскими отправились это дело освоить. И да, времени потратили немало… Николай вот давно предлагал, а я всё сомневался. Age of Mythology. 2002 год издания, немецкая версия… Вот решился, ибо интересно. И как благословение – оказалось, Николай изготовил (местами) пнп-компоненты на английском. Глядишь, так и до русской версии доберемся. Но пока нас ждало смешение немецкого и английского, что не пошло на пользу игровому процессу, ибо английский я читаю без проблем, а вот немецкий вообще никак. А когда они перемешиваются – на одном компоненте у тебя род войск на немецком, на следующем он же – на английском, это Хель для головы. Но то технические нюансы. Миф о сотворении Из большой красочной коробки на нас вываливается множество миниатюр, цветных деревянных кубиков да планшеток с карта

Дорогой Телемах, в эту компьютерную игру батя играл, когда тебя еще и на свете не было. А тут пошли слухи, что троянцы настолку одноименную сотворили. Да не просто фансервисную, а настоящую. Мы с пацанами ахейскими отправились это дело освоить. И да, времени потратили немало…

Николай вот давно предлагал, а я всё сомневался. Age of Mythology. 2002 год издания, немецкая версия… Вот решился, ибо интересно. И как благословение – оказалось, Николай изготовил (местами) пнп-компоненты на английском. Глядишь, так и до русской версии доберемся. Но пока нас ждало смешение немецкого и английского, что не пошло на пользу игровому процессу, ибо английский я читаю без проблем, а вот немецкий вообще никак. А когда они перемешиваются – на одном компоненте у тебя род войск на немецком, на следующем он же – на английском, это Хель для головы. Но то технические нюансы.

-2

Миф о сотворении

Из большой красочной коробки на нас вываливается множество миниатюр, цветных деревянных кубиков да планшеток с картами (картон, понятное дело). Есть в игре грустные жетоны построек, на них надписи и более ничего. Они были заменены Николаем на квадратики с картинками! В настолку можно играть вшестером, но, внимание, фракций (наций, цивилизаций) всего три. До сих пор не понимаю, почему три. Загадка Сфинкса. Каждая – представлена двумя сэтами минек. Если будешь играть вчетвером, одна и та же фракция будет представлена дважды. На пять – две фракции дважды. На шесть – три. То есть, каждый игрок будет играть за себя, но у кого-то будет та же фракция, что и у тебя. Мы собрались втроем, поэтому все были уникальными.

Цивилизации – северяне, египтяне, греки. Северяне is викинги. Войска – как реальные всякие там лучники, всадники, копейщики, так и мифические – мантикоры, цари-скорпионы, тролли, циклопы. Плюс мифические герои, как венец развития военной мощи. А эпох четыре, при этом деление их, с точки зрения истории и археологии, абсурдно, но это ведь игра. Каждому войску – своя карта с количеством кубов и преимуществами/недостатками при столкновении с тем или иным родом войск врага.

Войска – это отдельный планшет-референс плюс миньки и карты. На главной же планшетка нас ждут карта земель и карта города. Это квадраты, которые мы будем заполнять жетонами. Земли – различные типы суши, где мы сможем добыть: еду, стройматериалы, даже духовность. Город полнится строениями – они дадут различные скидки на производство, сбор и так далее.

За что и как

Победить в игре можно, набрав больше ПО, чем остальные. На количество игроков дается пул ПО. В начале раунда три ПО распределяются, через кубики, по трем достижениям – самый большой город, больше всего территорий и самая большая армия. При этом тройка ПО может распределиться и неравномерно (две в одно достижение, например). Когда заканчивается раунд, мы распределяем ПО. Пул опустел? Всё, подсчёт и по кораблям.

-5

Также, как и в любой уважающей себя игре-цивилизации, игрок может построить чудо света. Более того, в Мифолоджи это триггер завершения партии. Ты не побеждаешь, построив чудо, но получаешь сразу шесть ПО, что богато.

Действия зашиты в картах. А карт у каждой цивилизации две колоды. Одна колода составлена из стандартных действий. У всех она, если не ошибаюсь, одинаковая. А вот колода потолще у каждой нации своя. Там есть как усиленные стандартные действия, так и благословения богов соответствующего пантеона. После розыгрыша стандартные карты возвращаются в колоду стандартных карт, а уникальные – идут в сброс. Играем по карте в ход.

И тут ты спросишь – а где же карта мира? Как мы соседствуем друг с другом, как открываем новые земли? А как же нам воевать?

Отвечаем – глобальной карты в игре нет. Все открытия происходят в секции с нашими личными землями. Здесь мы, с помощью жетонов, “открываем” месторождения ресурсов. А с другими цивилизациями мы как бы всегда незримо соседствуем. Поэтому, разыгрывая карту с нападением, ты всегда добегаешь до стана любого другого игрока. Мир наш БЕЗграничен!

-6

Деяния

Исследование – открываем некое количество жетонов земель/ресурсов, выбираем одну и выкладываем на свой планшет земель. Земли бывают болотными, гористыми, пустынными и прочими. Выбрав гористый тайл, ты обязан разместить его на своей карте местности именно в гористую ячейку. Она занята другим тайлом? Можешь заменить. У каждой нации структура биомов своя – у северян больше гор, у греков – лесов и равнин.

-7

Сбор ресурсов. Добываем либо конкретный ресурс – со всех территорий, содержащих его, либо обрабатываем местность – все леса, все пустыни и так далее. Если есть крестьяне, которые появляются из домиков (а их еще нужно построить), то мы размещаем их на тайлах и получаем еще ресурсы.

Строительство – сбросив нужное количество ресурсов, выкладываем на планшет города строение.

Торговля – отдай ресурс (или более, зависит от карты) за старт торговли, теперь ставь ресурс и получаю два других за него. Поставил один кубик, получил два других. Но ты не можешь получить тот ресурс, который уже сыграл для обмена. И помни, что в конце каждого раунда излишки ресурсов сгорают. Не набирай больше, чем сможешь потратить.

Наём войск – сбросив нужное количество ресурсов, нанимаем воинов.

Переход в новую эпоху – отдаем много ресурсов, и вот мы уже летим во времени вперед. Это нам позволяет нанимать более крутые войска, набирать больше карт.

Набег. Самое веселое действие! На карте указано, сколько единиц войск можно отправить в набег. Далее, выбираем, на что именно мы будем нападать на планшетке выбранного игрока: ресурсы, земли, город. Если удачно напали, то забираем: суммарно восемь ресурсов, одну землю или рушим одно здание. Защищающийся базово может выставить на оборону четыре войска, но это дело прокачивается.

Бой разыгрывается так – одновременно оба игрока (а в бою, как ты понял, участвует не более двух игроков) открывают по карте войск и смотрят, у кого какие преимущества. Уточню – на каждый вид войск у тебя одна карта этого войска. В бою используются карты тех войск, которые принимают в нем участие. Выбыло войско – выбыла и карта.

-9

Так вот, преимущества – у моего героя плюс кубы в сражении с мифическим созданием, а ты сыграл циклопа. По сути преимущества – это дополнительные кубы. Плюс у крутых войск есть уникальные эффекты. Например, медузы побеждают при ничьей. Кидаем кубы. Каждые пятерка и шестерка – это попадание. Кто больше попаданий выкинул, тот и победил. Проигравший теряет фигурку, уводя ее в запас. Если ничья, тогда обе армии грустно отправляются по домам, но живые. Игроки теперь решают – будут ли сражаться дальше. Если защитник сдается, тогда нападающий берет или разрушает то, зачем пришел. Если сдается атакующий – просто уходит домой и всё. Ну а коли никто не хочет сдаваться – выкладываем снова по карте войск, и так до полного уничтожения одной из сторон (или до отступления после нового этапа столкновения).

Вот по сути и всё, что можно делать в игре. И уже на первых порах знакомства с правилами, создалось чувство, что игра годная. Вот как-то всё складно и ладно. Добывай, строй, вот тебе карты, вот тебе сражения. Всё интуитивно понятно и логично. Однако, только к концу партии я понял, что Эйдж оф Мифолоджи – это евро, это экономическая стратегия. Даром, что есть миньки и что война тут самое веселое занятие. Сражаться нужно, но это лишь часть игры. Даже, пожалуй, заключительная часть, когда ты уже хорошенько прокачал город. Если всё вваливать в армию – ничего не достигнешь. Да, ты можешь отбирать тайлы территорий, забирать ресурсы, но успеешь ли ты ими воспользоваться?

Я же чего не сказал – на раунд ты набираешь карты из стандартной колоды и уникальной. Из стандартной берешь какие хочешь, сам выбираешь. А вот из уникальной тянешь на свой страх и риск. В первой эпохе карт берешь пять. Взял, например, три стандартные – теперь имеешь право добрать до пяти из уникальной. И ты не знаешь, что тебе придет. Каждый раунд – по четыре действия на игрока. Я одно отыграл, передал, потом еще, потом передал, и так до четырех. Четыре круга. Одна карта останется на новый раунд. Нужно успевать – и в экономику, и в исследования территорий. Боги из уникальной колоды дают супер-бусты, при этом тематичные, но не всегда выходят тогда, когда нужно.

Ты, конечно, можешь играть колодой стандартных действий, без всякого рандома, но сильные карты находятся в другой колоде.

Так вот, о впечатлениях. Три цивилизации с уникальными войсками и уникальными колодами. Свои монстры, герои, благословения своих богов. Впечатляет! И нужно знать, у кого там чего в рукаве может оказаться. Я, кстати, играл за греков. У меня самым крутым персонажем был Геракл, но я не успел до него дойти, это последняя, четвертая эпоха. Сыграв карту Зевса, например, я имел право перейти в новую эпоху по скидке и бесплатно забрать героя этой эпохи.

Я вообще всю партию копил на войска, всё вкачивал в них. Тут игра меня ввела в заблуждения объемами пластика. Войска качать нужно, но не войной выигрывается Эйдж оф Мифолоджи. Да и война здесь – это метание кубов. Я потерял могучего Одиссея, просто не прокинув. Бой можно выиграть и весьма прозаичной армией, лишь бы кубы летели. Полезно понимать, какие войска у противника, чтобы лучше использовать свои (кинуть побольше кубов). Эти сражения, несмотря на простоту, разворачиваются азартно и весело. Столкнем Ясона с царем-скорпионов и посмотрим, что будет!

Евро-составляющая гибкая и понятная – считай, как и сколько собираешь у себя, сколько можно будет обменять, что теперь строить. Прикольное уютное хозяйствование на личном планшете.

Даже так скажем – взаимодействие с другими у тебя только через сражения, чисто отобрать что-то. Оно эпизодическое и не особенно судьбоносное. Иногда вовремя отобрать тайлик с территорией и получить ПО за земли – это приятно, но ты можешь растит территориями и без войны.

Первые часа два игра шла приятно. Дальше уже скучнее. Все же, каждое сражение между двумя игроками – это время. Даже если ты привел три войска, ты сомневаешься, какую из карт поставить прямо сейчас. Третий игрок сидит спит. Если первый час наблюдать за всеми сражениями весело, то позднее – уже нет. С ужасом думаю о том, сколько по времени играют в эту настолку впятером и вшестером… Да даже вчетвером…

Кубовые сражения зайдут не всем. Можно перехитрить врага, бросить больше кубов, но все они пролетят мимо попаданий. Но азарт есть всегда.

Евруха ладная. Игра предлагает тебе разные подходы – хочешь, крути ресурсы через рынок, а хочешь – строй побольше добывающих зданий. У викингов есть специальные гномы, добывающие больше золота. Строй, преумножай. Хочешь – с той стороны, хочешь – с этой. Качай армии, ищи классные карты, постепенно расходуя уникальную колоду. Свой движок здесь построить можно, поскрежетать мозгами удастся. И каждая фракция может всякое своё интересное.

Время мифов, и не прошло ли их время

Играли мы втроем, с объяснением правил, четыре с половиной часа. Это, по ощущениям, было долго. Важно, насколько я понимаю, правильно стартовать и вообще, знать, что умеет твоя цивилизация. Я стартанул неправильно, покупал только войска, поэтому уже к середине было ясно, что я ничего не достигну. Николай и Александра шли сравнительно ровно, но победил, все же, хозяин коробки. Сократить бы всё дело часов до трех – и отлично. Здесь и потягивает стариной, теми временами, когда о продолжительности партии разработчики думали меньше, чем теперь. Прост здесь столько всего, столько можно сделать…

-16

И думается – а может есть что-то лишнее? Возможно, стоило упростить действия с торговлей. Или, к примеру, сражения свернуть в один сеанс проброса кубов. Или количество возможных войск сократить раза в два. Но все процессы в Эйдж, хоть и долгие, а кажутся органичными в рамках этой коробки.

После партии остались положительные впечатления. Ладная такая основательная вещь. Картинки с богами отдельно похвалим, они классные. Миньки простенькие, но симпатичные, их много разных. Боги дают классные эффекты, окрашивающие местами суховатый процесс некоторой эпичностью, туда же отнесем и сражения.

Где-то раз в год или чуть чаще – я бы возвращался к этой игре, но поостерегся бы вписываться в партию на большее количество участников.

-17

Сравним

В первую очередь эту игру сравнивают с Цивилизациями. Наверное, сходство и есть, но я в них не играл. Что бросается в глаза – мы в Мифолоджи, что понятно и из названия, никуда в плане развития общества и технологий, экономики – не движемся. По эпохам шагаем только ради новых войск и возможности завершить игру по чуду света. Я бы вообще не назвал эту настолку цивилизацией. Оттенки есть.

Если сравнить игру с Кикладами? Киклады – это игра про ставки и войнушки, это контроль территории. Изобилие и здания – просто часть механики. В Мифолоджи контроля территории нет, это куда-куда больше евруха.

Кемет? Ну, батенька, тот Египет исключительно про войну. А в Мифолоджи, как я несколько раз подчеркнул в тексте, про войну только самыми краями. Хоть изначально, глядя на миньки, думаешь иначе.

-18

Иниш? Вообще нет.

Юкатан? Юкатан действительно в немалой степени евруха, но совсем на других рельсах.

Анх? Нет, ничего похожего.

Весьма издалека я бы сравнил Мифолоджи с Dwellings of Eldervale, но только как евруху, сдобренную кубовыми сражениями. Кого-то это восхищает, а кого-то бесит.

Серп? Где-то далеко – да. Но в Серпе сражения не кубовые, есть общее игровое поле с территориями… Да, наверное, местами можно провести параллели. Но в Мифолоджи целый ворох армий со своими эффектами.

Крестоносцы? Здесь всё сосредоточено на постепенном захвате территорий, хоть есть задания и на другое. Развиваем цепочки действий, но не экономику. В Мифологии упор на жкономику.

Dark ages – еще одна игра, которая вначале кажется скорее военной, но по сути победа достается тебе через экономику. Но чтобы эту экономику развивать, нужно бегать по карте, бить варваров, покупать карты.

Era of tribes – вот игра, куда более новая (2019), но не в меньшей степени уходящая сразу и в евро, и в амери. Тебе и глобальная карта, и миллион цивилизаций, и технологии, и вообще, что хочешь. За это Трайбс платит часовым (как минимум) рассказом правил, с последующими уточнениями. Я в нее смог один раз. Местами восхитительно, но вернуть ее на стол, завлечь новых игроков – почти нереально. Так вот, Мифолоджи в этом смысле куда проще, правила можно минут за двадцать рассказать, нюансов куда меньше.

-19

Теперь так не делают

Может и правильно. Нынче – вот тебе евро, а вот тебе амери. Хорошо и мягко военные игры разбавлять еврухой получается, на мой взгляд, у Лэнга. Сэнди Питерсон (Войны Ктулху) тоже ведь добавил в свой шедевр евро. Юкатан, опять же. Но во всех перечисленных ты, все же либо либо сражаешься, либо строишь экономику. А в Мифологии – сразу то и другое (держа в голове, что чисто войной без экономики ты не добьешься ничего). Может я так не хочу. Лучше дайте мне сюда хорошую войнушку, вроде Кемет, и дайте мне в другой вечер Анх, с его мозголомными диспозициями, а потом Юкатан, с мягкими сражениями-обменами. Да, нынче делают иначе. А если бы и сделали как Мифолоджи, то какие-нибудь какстартерные пионеры, и вряд ли бы это правда работало, чисто минек бы продали. Age of Mythology работает. Слегка грузно, но работает. Николай сказал, что мы играли в правленую версию, прошедшую редакцию автора. Молодец автор. Такого колосса поставить и чтобы держался – не каждому дано.

Спорные моменты – длительность партии, кубовые бои на удачу, очень уж много возможностей.

Привлекательные моменты – три действительно уникальные фракции, множество вариантов покрутить экономикой, монстры и герои в войсках.

Исход

Имеет ли смысл гнаться за Age of Mythology нынче, желая заполучить ту самую коробку с тремя знаковыми цивилизациями, ворохом минек (простеньких)… Опять же, игра юношества! Лично я бы не стал. Но и отговаривать не буду. Сказать, что это плохо для 2025 года? Нет, вполне играется! Ценители плотных стратегий с мифическими тварями и богами древности могут пощупать. Ну а мы домой, Телемах. Пенелопа на трики заждалась.

Age of Mythology
448 интересуются