Не далее, чем весной этого года мне довелось познакомиться с плоскими сабами Black Hydra серии GAMMA. А сегодня – ещё более доступные модели серии DELTA, и тоже в плоском исполнении. Учитывая, что далеко не каждый готов потратить на сабвуферное звено много денег и места в багажнике, полагаю, тест будет интересен многим. Разберу, как работают, каких корпусов требуют, ну и в какие системы и для каких задач зайдут лучше всего.
На официальном сайте Alphard Group указаны регулярные цены 8990 и 9590 рублей за 10-дюймовую Black Hydra DELTA 10S и 12-дюймовую Black Hydra DELTA 12S, соответственно. Недорого.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Сабы построены на стальных штампованных корзинах. За счёт своей формы и обилия рёбер и завальцовок они абсолютно лишены звонкости – это уже хорошо.
Глубина динамиков получается совсем смешная – всего 6,6 см от монтажной плоскости, причём у обеих моделей.
Диффузоры – полипропиленовые, с вогнутым сферическим рельефом центральной части и рёбрами ближе к внешней части. На измерениях посмотрим, насколько их жёсткость достаточна.
Замечу, что диффузоры не составные, звуковые катушки крепятся к ним через небольшой соединительный элемент в центральной части диффузора. Попробовал ухватить их на фото, насколько это позволяет конструкция.
Моторы у 10-дюймового и 12-дюймового сабов внешне имеют одинаковые габариты, но вот на счёт полной идентичности я бы преждевременных выводов не делал.
Сама геометрия мотора, в принципе, стандартная, разве что центрирующая шайба тут крепится не на нижний фланец корзины, а на специальный пластиковый элемент.
Подводящие идут от клемм плетёными поводками к шайбе, и дальше, насколько я смог нащупать (увидеть эту часть, мягко говоря, тоже сложновато), – пришиты к самой центрирующей шайбе.
Толщина верхних шайб магнитопровода – 5 мм, линейный ход без выхода катушки из зазора – по 6 мм в каждую сторону. По всему выходит, что в зазоре находится немногим меньше трети всей длины намотки. Нормально, компромисс между контролем и достаточностью хода диффузора.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Для 12-дюймового DELTA 12S параметры совпали довольно точно. «Десятка» DELTA 10S оказалась несколько мягче заявленного, хотя концепция сохранена – для расчётов корпуса разница не столь критична (на самом деле она оказалась даже в лучшую сторону).
Заявленные/фактические параметры Black Hydra DELTA 10S:
- Fs (собственная резонансная частота) – 39 Гц / 33 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 22 л / 26 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 7,08
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,75
- Qts (полная добротность) – 0,76 / 0,68
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 150 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,8 Тл м / 12,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,5 дБ / 83,1 дБ
Заявленные/фактические параметры Black Hydra DELTA 12S:
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 34 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 41 л / 40 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 7,69
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,93
- Qts (полная добротность) – 0,82 / 0,83
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 215 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,4 Тл м / 13,4 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 84,5 дБ / 84,3 дБ
Повышенная добротность – это хорошо или плохо? Многие при виде Qts у сабвуферов около 0,7 и выше начинают кривиться. Однако самая большая ошибка – выдёргивать из контекста отдельные параметры. В конце концов, это не редкость даже в более высоком ценовом диапазоне, вспомните тех же BLAM или Focal, там высокий Qts – обычное дело.
Смотрите, на самом деле параметры складываются в стройную концепцию. Повышенная добротность и собственный резонанс динамиков не выше 35 Гц дают возможность построить саб, который может играть относительно низко. В свою очередь, это даёт шансы получить в салоне автомобиля акустическое усиление в нужной нам области 30-60 Гц (при правильном расчёте корпуса, естественно).
Иными словами, можно повысить отдачу саба не «вливанием» в него дополнительного количества ватт, а грамотно используя резонансные явления (собственно, повышенная добротность как раз их и характеризует).
Получается, что такой саб способен обеспечить достаточное количество баса при работе от усилителя не слишком большой мощности – в этом и есть основной профит. А для недорогих моделей это особенно актуально.
Кое-что об отдаче. Формально динамики имеют относительно невысокую опорную чувствительность, однако обращу особое внимание – это именно опорное значение, которое вычисляется софтом измерительного комплекса из остальных параметров, и оно относится к динамику без учёта его акустического оформления.
А вот при установке в корпус (главное, чтобы он был рассчитан как надо – к этому перейду чуть дальше) и к тому же в салоне автомобиля к этому значению добавится несколько децибел. Так что отдача готового саба получится вполне нормальная.
Анализ поведения излучающих диффузоров. Жёсткость диффузоров – это всегда актуальная тема для плоских конструкций, поэтому решил посмотреть, как они ведут себя конкретно в этих моделях.
Для этого использовал методику измерения в ближнем поле – микрофон расположен как можно ближе к диффузору, буквально в паре сантиметрах от него, лишь бы обеспечивался достаточный ход.
Тут интересней всего оценить фазовую характеристику – она показывает набеги и отставания излучения относительно подаваемого сигнала. Резкие перегибы свидетельствуют о возникающих в подвижке резонансах.
Смотрим. В 10-дюймовом динамике всё довольно прилично, кое-какие мелочи в районе 300 Гц сильного влияния не оказывают, ну а всё, что выше – ещё дальше за пределами рабочего диапазона.
Более крупный излучающий «блин» у 12-дюймового динамика закономерно имеет чуть больше изгибных колебаний – в районе 200 Гц это приводит к заметному скачку фазы с закономерным провалом в интенсивности излучения. Хотя, не скажу, что это что-то критичное, распространение механических напряжений к совсем уж откровенной ломке диффузора ещё не приводит, так что просто отмечу как факт, не более того.
Расчёт акустического оформления
Закрытый ящик или фазоинвертор? Сразу скажу, что в качестве основного варианта лучше рассматривать корпус типа «закрытый ящик». Фазоинверторное оформление этим динамикам противопоказано, если только вы не хотите получить вместо баса гудение на одной ноте (для ФИ лучше подбирать сабы с невысокими значениями Qts).
Можно ли устанавливать Free Air? Такая мысль может возникнуть, глядя всё на ту же добротность Qts. Вот тут получается двояко. На самом деле для Free Air больше подходят модели с не слишком тяжёлыми подвижными системами, а здесь они не такие уж и лёгкие для своих калибров. Поэтому чтобы диффузоры не уходили вразнос под воздействием собственной инерции, им желателен «воздушный подпор».
Впрочем, если вы принудительно ограничите не слишком информативный инфрабас (подрежете сигнал снизу по частоте), то попробовать можно. Короче, Free Air условно возможен, но только с сабсоником и без обещаний высокой отдачи.
Black Hydra DELTA 10S. Для «десятки» вырисовывается приличный вариант ЗЯ с объёмом 18-20 литров (разумеется, «чистым», т. е. без учёта объёма, занимаемого самим динамиком, пусть он тут и не очень большой). Больше этого объёма – динамик будет чувствовать себя слишком вольготно и может слишком рано «выходить на ход» (хотя, опять же, исправляется сабсоником). Меньше этого объёма – окажется слишком зажат, причём чем меньше, тем больше сабвуфер будет похож на мидбас.
А вот именно в пределах 18-20 литров – рациональный компромисс. Причём за счёт слегка повышенной добротности и не слишком высокого резонанса в салоне можно рассчитывать на акустическое усиление в 4-5 дБ.
Black Hydra DELTA 12S. На первый взгляд, по расчётам «двенашке» желательно бы предоставить литров 30-35, поскольку в меньшем объёме пик отдачи в салоне среднестатистического автомобиля смещается выше 50 Гц, и вроде бы есть риск получить слишком «жёсткий» бас.
Однако если вспомнить, что саб стыкуется с мидбасовым звеном лишь немногим выше, можно нивелировать эту особенность, выбрав в процессоре тип фильтра с относительно пологой характеристикой (Линквиц, Бессель) – этим самым можно добиться от саба неплохой «полочки» даже в 25 литрах.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Недорогие сабы, которые можно отнести к нормальным «гражданским» вариантам без лишних крайностей – без стремления расшатать кузов лютым флексом или предаться высоким материям и выслушивать натяжение струн в контрабасе. Они для обычной, нормальной музыки – хорошо справляются с басовым ударом в ритмичной электронике, дают основательность инструменталу, не говоря уже о более простых популярных жанрах.
Спокойно будут работать в корпусах умеренных объёмов: от 18 литров для «десятки» и от 25 литров – для «двенашки». Учитывая плоский конструктив, можно и в стелсах использовать.
Состыкуются с усилителями небольшой мощности – с недорогими моноблоками начального уровня или в мостовом включении пары каналов обычных 2-канальников или 4-канальников. Если усилитель выдаёт 200-400 Вт на 4 Ом – этого будет им уже достаточно.
Плюсы:
- Чрезвычайно малая установочная глубина (меньше 7 см)
- Состыкуются с усилителями, выдающими 200-400 Вт на 4 Ом
- Подойдут под большинство музыкальных потребностей
Минусы:
- Не подойдут любителям «валилова» или, напротив, «ортодоксального SQ»