Найти в Дзене

Почему в детстве человек счастливее?

Это вопрос, который нащупывает самую суть человеческой ностальгии. Ответ лежит не в ностальгии, а в устройстве внимания и восприятия. Ребёнок не счастливее в смысле отсутствия страданий — он может горько плакать из-за сломанной игрушки хоть 5 раз в день. Но его состояние качественно иное: он целиком находится внутри момента Сейчас, быстро переключая Внимание со сломанной игрушки на новое приключение. Ключевые различия детского восприятия: 1. Внимание живёт в «Сейчас».
У ребёнка нет постоянного внутреннего диалога, который оценивает прошлое (вчера меня обидели) и проецирует тревогу в будущее (а что будет завтра?). Его внимание полностью поглощено текущим действием: палкой в луже, формой облаков, вкусом ягод, ощущениям скольжения на льду. Счастье — это и есть полное слияние с процессом жизни, а не оценка его результатов. Это позже ребёнка сделают "удобным", нацелят его на "пользу", на "результат", на думанье. 2. Мир — это Чудо, а не инструмент достижения успеха
Для ребёнка мир не разд
Оглавление

Это вопрос, который нащупывает самую суть человеческой ностальгии. Ответ лежит не в ностальгии, а в устройстве внимания и восприятия.

Ребёнок не счастливее в смысле отсутствия страданий — он может горько плакать из-за сломанной игрушки хоть 5 раз в день. Но его состояние качественно иное: он целиком находится внутри момента Сейчас, быстро переключая Внимание со сломанной игрушки на новое приключение.

Ключевые различия детского восприятия:

1. Внимание живёт в «Сейчас».
У ребёнка нет постоянного внутреннего диалога, который оценивает прошлое (вчера меня обидели) и проецирует тревогу в будущее (а что будет завтра?). Его внимание полностью
поглощено текущим действием: палкой в луже, формой облаков, вкусом ягод, ощущениям скольжения на льду. Счастье — это и есть полное слияние с процессом жизни, а не оценка его результатов. Это позже ребёнка сделают "удобным", нацелят его на "пользу", на "результат", на думанье.

2. Мир — это Чудо, а не инструмент достижения успеха
Для ребёнка мир не разделён на полезное и бесполезное. Камушек, жук, лужа — всё обладает
самоценностью и вызывает интерес сам по себе, а не потому, что "пригодится для карьеры"/"поможет заработать". Восприятие не замутнено скукой взрослого, который всё уже увидел и классифицировал.

3. «Я» — ещё не твердая крепость образа себя
Ребёнок не отождествлён с ранимой личностью, которую нужно защищать, украшать и продвигать. Он больше чувствует себя
потоком ощущений, а не отдельной эго-личностью. Поэтому его радость и печаль — чистые, мгновенные, не накрученные историями о себе (я неудачник, я плохой, я должен быть хорошим). Это позже социум ему внедряет установки "каким надо быть" и "как надо вести себя правильно".

4. Жизнь — это Игра, а не достижение
Целью является сам
процесс: построить куличик, добежать до забора первым, чтоб не "застукали", перепрыгнуть "пропасть" (вспоминаю крыши гаражей). Нет жёсткой привязки к результату. Провал (куличик развалился) — это просто новый поворот в игре, а не катастрофа. Это повод сделать уже замок из песка.

Взрослый - это ребёнок, которому внушили и навязали иные ценности, нежели чувства и ощущения, приключения и исследования. Такие "взрослые" скорее биомашины, бегущие куда-то, неизвестно куда и зачем вообще.
Взрослый - это ребёнок, которому внушили и навязали иные ценности, нежели чувства и ощущения, приключения и исследования. Такие "взрослые" скорее биомашины, бегущие куда-то, неизвестно куда и зачем вообще.

Что происходит, когда мы «взрослеем»?

Наш ум развивает систему оценки и выживания. Он учится:

  • Сравнивать себя с другими (и чувствовать неполноценность).
  • Цепляться за достигнутое (и бояться потерь).
  • Жить в проектах будущего (и тревожиться о своей репутации).
  • Интерпретировать события через призму обид, вины, амбиций, статуса

Мы не теряем способность быть счастливыми. Мы теряем доступ к естественному состоянию Присутствия. Счастье ребёнка — не в беззаботности, а в тотальной вовлечённости, в которой нет разделения на «я» и «переживание». Ребёнку нет дела до того, что он переживает и даже кто переживает. Жизнь с ним случается спонтанно, от момента к моменту.

"Умалитесь до детей"

Считается, что дети безгрешны. И в этом есть Правда. До того, как мозг ребёнка освоит "стратегии выживания", ребенок действительно чистое и светлое существо. Чтобы вспомнить "вкус детства", нужно снять с себя маски ограничений, важности, маски статуса, образа, в который вы поверили и встроили в стратегии выживания:

  • Найдите деятельность, которая поглощает с головой (как ребёнка в игре).
  • Выключайте внутреннего критика и просто делайте (для этого может понадобиться психотерапия/КПТ, потому что голоса внутреннего критика въелись с детства голосами родителей, учителей, авторитетов. Автор блога помогает в этом)
  • Видеть обычное, как необычное — как будто впервые видите дерево, чувствуете ветер, пробуете воду. Для этого нужно повышать уровень Осознанности, Присутствия в Настоящем, учиться Быть в моменте.
  • Относиться к своим "провалам" не как к приговору, а как к интересному повороту сюжета. Формировать устойчивое естественное позитивное мышление (здесь рекомендую снова КПТ, как единственно доказанную систему помощи для изменения психики). Например рефрейминг — прекрасный инструмент быстрого изменения убеждений. Это один из десятков инструментов, которые автор использует в своей работе.

Мы тоскуем не по детству, а по тому качеству Сознания/Восприятия, которое было у нас по умолчанию. По состоянию, где нет разрыва между жизнью и тобой, где ты непосредственный участник чуда, а не думающий-наблюдающий.

А вы помните, как выглядели одуванчики в детстве? Я вот помню (у автора нечто вроде гипермнезии, способность помнить в деталях детство 0-4 лет, как вчерашний день)
А вы помните, как выглядели одуванчики в детстве? Я вот помню (у автора нечто вроде гипермнезии, способность помнить в деталях детство 0-4 лет, как вчерашний день)

Это и есть та самая Радость момента, которую так трудно удержать взрослому уму, но которая всегда доступна в точке Здесь и Сейчас — если отпустить оценку и просто Быть

Приглашаю почувствовать вновь Состояние детства. Для этого подписывайтесь в Телеграм, в канале рассказываю, как прийти к переживанию Радости Присутствия Момента

P.S. Не верьте в сказки о том, что в Восприятие детства нельзя вернуться. Можно. Здоровый Взрослый человек имеет возможность переживать те же Состояния новизны, восторга, радости, увлечённости, как и ребёнок. Мозг имеет все нужные вещества. В мозгу есть режим "По-умолчанию", на который наложены сотни установок-шаблонов, которые тормозят его работу. Нужно лишь снять слои убеждений и веры, убрать невежество. И яркость жизни вновь воссияет сочными красками!

------------------------------------------------------------------

Медитации и практики от автора в Телеграм:

Отзывы об авторе