Найти в Дзене

Когда зияющая дыра в душе. Психологический разбор фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»

Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла» «Протекает крыша» — выражение, имеющее прямое и переносное значение. В фильме «Я бы тебя пнула, если бы могла» крыша не просто протекла, в потолке образовалась огромная дыра и хлынул поток воды. И это всё в прямом и в переносном смысле в жизни женщины, главной героини фильма. И хочется пнуть кого-то не только героине, но и нам, зрителям. Только вот кого?  Фильм «Я бы тебя пнула, если бы могла», 2025 г. Режиссер: Мэри Бронштейн Женщина в состоянии нервного срыва.  Линда, главная героиня фильма, в состоянии нервного срыва. Уже потолок рухнул, и хлынула бурным потоком вода. Это то, что происходит в психике главной героини. Душа, заполненная бурными эмоциями и чувствами, уже не может их удерживать внутри себя. Но она терпит и терпит! Ей нельзя по-другому. Нельзя позволить себе быть злой, плохой, грубой... Главной героине нельзя ни переживать, ни выражать негативные эмоции, а значит, на настоящие чувства наложен запрет. Она измучена, но требов
Оглавление
Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»
Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»

«Протекает крыша» — выражение, имеющее прямое и переносное значение. В фильме «Я бы тебя пнула, если бы могла» крыша не просто протекла, в потолке образовалась огромная дыра и хлынул поток воды. И это всё в прямом и в переносном смысле в жизни женщины, главной героини фильма. И хочется пнуть кого-то не только героине, но и нам, зрителям. Только вот кого? 

Фильм «Я бы тебя пнула, если бы могла», 2025 г. Режиссер: Мэри Бронштейн

Женщина в состоянии нервного срыва. 

Линда, главная героиня фильма, в состоянии нервного срыва. Уже потолок рухнул, и хлынула бурным потоком вода. Это то, что происходит в психике главной героини. Душа, заполненная бурными эмоциями и чувствами, уже не может их удерживать внутри себя. Но она терпит и терпит! Ей нельзя по-другому. Нельзя позволить себе быть злой, плохой, грубой... Главной героине нельзя ни переживать, ни выражать негативные эмоции, а значит, на настоящие чувства наложен запрет. Она измучена, но требовательна к себе. И мир постоянно ей напоминает: «Ты должна!» Это в один голос твердят ей окружающие. 

Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»
Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»

Врач говорит, что вес у ее дочери должен через неделю непременно увеличиться. Муж издалека контролирует силу её материнских усилий. Психотерапевт не слышит её, а советуют бросить вредные привычки. Мужчина на парковке указывает, что она ставит машину не на том месте. Мир против неё! Дыра в потолке так и зияет в ее квартире, она не имеет возможности заставить строителей залатать ее. 

Откуда такая требовательность? Почему она всё время должна, и почему она всё время обесценивает все свои усилия? 

Голодная часть. 

Дочь Линды очень больна, так как не может питаться. Можно рассматривать образ дочери в фильме как реальную дочь главной героини, а можно как ее внутреннего ребенка. Линда как мать не может накормить свою дочь. Это символическая невозможность дать дочери искреннюю любовь и принятие. Дочери требуется искусственная пуповина, чтобы питаться. И это не только еда. Это тепло, нежность, спонтанность... Почему ее дочь вынуждена питаться внешними ресурсами? Потому что главной героине нельзя ни переживать, ни выражать негативные эмоции, а значит, на проявление настоящих чувств наложен запрет. Линда не видит свою дочь, не чувствует ни себя, ни её. Она очень правильная мама, не кричит, не оскорбляет ребёнка, хочет её вылечить. Но всё это она делает через терпение и страдание. Пуповина как связь со своей эмоциональной частью отсутствует. В чем причина? 

Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»
Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»

Чувство вины, всемогущество, ответственность. 

Её жизнью управляет огромное невротическое чувство вины. Это токсичное чувство, как огромное чёрная туча закрывает все остальные её чувства. Внушённое когда-то токсичное чувство вины как повелитель теперь правит жизнью главной героини, не давая ни единой возможности проявиться ее робкому «хочу». 

Линда не может и даже не хочет расстаться с этим ужасным чувством. Причина в том, что у невротической вины есть соблазняющая оборотная сторона — это всемогущество. Если она виновата, то и причина в ней, значит, она может всё исправить и изменить. 

С ореолом всемогущества мы расстаёмся в детстве, когда принимаем свою уязвимость, ограниченность и несовершенство. Мы вынуждены принять, что мы зависимы от других. Мы не можем на всё влиять. Мир заставляет нас принять данность и отказаться от всемогущества. Вместе со своей ограниченностью мы получаем опыт помощи и поддержки. Таким образом, отказ от всемогущества возможен, если есть баланс между принятием своего несовершенства и возможностями искать ресурсы во внешнем мире. Но иногда что-то идёт не так, и всемогущество остаётся в психике как защита от ужасного внешнего мира, где тебя обвиняют, но не дают ресурс исправить. 

Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»
Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»

Глубинное невротическое чувство вины — это грозное и требовательное чувство. Ты должен и обязан! Такая вина блокирует ответственность. Ответственность — это всегда про связь с реальностью, результат соприкосновения своих ресурсов и обстоятельств, нахождение баланса между миром и собой. Ответственность определяет, что я могу, что я в силах сделать самостоятельно и какие ресурсы нужны извне. Линда не хочет принять реальность, почувствовать себя, свои потребности и своего ребенка. Она оказывается запертой от жизни не столько в дешевом отеле, сколько в своей бесконечной беспомощности. 

Внешний мир как проекция внутреннего мира. 

Мир, который окружает главную героиню, — это проекция её внутренних фигур. Эти фигуры критикуют, принуждают, разрушают, истощают её. Её психотерапевт — отражение ее равнодушное отношение к своим потребностям, рационализацию жизни. Её муж — это проекция ее самоконтроля и постоянного недовольства собой. Мужчина на парковке — это проекция убеждения, что для нее нет места в этом мире, она не имеет на него право. А молодой человек из отеля — это вытесненное желание Линды отпустить контроль и тревогу хотя бы на время. Он симпатизирует ей и даже хочет помочь, но он слаб. Он помогает ей не решить проблем, а только как-то отключиться от них, уйти, спрятаться с помощью курения, спиртного, наркотиков. Жизненные истории ее пациентов отражают ее жизнь: события, переживания, желания и страдания. Всё сливается в единый поток отчаяния и безысходности. 

Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»
Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»

Линда уверена, что кто-то знает, как ей быть и что делать. В ситуации тревоги, неопределённости нормально опираться на свои чувства, но она не имеет связи со своими глубинными переживаниями. Поэтому главную героиню захватывают сиюминутные эмоции. Если нет контакта с чувствами, значит, нет спонтанности. Жизнь превращается в следование контролю. Линда останавливает жизненный поток. Она сбегает из квартиры, где в потолке зияющая дыра, она сбегает от себя, от своих реальных переживаний. 

И только в конце фильма главная героиня начинает доверять себе. Линда сама способна накормить своего ребенка. Убирает у дочери искусственную пуповину, и в квартире чудесным образом делается ремонт. Её муж (проекция её внутреннего контроля) начинает заботиться о ней, а не только осуществлять контроль.

Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»
Кадр из фильма «Я бы тебя пнула, если бы могла»

Её переполняют эмоции и чувства, она пугается. Но бушующие волны её переживаний, которые так долго томились в её душе, не убивают Линду, не затапливают её, она жива, по-настоящему жива. Она видит, наконец, свою дочь, случилась встреча! 

Спасибо, что дочитали статью! Разбор какого фильма, вы бы хотели прочитать?

Загадочная женская душа | Психолог Лариса Пугачева | Дзен