Найти в Дзене
Максим Бурмистров

Синий «обзорник»: неплохой, но… безыдейный. Игрушечная железная дорога из ГДР. Часть 44.

Среди приобретенных мной когда-то локомотивов есть очень неплохие модели, но если честно, купленные, что называется, «на безрыбье»: были деньги, было предложение, я и купил, но специально за предметом не гонялся, не мечтал о нём, не выискивал, не нервничал, не испытывал хорошо знакомый коллекционеру, поисковый зуд. Именно таким оказался для меня тепловоз в синей краске от известной фирмы «Gudzold», на момент производства игрушки уже давно стоявшей под крылом гиганта PIKO.
Я не знаю, с какой целью лок покупал предыдущий владелец, но ни он, ни я локомотив в игре не использовали, это был экспонат в абсолютном «нульсене», в коробочке, вполне возможно, что и прежний хозяин покупал его «до кучи», или, как я люблю выражаться, «чтоб было», вот и пролежал он у него без движения, надо полагать, много лет, а теперь «спит» в коробочке у меня, даже на витрину я его не выставлял – не возбуждает!..
И в то же время я «гоню напраслину» на этот неказистый локомотив, ведь и у него есть, чему поучиться и

Среди приобретенных мной когда-то локомотивов есть очень неплохие модели, но если честно, купленные, что называется, «на безрыбье»: были деньги, было предложение, я и купил, но специально за предметом не гонялся, не мечтал о нём, не выискивал, не нервничал, не испытывал хорошо знакомый коллекционеру, поисковый зуд. Именно таким оказался для меня тепловоз в синей краске от известной фирмы «Gudzold», на момент производства игрушки уже давно стоявшей под крылом гиганта PIKO.
Я не знаю, с какой целью лок покупал предыдущий владелец, но ни он, ни я локомотив в игре не использовали, это был экспонат в абсолютном «нульсене», в коробочке, вполне возможно, что и прежний хозяин покупал его «до кучи», или, как я люблю выражаться, «чтоб было», вот и пролежал он у него без движения, надо полагать, много лет, а теперь «спит» в коробочке у меня, даже на витрину я его не выставлял – не возбуждает!..
И в то же время я «гоню напраслину» на этот неказистый локомотив, ведь и у него есть, чему поучиться и чему порадоваться, такие прелести надо искать во всех старых моделях, ведь, как ни крути, это уже прошлое, которое никогда не вернется в том же виде, правда?!
Ну что же, приступим, давай, синий, просыпайся, мы идем к тебе!
Коробка стандартная для своего времени, уже обезличенная и, увы, довольно хлипкая, из тонкого картона, требующего особо бережного обращения если, конечно, вы именно коллекционируете модели, стараетесь сберечь их во всем великолепии, включая тару.

Вот и коробочка, ничего необычного.
Вот и коробочка, ничего необычного.

На боковине импортная надпись, из которой следует, что образцом послужил локомотив железных дорого ГДР, оснащенный двумя двигателями. Указывается также длина образца – почти двадцать метров.
Здесь же, на боковине, если читать между строк, проявится другая важная информация – во-первых, локомотив не привозной, его централизованно реализовывали через сеть магазинов в СССР, о чем свидетельствует размашистая надпись шариковой ручкой, а во-вторых, мы получаем важное знание о том, сколько стоила тогда, в бытность Советского Союза, модель в магазине – целых 13 рублёв, не хило, надо сказать!

Информация о прототипе и ценник – важные знания о модели!
Информация о прототипе и ценник – важные знания о модели!

С другой стороны коробки информация уже о самой модели, если кратко резюмировать, то, по мнению изготовителя, перед нами точная и богато детализированная копия с современным (тому времени) панорамным остеклением, оснащенная мощным двигателем, который приводит в движение обе тележки. Ну и сказано о длине локомотива-игрушки: 223 мм.
Под логотипом ПИКО, изображенным вывороткой на черном фоне стоит скромная надпись LIZENZ, что намекает на несамостоятельность в плане изготовления, ведь мы то с вами знаем, что это детище кооператива Гютзольд, а не самого PIKO.
Раскрываем коробчёнку, выдвигаем белоснежно-пенопластовый ложемент, в котором под скромной картоной лежит он – герой сегодняшней статьи.

Вот ты какой, северный олень!
Вот ты какой, северный олень!

Ставлю на рельсы, фотографирую. Ну что сказать? Локомотив! Сине белый. Новенький. Да, да, реально – наклон стекол кабины экзотический, необычный. На этом бы, пожалуй, можно ставить точку в повествовании, поскольку ни тогда, двадцать с лишним, лет назад, ни сегодня BR118 к громким эпитетам и буре эмоций не сподвигает. Почему же так несправедливо? Давайте разбираться!

Неказист и скромен, но в этом, возможно, его «фича»?
Неказист и скромен, но в этом, возможно, его «фича»?

Как это было у классиков? «Мордашка - промокашка»? Ну как бы и так, как говорилось в гениальном анекдоте про Вовочку все тех же времен СССР, «мамы всякие важны, мамы всякие нужны», и здесь ситуация похожая: что такое есть, в принципе, локомотив? Произведение искусства? Нет! Для чего нужен локомотив и для чего он проектируется? Для того только, чтобы тягать вагоны и перевозить их быстро из пункта «А» в пункт «Б», а с этим у настоящего 118-го, надо думать, было все в порядке. Вещь то утилитарная, простая по внешнему виду и как тут , уже в модели, немцы умудрились бы «богато детализировать» то, что изначально таким не было, ума не приложу!

«Мордашка – промокашка», точнее не скажешь!
«Мордашка – промокашка», точнее не скажешь!

И все же, пару добрых слов для 118-го я найду. Модель сделана аккуратно, но она предельно простая, примитивная, я бы сказал. «Рельеф местности», то бишь рельефно выступающие детали на корпусе – минимальны, а это всегда минус для эстетики, здесь также нет сложных вклеенных деталей, хотя бы тех же «дудок» на крыше, чтобы разбавить всеобщую «голытьбу», корпус отштампован единой деталью, в этом то и засада.

Корпус выглядит бедно и лысо, увы.
Корпус выглядит бедно и лысо, увы.
На крыше – шаром покати, даже «дудок» нету, ну что за безобразие, чесслово!
На крыше – шаром покати, даже «дудок» нету, ну что за безобразие, чесслово!

Нижняя часть локомотивного корпуса и вовсе гладкая, пустая, без лишних подробностей, и тележки – не блещут ажурами, тут куда ни кинь взгляд придирчивого любителя подробностей – везде натыкаешься на «голяк», прям расстраиваешься!

Гол, как сокол – русская поговорка про немецкий локомотив прям в точку!
Гол, как сокол – русская поговорка про немецкий локомотив прям в точку!

Ну что, вздохнув тяжко, перевернем доходягу кверху брюшком, пророним скупую слезу и тут, хотя, есть здесь небольшая приятственность: в отличие от других моделей кооператоров и Гюдзольда, в частности, лишенных собственного имени после вхождения мелкого производства в состав гиганта ПИКО, тут логотип славного локомотивостроителя остался, вот он!

И тут все гладко «выбрито».
И тут все гладко «выбрито».
А вот логотип сохранился, и это приятно!
А вот логотип сохранился, и это приятно!

И еще о расстройствах. В жизни, как написано на коробке, у локомотива целых два дизельных двигателя, а вот модель обокрали: один единственный мотор установлен посередке платформы, и он передает движение на обе тележки. Правды ради замечу, что в игре эта ущербность не ощущается (с детьми мы все же успели в него поиграть, понять, что и к чему), поскольку корпус наполнен утяжелителями, обеспечивающими отличное сцепление колес с рельсовым полотном, но, блин, почему то другие локомотивы получали два мотора, а этот – нет!
У 118-го «зато» есть свет, хоть это как-то выручает в игре, разнообразит ее, поскольку и в движении тепловоз не может похвастаться особой статью, эстетикой, едет он неплохо – но не более того.
И все же есть для меня в этом локомотиве загадка, которую я разгадать не могу. Стартовал он в продаже в 1968 году, вот, например, страничка из легендарного каталога «с мальчиком»:

Старт продаж – далекий 1968 год!
Старт продаж – далекий 1968 год!

И, казалось бы, при столь противоречивом провенансе, простоте и неказистости 118-й продержался вплоть до скончания веков славной страны ГДР, но, блин, и это не стало для него финалом, он продолжил свое шествие и дальше, играючи преодолев миллениум!

В последнем социалистическом каталоге 90-91 годов локомотив тоже есть!
В последнем социалистическом каталоге 90-91 годов локомотив тоже есть!

Вот и скажите мне: как, каким образом эта простецкая и одновременно не столь уж дешевая модель умудрилась так уцепиться за рынок, покорив сердца любителей моделей в странах соцлагеря? Какой «секретик» манил «советских немцев», да и не только немцев, позволяя «шлепать и шлепать» бесконечные тиражи тепловоза, ничего из себя не представляющего ни внешне, ни внутренне? Я, если честно, до сих пор не пойму и не пойму уже, наверное. Поэтому тупо убираю тепловоз в коробку и обратно – на «аньтерсоли», пусть лежит, а я подумаю над загадкой мировой истории, что-то видать, не протумкиваю, не могу объять скромным своим человеческим умишком…

Сколько лет на конвейере - хоть это надо уважать!..
Сколько лет на конвейере - хоть это надо уважать!..