На XV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» промышленный потенциал Якутии был одной из главных тем обсуждения. Журналисты сайта «Промышленность России», работающие на полях форума, взяли комментарий у председателя комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Государственного собрания Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) Павла Петрова. Он заявил, что регион нуждается в логистических центрах и круглогодичных путях.
Павел Петров на XV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Источник фото: пресс-служба АНО СК «Каспий 2030».
– Какой потенциал развития промышленности в Арктике вы видите?
– Огромный! Потенциал развития промышленности в Арктике очень высок, особенно в Якутии. Недаром год от года растёт и привлекает всё новых инвесторов экономика республики. Это не только добыча полезных ископаемых, это не только развитие Северного морского пути, но это и логистические маршруты.Вот только что завершилась сессия, в которой я принимал участие, докладывал по поводу логистической схемы нашего региона. Меня поддержали не только наши соседи – арктические регионы, но и Дальневосточный федеральный округ.Для развития нашего бизнеса, промышленности нужна, в первую очередь, отличная и понятная логистика. Речь идет о текущем развитии Северного морского пути, строительстве доступных логистических центров. Рассматривался вопрос, должно ли сообщение по СМП происходить круглогодично или нет. Я считаю, что должно, но при этом пусть сообщение затрагивает не только схему развития Севморпути, но и внутренних регионов, по внутренним рекам. Снабжение идет не только в одну сторону по Северному морского пути, но еще происходит со стороны материка, земли.Развитие арктической зоны невозможно без транспортного сообщения, логистики. И, конечно, развитие Северного морского пути – это обязательное условие. Сейчас промышленность, которая работает в Арктике – это разработка шельфовых залежей и месторождений. В республике у нас происходит развитие не только угольной промышленности добычи газоконденсатов и углеводородов, но и развитие золотодобычи и других видов редкоземельных металлов. Развивается месторождение «Кючус» и другие объекты, некоторые из них вообще единственные в мире.
– Какие проекты по интеграции Якутии в транспортный коридор «Север–Юг» сейчас обсуждаются?
– Такие проекты, безусловно, есть. Потому что, если мы представим нашу Россию в целом: как у нас происходит снабжение, откуда и как идут товары? И вот здесь мы видим сотрудничество с Индией, Китаем, всей Юго-Восточной Азией. Само собой, без транспортного коридора, который соединяет Юго-Восточную и Центральную Азию с Россией – не обойтись. Даже во времена Сталина рассматривалась идея о создании узкого и быстрого транспортного коридора между Китаем и южным побережьем моря Лаптевых.Это прямое снабжение между Китаем и морем Лаптевых, которое идёт через железнодорожный транспорт. Железная дорога уже наполовину построена, и даже обсуждается идея о том, продолжить путь на Магадан, а от Магадана – к глубоководному морскому порту Нейба. Этот транспортный коридор станет прорывом во всём снабжении не только европейской части России, но и Европы в целом. Продукция будет поставляться в считанные дни.И вот этот проект сейчас обсуждается. И нам важно, чтобы снабжение было не только с юга на север, но и с севера на юг тоже. Нами есть что предложить наших друзьям из Глобального Юга.