Я в одной из прошлых публикаций сказала что жизненный опыт не алгоритмизируется. Или, говоря научно, "субъективный аспект сознания никогда не сможет быть эффективным образом принят в расчёт объективными методами". И призадуматься об этом пришлось опять же на нынешней non/fiction, когда я слушала доклад Владислава Отрошенко на тему ни много ни мало -
"Искусственный интеллект воссоздаёт сожжённый второй том "Мёртвых душ".
Я про Владислава Отрошенко ничего раньше не слышала. В Дзене мне как-то попадалось название книги про Сухово-Кобылина, роман-расследование о судьбе и уголовном деле, что-то типа того. Вроде как в серии ЖЗЛ вышла. Но имени автора я тогда не запомнила, конечно.
А на доклад пошла, привлечённая темой. Обычно на non/fiction, если писатель встречается с народом, то уж заодно рекламирует и свою книгу. И хотя у Отрошенко есть книга под названием "Гоголиана", разговор шёл не о ней, а о проекте, результат деятельности коего ещё не опубликован. Хотя, судя по всему, "рукопись" уже имеется 😋
Отрошенко - арт-директор проекта по восстановлению второго тома "Мёртвых душ" с помощью нейросети.
Интересно, что разговор он начал с рассказа о последних годах жизни Гоголя. Это существенно - чтобы понять исходные посылки тех, кто работает над проектом. Там вообще куча народа, историки, литературоведы, лингвисты, программисты. Но "зажигание включил", скорее всего, этот самый Владислав, его идея))
Итак, он не согласен с ходячим мнением, что Гоголь сжёг рукопись по ошибке либо в состоянии помрачённого сознания. Что касается "безумной версии". то тут уж Репин постарался со своей картиной:
И вот что говорит Владислав Отрошенко. Гоголь по какой-то причине считал, что написание второго тома "Мёртвых душ" связанно с судьбой его, Гоголя бессмертной души. Судя по сохранившимся отрывкам, Чичиков у него исправляется, становится богобоязненным, кается в прошлых заблуждениях, намерен работать на благо общества и заниматься благотворительностью. То есть это не то, что можно назвать естественным развитием образа, мягко говоря. Эти выглядит как вымученная епитимия и никакого отношения к литературному творчеству не имеет. "Бог отъял у меня способность творить", - говорил Гоголь по свидетельству современников, причём не один раз. И это не было кокетством. Ни один писатель о себе такого не скажет ни при какой погоде.
Этот странный второй том Гоголь собирался публиковать, есть признаки что вот-вот должна была рукопись отправиться в печать. Но и другая мысль в нём зрела. Он жил последние годы в доме А.П. Толстого на Никитском бульваре и хотел передать ему рукопись, с тем, чтобы Толстой после кончины Гоголя спросил мнения митрополита Филарета, печатать её или уничтожить. Александр Петрович Толстой не взял рукопись, потому что не захотел обсуждать столь мрачную тему, он сказал, что Гоголю ещё жить и жить, так что пусть сам решает.
И в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь рукопись-то и сжёг. Причём - смотрим на картину Репина - Гоголь на этом полотне явно не в себе, он полулежит перед камином, он то ли в муках, то ли в экстазе.
А на самом деле?
Мальчик-слуга Григорий свидетельствовал, что Гоголь изначально в эту ночь находился в своей спальне в глубине анфиладной части квартиры. Его кабинет-приёмная находился по другую сторону коридора. И Гоголь послал Григория посмотреть, топлено ли в кабинете. Никакого камина там не было, а был железная печь. Узнал, что печь не топлена, велел принести всё необходимое для растопки, послал слугу на второй этаж открыть заслонку трубы
- то есть понимаете, действовал вполне трезво и рассудочно. Что называется, обдуманные поступки с полным осознанием.
Пройдя через все комнаты и коридор, пришёл в кабинет. Когда огонь разгорелся, положил в печь рукопись, которая была в виде плотно увязанной стопки тетрадей. Гореть такой кирпич, истесно, категорически отказывался. Гоголь развязал шнурок, разобрал тетради на листы и аккуратно отправил их в огонь одну за другой. После чего вполне спокойно дал указание потрясённому слуге идти спать.
В конце февраля Гоголя не стало.
И к чему всё это рассказывал арт-директор проекта по восстановлению второго тома. К тому, что восстанавливать того вымученного кающегося Чичикова он и его коллеги не захотели. Тот Чичиков - история болезни и смерти Гоголя, а не явление жизни и творчества, не явление литературы. Можно рассматривать - а почему нет? - сожжение рукописи как отречение писателя от текста, который не был его достоин.
За основу второго тома участники проекта взяли фантасмагорическую историю одного реального человека, проживавшего в Области войска Донского. Звали его, между прочим, Павел Иванович, фамилию Отрошенко назвал, но я не запомнила.Что-то на К. Итак, Павлу Ивановичу К... попалась книга "Мёртвые души", он её прочёл и решил что это неплохая идея как разбогатеть. Крепостное право уже было пару лет как отменено, но на территории войска Донского действовало правило, что помещикам, владевшим крепостными по 7-й, 8-й и 9-й ревизии, полагалось за каждую душу 15 десятин земли. И вот этот Павел Иванович ездит и скупает мёртвых душ, числившихся по тем ревизиям "как бы живыми". Видимо, приходилось сделки оформлять задним числом.
В отличие от Чичикова, этот Павел Иванович не вводил продавцов в заблуждение - он сажал их всех на откаты, он давал крупные взятки местным чиновникам, в общем, всех повязал соучастием. Заработал на этой афере пятьсот тысяч серебром, что эквивалентно нескольким сегодняшним миллиардам. Погорел на собственной жадности - когда пытался угрозами заставить чиновников вернуть ему часть денег, отданных в виде взяток. Какой же чиновник вернёт взятку??!! В общем, его сдали властям, и Павел Иванович К... благополучно сел за незаконные спекуляции.
И вот эту историю и предложили нейросети как основу сюжета. Потом Отрошенко рассказывал, что пришлось довольно долго обучать ИИ творить в стиле Гоголя - задавали параметры, получали текст, анализировали, вносили уточнённые параметры - и так много-много итераций. И в какой-то момент произошёл качественный скачок - машина стала писать настолько похоже на Гоголя, что, как сказал Отрошенко, "мы даже испугались". Читаешь - и ну просто точь-в точь Гоголь! Искусственному интеллекту особенно хорошо даются диалоги, они получаются истинно гоголевскими, с элементами его фирменного абсурда))
И вот тут Отрошенко сказал это самое - про неалгоритмизируемый жизненный опыт. Не будем обманываться, сказал он, то, что будет на выходе - это именно арт-проект, это НЕ Гоголь. У каждого из нас есть "квалиа" - то, как мы воспринимаем мир в зависимости от наших глубоко личных ассоциаций, от нашего прошлого, от всей прожитой жизни. Это неповторимо, это невозможно воспроизвести. И это накладывает отпечаток на наше творчество. В настоящих текстах Гоголя есть нечто, что в машину не заложишь.
Когда выйдет книга - пока не сказали. Знаете что? Я заинтригована😉