Найти в Дзене

Русский язык. 5 класс. Второстепенные члены предложения. Дополнение

Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение Цели: 1. Познакомиться с функцией второстепенных членов предложения. 2. Познакомить с дополнением, как второстепенным членом предложения. Оборудование: Ход урока: 1. Словарная работа: конструктивный
конструкция
контекст
конфета
концерт
коньки
корабль
корзина
коридор
коричневый
корова
корреспондент
корыстный
космос
костюм
костёр
котелок
котлета
кочан
кочевник
кочерыжка
кочующий
красивый
кристалл
кровать
крокодил
кроссворд
кроссовки Значения слов: Конструктивный- в технике — это относящийся к конструкции: конструктивные изменения; в политике — создающий основу для дальнейшей работы. Контекст — законченный отрывок письменной или устной речи. Корыстный — стремящийся к личной выгоде. Кочерыжка — твёрдый стебель кочана капусты. Кристалл - твёрдое тело, имеющее естественную форму правильного симметричного многогранника. - Подчеркните прилагательные. Почему вы выбрали именно эти слова? Ответ: Прилагательные: констру
Оглавление

Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение

Цели:

1. Познакомиться с функцией второстепенных членов предложения.

2. Познакомить с дополнением, как второстепенным членом предложения.

Оборудование:

Ход урока:

1. Словарная работа:

конструктивный
конструкция
контекст
конфета
концерт
коньки
корабль
корзина
коридор
коричневый
корова
корреспондент
корыстный
космос
костюм
костёр
котелок
котлета
кочан
кочевник
кочерыжка
кочующий
красивый
кристалл
кровать
крокодил
кроссворд
кроссовки

Значения слов:

Конструктивный- в технике — это относящийся к конструкции: конструктивные изменения; в политике — создающий основу для дальнейшей работы.

Контекст — законченный отрывок письменной или устной речи.

Корыстный — стремящийся к личной выгоде.

Кочерыжка — твёрдый стебель кочана капусты.

Кристалл - твёрдое тело, имеющее естественную форму правильного симметричного многогранника.

- Подчеркните прилагательные. Почему вы выбрали именно эти слова?

Ответ:

Прилагательные: конструктивный, коричневый, корыстный, красивый - эти слова отвечают на вопросы какой? и обозначают признак предмета.

2. Диктант:

Вечер в горах выдался удивительно спокойным. На фоне закатного неба вырисовывался красивый силуэт одинокого дерева. У подножия скалы горел костёр, отбрасывая причудливые тени. Над огнём висел старый котелок, в котором булькала вода для чая.

Рядом на расстеленной ткани лежали припасы: сочная котлета, заботливо приготовленная дома, и плотный кочан капусты. Неподалёку бродил кочевник, присматривая за стадом овец. Его жизнь — постоянное движение, вечное кочующее существование среди горных вершин.

В расщелине скалы блеснул кристалл, словно крошечная звезда, упавшая с неба.

- Найдите в тексте словарные слова, с которыми мы познакомились на уроке. Проверьте, правильно ли вы их написали.

3. Работа над новым материалом:

- Мы с вами уже говорили о главных членах предложения, которые составляют его основу. Сегодня мы начнём разговор о второстепенных. Что это такое? Представьте человека в бане. Вот он в «чистом виде». А вот он вышел в раздевалку и начинает одеваться: бельё, брюки, рубашка… А, может быть, джинсы и свитер? Или футболка и шорты? Человек один и тот же, а одежда у него разная. От смены одежды его сущность — основа не изменилась, а вот выглядеть он стал иначе. Так и с предложением. Основа остаётся и несёт главную информацию, а оформление меняется. Это делают второстепенные члены. Приведём пример:

Идёт снег.

На улице идёт снег.

Идёт пушистый снег.

На улице идёт пушистый снег.

На ночной улице идёт пушистый холодный снег.

На холодной ночной улице идёт пушистый сверкающий под светом фонарей снег.

Второстепенные члены предложения — это дополнение, определение и обстоятельство. Каждый из них вносит в предложение что-то своё.

- Ну а теперь о самом первом второстепенном члене предложения. Итак, знакомьтесь — это дополнение.

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет (объект действия) и отвечает на вопросы косвенных падежей. К косвенным падежам относятся все падежи, кроме именительного .

Что значит — объект действия? Это значит, что предмет, который обозначает дополнение, никогда не выполняет действия сам. Но он испытывает их на себе. Например:

- Мы не заметили жука. Не заметили кого? Жука. Жук испытывает действие на себе.

- Мальчик сел за стол. Слова мальчик и стол одинаково отвечают на вопрос что? Но разница в том, что мальчик выполняет действие сам, значит, это подлежащее. А стол испытывает действие на себе. Значит, это дополнение и стоит оно не в именительном (в именительном падеже может стоять только подлежащее), а в винительном падеже.

Основные типы дополнений:
Прямые — выражаются существительными и местоимениями в винительном падеже без предлога.
Косвенные — выражаются существительными и местоимениями в других падежах, в том числе с предлогами.

Способы выражения дополнения

Дополнение может выражаться различными частями речи, например:
Именем существительным в косвенном падеже: «Путник увидел (что?) мрачный замок в тумане».
Местоимением в косвенном падеже: «Зачем ты только пригласил (кого?) её!».
Любой частью речи, находящейся в значении имени существительного: «Проводник сказал (кому?) провожающим выйти из вагона».
Глаголом в форме инфинитива: «Я забыл (что?) рассказать тебе о самом главном!».
Числительным: «Мы договаривались (на что?) на пять часов вечера».

Чем бы ни выражалось дополнение, оно всегда отвечает на вопросы косвенных падежей.

Попробуем выполнить упражнения:

Упражнения для закрепления:

Упражнение 1

Найдите дополнения в предложениях:

  • Девочка читает книгу.
  • Мама купила сыну подарок.
  • Ребята играют в футбол.
  • Я вижу друга.
  • Учитель объясняет правило.

Ответ:

Книгу (прямое дополнение), сыну (косвенное дополнение), подарок (прямое дополнение), в футбол (прямое дополнение), друга (прямое дополнение), правило (прямое дополнение)

Упражнение 2

Составьте предложения, используя данные слова в качестве дополнений:

книга, друг, письмо, маме, игрушки

Ответ:

Я читаю интересную книгу. По дороге я встретил друга. Я пишу письмо. Я всё маме расскажу. Не бери мои игрушки.

Упражнение 3

Преобразуйте предложения, заменив дополнения другими частями речи:

  • читаю (книгу) → читаю (что?)
  • позвонил (маме) → позвонил (кому?)

Ответ:

Я читаю о прошлом. Я читаю её. Я читаю эту. Я позвонил рассказать. Я позвонил ей. Я позвонил старшему.

Упражнение 4

Вставьте подходящие по смыслу дополнения:

  • Художник рисует _____.
  • Девочка кормит _____.
  • Мама готовит _____.
  • Ребята играют _____.
  • Учитель объясняет _____.

Ответ:

  • Художник рисует картину (пейзаж, натюрморт).
  • Девочка кормит кошку (собаку, гусей, кур).
  • Мама готовит завтрак (обед, ужин).
  • Ребята играют В мяч (в футбол, в волейбол)
  • Учитель объясняет задание (урок, правило).

Упражнение 5

Преобразуйте предложения, добавив дополнения:

  • Собака лает. → Собака лает (на кого?)...
  • Мальчик пишет. → Мальчик пишет (что?)...
  • Сестра читает. → Сестра читает (кому?)...
  • Повар готовит. → Повар готовит (что?)…

Ответ:

Собака лает на кота. Мальчик пишет письмо. Сестра читает книгу. Повар готови обед.

  • Упражнение 6
  1. Составьте 5 предложений с разными видами дополнений:
  • С прямым дополнением
  • С косвенным дополнением в родительном падеже
  • С косвенным дополнением в дательном падеже
  • С косвенным дополнением в творительном падеже
  • С косвенным дополнением в предложном падеже

Ответ:

Я сажусь за (за что?) стол.Я не услышал ни (чего?) звука. Мальчик пошёл к (к кому?)другу. Я гожусь своим (чем? успехом. Я люблю читать о (О чём)?)природе.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1

Найдите в этой странной записи дополнения. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Запишите получившиеся предложения.

1. Старик ловил существительным существительное.
2. Приплыла к местоимению рыбка.
3. Старый Тарас думал о прилагательном.
4. Завтра будет похоже на наречие.
5. Девять делится на числительное.
6. Все просили ее инфинитив.
7. Цельному словосочетанию скоро исполнится четырнадцать лет.

Ответ:

Старик ловил неводом рыбу. Приплыла к нему рубка. Старый Тарас думал о прошлом. Завтра будет походе на вчера. девять делится на три.Все просили её спеть. Кому-то из ребят скоро исполнится четырнадцать лет.

Задание 2

Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.

1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Весну объявили грачи. 4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами. 5. Я тоже не переношу зла. 6. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.

Ответ:

Церковь - (что?) прямое дополнение. На костёр (на что?) прямое дополнение), Весну (что?) - прямое дополнение, Малиной, травой, цветами (чем?) - косвенное дополнение. Не переношу (чего?) зла - косвенное дополнение. На поля (на что?) - прямое дополнение.

Тест

1. Определите соответствие:

1) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее и другие члены предложения, выраженные именем существительным;
2) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или состояния;
3) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения

а – дополнение; б – обстоятельство; в – определение

Ответ:

1в (определение), 2б (обстоятельство) 3в - дополнение

2. Укажите прямое дополнение в предложении

В одной из старинных книг я прочитал рассказ об Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.

1) книг
2) рассказ
3) Америго Веспуччи
4) именем
5) Америка

Ответ: рассказ

3. В каком из предложений нет прямого дополнения?

1) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.
2) Учёные доказали существование жизни в космосе.
3) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.
4) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.

Ответ: Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.

4. В каком варианте ответа указаны только косвенные дополнения?

С классическим произведением(1) вы не потеряете своего времени(2). Но классика не может ответить на все вопросы(3) сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу(4).
1) 1, 2, 4
2) 1, 2 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

5. В каком случае выделенное слово является дополнением?

1) Мы сели отдохнуть на скамейку у реки.
2) Машины шли медленно
из-за снегопада.
3) Моему
брату часто приходится ездить на такси.
4)
Несмотря на нелетную погоду, самолеты продолжали совершать рейсы.

Ответ: Отдохнуть - обстоятельство цели (сели для чего, с какой целью?). Из-а снегопада - обстоятельство причины -за чего? по какой причине? Брату _ кому? Чему? - косвенное дополнение. Совершать (что?) рейсы - прямое дополнение.


6. В каком случае выделенное слово не является дополнением?

1) Больной попросил сестру принести ему лекарства.
2) Тот же самый император Фердинанд пишет королю Густаву письма
c просьбой заступиться за Ливонию.
3) Я был занят домашними
делами целое утро.
4) Вспоминаю я эту
осень очень часто.


Ответ: Я был занят домашними делами. Слово "Делами"является частью составного сказуемого.


7. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением?

1) Голос матери доносится откуда-то издалека.
2) Журнал «Москва» только что опубликовал
роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
3) Вчера на улице мы встретились с нашими новыми
друзьями.
4) Я думаю, все люди верят в свое
«светлое будущее».

Ответ: Журнал "Москва" только что опубликовал (что ?) роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Я думаю, все люди верят в (во что?)"светлое будущее". - Прямое дополнение.

8. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением?

1) Меня угощали топленым молоком и уговаривали остаться.
2) Телеграмма была адресована моему двоюродному
брату.
3) Я не знаю другой такой
страны, где бы так бережно обращались с книгой.
4) Он никогда не думал о потраченном напрасно
времени — просто никогда не тратил время впустую.

Ответ: Все дополнения косвенные (чем?Т.п.) молоком, (кому?Д.п.) брату, (чего?)Р.п.) страны, (о чем?П.п.) о времени.

9. Чем выражено дополнение в предложении

Мы попросили девочку спеть?

1) Местоимением (мы);.
2) Глаголом (
попросили);
3) Неопределенной формой глагола (
спеть);
4) Существительным (
девочку).
Ответ: дополнения девочку (кого? косвенное), спеть (что? прямое).

Итог:

- Давайте вспомним, что такое дополнение?

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет (объект действия) и отвечает на вопросы косвенных падежей. К косвенным падежам относятся все падежи, кроме именительного

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Русский язык. 5 класс. Второстепенные члены предложения.Дополнение

Подписывайтесь на канал. Занимайтесь вместе с нами. Оставляйте вопросы в комментариях.