Найти в Дзене
Плёнки и винил

Когда реальность ломается: ещё пять российских психотронных фильмов 90‑х, которые пора откопать

Продолжаем путешествие по самым диким уголкам отечественного кино. Эти пять фильмов ещё безумнее и ещё отчаяннее в своих попытках изобразить то, что в нормальном кинематографе не принято показывать. Начало: 6. Оберег (1991) Сюжет завязан на фольклорных мотивах, суевериях, древних силах и местных ритуалах; в кадре – привычный сельский быт, поверх которого медленно проступает что‑то угрожающе иррациональное. Всё снято с наивной серьёзностью, что только усиливает ощущение тревоги. Психотронность тут в сочетании фольклорного материала с технической скромностью. Спецэффектов почти нет, зато есть атмосфера, странные диалоги, нелепые визуальные решения. 7. Великое замыкание, или Детонатор (1992) Это попытка снять научно‑фантастический фильм о глобальной угрозе, экспериментах, энергетике, катастрофах (вставьте нужный техно‑миф), но на ресурсах раннего постсоветского продакшена. На выходе получается гибрид постапокалипсиса, технотриллера и философской притчи, который всё время скатывается в
Оглавление

Продолжаем путешествие по самым диким уголкам отечественного кино. Эти пять фильмов ещё безумнее и ещё отчаяннее в своих попытках изобразить то, что в нормальном кинематографе не принято показывать.

Начало:

6. Оберег (1991)

Сюжет завязан на фольклорных мотивах, суевериях, древних силах и местных ритуалах; в кадре – привычный сельский быт, поверх которого медленно проступает что‑то угрожающе иррациональное. Всё снято с наивной серьёзностью, что только усиливает ощущение тревоги.

Психотронность тут в сочетании фольклорного материала с технической скромностью. Спецэффектов почти нет, зато есть атмосфера, странные диалоги, нелепые визуальные решения.

7. Великое замыкание, или Детонатор (1992)

Это попытка снять научно‑фантастический фильм о глобальной угрозе, экспериментах, энергетике, катастрофах (вставьте нужный техно‑миф), но на ресурсах раннего постсоветского продакшена. На выходе получается гибрид постапокалипсиса, технотриллера и философской притчи, который всё время скатывается в неумышленный сюр.

-2

Экспозиция и диалоги подают материал так, будто перед нами крупный scifi‑проект, но визуально и драматургически всё напоминает постановочный репортаж, снятый на коленке. Не пересказываю сюжет: всё равно не поверите, что у кого-то была настолько буйная фантазия.

8. Носилки для ёжиков (1992)

Фильм начинается как научно-фантастическая драма о талантливом изобретателе, который создал аппарат для перемещения в параллельную реальность. Но аппарат выглядит так, будто его собирали на заводе детских игрушек во время забастовки, а перемещения героя приводят к самым нелепым последствиям. Чувство неловкости при просмотре обеспечено.

-3

9. Монстры (1993)

Обязательный пункт всех подобных списков. Путешествие в радиоактивную зону, населённую гигантскими мышами, воронами и прочими мутантами, которые при этом очевидно криво выглядят.

Ощущение дешевизны и неизбывной странности в каждом кадре
Ощущение дешевизны и неизбывной странности в каждом кадре

10. Полигон один (1994)

В детской колонии над подростками проводят эксперименты с новым психотропным газом ZX, и ребята переживают яркие видения: кто становится ковбоем на Диком Западе, кто встречается с Гитлером или императором Павлом I, а кто-то оказывается среди фантастических чудовищ и междумирий.

Каждый прыжок в параллельную реальность сопровождается яркими спецэффектами, странными костюмами и иногда полностью мультяшными динозаврами, которые по задумке должны пугать, но вызывают скорее улыбку.

-5

Сюжетная логика растворяется, сцены никак не стыкуются, а режиссёр Валерий Родченко создаёт ощущение, будто галлюцинации – не самый плохой вариант бегства от мрачной реальности колонии.

Несмотря на трэшевое исполнение, идея грандиозна: социальная фантастика, эксперименты с психикой и искренняя забота трёх подростков друг о друге становятся сердцем картины.

Плёнки и винил | Дзен

Как думаете, какое психотронное кино 90-х стоит спасти от забвения? Что бы вы добавили в эту десятку? И главное: какой из отечественных фильмов претендует на звание «самого странного»? Пишите в комментариях – разберёмся вместе, что ещё скрывает отечественная параллельная кинореальность.