Найти в Дзене

Семейное обучение: контроль знаний могут ужесточить

Знания детей на семейном обучении собираются проверять чаще. Например, депутаты Брянской областной Думы предложили привести аттестацию «семейников» в соответствие с действующим законом «Об образовании». Инициативу поддержали и в Татарстане: там сначала прокурор республики, а затем детский омбудсмен отметили, что семьи, выбравшие обучение вне школы, пользуются слишком большими послаблениями. Брянские депутаты подчеркивают: нынешние правила откровенно расходятся с законом. Обычные школьники каждый год обязаны сдавать промежуточные контрольные, проходить нормативы и участвовать в других обязательных проверках. А «семейники» годами могут обходиться без МЦКО, ВПР и любых входных или итоговых контрольных - им требуется появляться только на ОГЭ и ЕГЭ. В областной думе уверены: если ребенок на семейном обучении не проходит аттестацию больше года, это наносит серьезный ущерб его интересам. В Татарстане обсуждение идет ещё активнее. На фоне общероссийских 64 тысяч «семейников» (0,41% школьников)

Знания детей на семейном обучении собираются проверять чаще.

Например, депутаты Брянской областной Думы предложили привести аттестацию «семейников» в соответствие с действующим законом «Об образовании». Инициативу поддержали и в Татарстане: там сначала прокурор республики, а затем детский омбудсмен отметили, что семьи, выбравшие обучение вне школы, пользуются слишком большими послаблениями.

Брянские депутаты подчеркивают: нынешние правила откровенно расходятся с законом. Обычные школьники каждый год обязаны сдавать промежуточные контрольные, проходить нормативы и участвовать в других обязательных проверках. А «семейники» годами могут обходиться без МЦКО, ВПР и любых входных или итоговых контрольных - им требуется появляться только на ОГЭ и ЕГЭ.

В областной думе уверены: если ребенок на семейном обучении не проходит аттестацию больше года, это наносит серьезный ущерб его интересам.

В Татарстане обсуждение идет ещё активнее. На фоне общероссийских 64 тысяч «семейников» (0,41% школьников), в республике дома учатся около трех тысяч детей - 1,67% от общего числа.

Поэтому, как считает прокурор Ильдус Нафиков, семейное обучение нужно «жестко контролировать». Детский омбудсмен Ирина Волынец, поддерживая инициативу, добавила, что под видом семейного образования иногда скрываются неблагополучные семьи, которые просто не водят детей в школу.

Эта реплика вызвала бурную реакцию в соцсетях.

Люди писали примерно одно и то же: государственная школа давно не гарантирует ни безопасности, ни качественного образования, а сама Волынец, по их мнению, не особенно защищает интересы детей.

Тон комментариев был резким:

«Оставьте семьи на семейном обучении в покое. Лучше наведите порядок в школах и займитесь качеством образования… Дети перестали быть в центре внимания, учителя заняты отчетами и показателями. И родители вправе сами решать, как будут учиться их дети».

Журналисты «МК», поднимая вопросы, почему семьи выбирают этот путь и почему государство так настойчиво пытается «причесать» тех, кто живет по другой образовательной логике, обратились к экспертам.

Так, по словам методиста Анастасии Гордеевой, путаница начинается с терминов. Домашнее обучение и семейное - разные вещи.

Домашнее образование - временная мера: учителя приходят к ребенку или занимаются с ним дистанционно, потому что здоровье или обстоятельства не позволяют ходить в школу. За результат отвечает школа.

Семейное - совершенно другая история. Ребенок учится дома, а родители становятся фактически руководителями процесса. Школа нужна лишь для прикрепления, льгот и сдачи экзаменов.

Все остальное - физкультура, ОБЖ, технология, классные часы, подъем флага, сбор макулатуры, ВПР, четвертные контрольные - проходит мимо, если только семья сама не захочет участвовать. Обычно не хочет.

Всё это началось в 2013-м. Тогда экстернат из закона исключили, а семейное обучение внедрили в качестве новой формы. Причем изначально предполагалось, что оно будет полностью автономным, без привязки к школе, но родители воспротивились, и систему все же оставили гибридной.

По мнению ряда экспертов, логично было бы обязать всех детей, вне зависимости от формы обучения, проходить единый набор промежуточных аттестаций.

«Одаренные «семейники» легко справятся, а детям, которые объективно не тянут программу, будет проще вернуться в школу, не затягивая процесс».

Отдельной строкой - история многодетной семьи Тепляковых. Глава семьи, Евгений Тепляков, регулярно поднимает вопрос оплаты своего труда как «семейного педагога», хотя отлично знает, что таких ставок в принципе не существует. Максимум - статус воспитателя в семейном детском саду, да и то при строгих условиях. Судя по его конфликту (судебному иску) со школой №626, проблемы возникли и на этом пути.

По утверждению завуча Лидии Леонидовой, сейчас перестали делать поблажки «семейникам» - ни садам, ни школьникам на семейном обучении.

Кроме того, семейное обучение плохо согласуется с недавними изменениями закона, которые усиливают воспитательную роль школы. Как воспитывать того, кто в школе бывает только раз в год - вопрос пока открытый.

Коллаж автора
Коллаж автора

Есть и формальные противоречия. Например, при поступлении в 10 класс учитывается средний балл аттестата, а оценки «семейников» далеко не всегда сопоставимы с оценками обычных школьников.

Вероятно, ясность внесет новый федеральный образовательный стандарт. Для старшей школы он начнет действовать уже в следующем году, а для остальных классов - в 2027-м. Возможно, тогда семейное обучение изменят или заменят другой формой.

Помимо формальных требований, есть и социальные опасения. Соцслужбы говорят о риске изоляции детей, обучающихся дома: в школе проблемы подростков заметнее. Поэтому региональные власти обсуждают дополнительные меры контроля - от собеседований и психологических тестов до домашних проверок.

В целом просматривается тенденция: на фоне снижения числа детей в детсадах и начальной школе государство стремится упорядочить образовательные форматы, которые воспринимаются как лишние или трудноконтролируемые.