Найти в Дзене
VarТехник

Самая слабая часть советских танков. Почему удар в корму опаснее, чем кажется?

Говоря об уязвимых зонах, мы часто думаем про «дыры» в лобовой броне, часто забывая, что точность даже самых современных средств поражения, зачастую не настолько высокая, чтобы при атаке в лоб попасть именно в орудийную маску, например. В разы эффективнее быть в борт или корму, если есть такая возможность, или выводить из строя ходовую часть, приборы наблюдения, вести огонь осколочными боеприпасами в лобовую часть башни, вредя орудию танка и делая его бесполезным. С появлением дронов, атаки в борт, а то и в корму стали частым явлением и если удар в борт сложно переоценить, то атаку сзади наоборот, многие недооценивают, особенно в контексте советских танков. Что в теории? Практически все современные танки используют классическую компоновку, в которой моторно-трансмиссионное отделение расположено сзади. Такое решение позволяет сохранить работоспособность силовых агрегатов при атаке в лоб, благодаря чему экипаж имеет возможность покинуть бой, не выходя из танка. Этот нюанс особенно важе
Оглавление

Говоря об уязвимых зонах, мы часто думаем про «дыры» в лобовой броне, часто забывая, что точность даже самых современных средств поражения, зачастую не настолько высокая, чтобы при атаке в лоб попасть именно в орудийную маску, например. В разы эффективнее быть в борт или корму, если есть такая возможность, или выводить из строя ходовую часть, приборы наблюдения, вести огонь осколочными боеприпасами в лобовую часть башни, вредя орудию танка и делая его бесполезным. С появлением дронов, атаки в борт, а то и в корму стали частым явлением и если удар в борт сложно переоценить, то атаку сзади наоборот, многие недооценивают, особенно в контексте советских танков.

Что в теории?

Практически все современные танки используют классическую компоновку, в которой моторно-трансмиссионное отделение расположено сзади. Такое решение позволяет сохранить работоспособность силовых агрегатов при атаке в лоб, благодаря чему экипаж имеет возможность покинуть бой, не выходя из танка. Этот нюанс особенно важен в условиях общевойскового боя (иной в наши дни не встречается вообще), ведь противник может преследовать цель не только повредить танк, но и уничтожить его. Как показала практика многих конфликтов, сделать это можно минными заграждениями или обездвиживанием машины с последующим артиллерийским ударом. Как в этих условиях экипаж может покинуть машину без риска получить пулю или осколок?

С повреждением опорных катков не всё так однозначно, в отличие от гусениц… Но как быть с повреждением двигателя или коробки передач? В теории, танк в худшем случае загорится, что не так страшно в наши дни – многие ОБТ имеют автоматическую систему пожаротушения и механизмы изоляции горящего бака от общей топливной системы. На практике всё гораздо сложнее и многое зависит от компоновки боевого отделения.

-2

Почему удар в корму опаснее?

Предлагаю внимательно посмотреть на типичную компоновку основного боевого танка советской школы. На полу боевого отделения или вдоль погона башни размещён транспортёр автомата заряжания с боеприпасами, но это не единственное место хранения снарядов и зарядов… Вокруг него есть неавтоматизированные укладки, которые становились наиболее частой причиной пожаров боекомплекта или его детонации.

Сейчас проблему решили устранением многих неавтоматизированных мест хранения, но это не значит, что от брикетов с боеприпасами отказались в принципе. Тот же Т-90М обладает кормовой нишей башни с целью компенсации нехватки снарядов при нарушении снабжения. То есть танкисты могут вне боевых условий от крыть люки кормовой ниши и переложить боеприпасы из неё в автомат заряжания. Вместо убранных стеллажей для снарядов установили протектированные топливные баки, дабы увеличить запас хода без дозаправки.

-3

Однако снаряды размещают не только в кормовой нише и это касается только Т-90М… Как быть с другими танками, у которых такой ниши нет вообще? Между автоматом заряжания и моторным отделением сохраняют брикет для снарядов и зарядов. Он сравнительно не высокий и отдалён от лобовой брони, что на момент демонстрации Т-90МС в 2012 году считалось вполне рациональным решением. Но сейчас это преимущество превратилось в огромный недостаток!

Дроны позволяют обойти танк с тыла и удар в «затылок», по крышке моторного отделения под углом приводит к практически беспрепятственному проникновению кумулятивной струи не только в МТО, но и боевое отделение. Для всех танков советской школы без исключения это значит, что кумулятивная струя практически гарантированной попадает в брикет с боеприпасами, вызывая их возгорание или детонацию. Если снарядов в неавтоматизированной укладке нет, то Т-72 и Т-90 повезло больше – вероятность попадания в транспортёр автомата не большая, в отличие от Т-80, вертикальное положение зарядов в котором практически не оставляет шанс на сохранение машины.

Подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях. Не забывайте поддерживать автора – Вам не сложно, а нам приятно и мотивирует создавать новый контент для Вас!