Найти в Дзене

РЖД простыми словами: что это за компания, откуда взялась и зачем я веду этот блог

Ночной поезд уходит из Москвы куда-нибудь в Омск, проводница машет зелёным фонарём, а над платформой горит знакомое красное “РЖД”. Мы видим этот логотип постоянно, но далеко не все понимают, что такое РЖД на самом деле и как до этого вообще дошли железные дороги в России. Эта статья — стартовая. Хочу коротко, по-человечески объяснить, что такое РЖД, как всё начиналось, как менялось и что за путешествия на поезде будут в этом блоге. РЖД — это не вся железная дорога, но почти Начнём с самого главного. РЖД (Российские железные дороги) — это огромная государственная транспортная компания. Полное название — открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Учреждено оно постановлением Правительства РФ № 585 от 18 сентября 2003 года, а с 1 октября 2003 года компания приняла от Министерства путей сообщения функции хозяйственного управления сетью: путями, вокзалами, локомотивами и так далее. За государством через Минтранс и другие ведомства остались регуляторные функции. По сути, из
Оглавление

Ночной поезд уходит из Москвы куда-нибудь в Омск, проводница машет зелёным фонарём, а над платформой горит знакомое красное “РЖД”. Мы видим этот логотип постоянно, но далеко не все понимают, что такое РЖД на самом деле и как до этого вообще дошли железные дороги в России.

Эта статья — стартовая. Хочу коротко, по-человечески объяснить, что такое РЖД, как всё начиналось, как менялось и что за путешествия на поезде будут в этом блоге.

РЖД — это не вся железная дорога, но почти

Начнём с самого главного.

РЖД (Российские железные дороги) — это огромная государственная транспортная компания. Полное название — открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Учреждено оно постановлением Правительства РФ № 585 от 18 сентября 2003 года, а с 1 октября 2003 года компания приняла от Министерства путей сообщения функции хозяйственного управления сетью: путями, вокзалами, локомотивами и так далее. За государством через Минтранс и другие ведомства остались регуляторные функции.

По сути, из классического министерства сделали большой госхолдинг. Акционерное общество, но со 100 % акций у государства.

По состоянию на конец 2010-х — начало 2020-х годов в управлении РЖД около 85,5–85,6 тыс. км эксплуатационной длины путей общего пользования и примерно 43–44 тыс. км электрифицированных линий.

С точки зрения масштабов экономики это выглядит так: РЖД и аффилированные с ней компании обеспечивают примерно 40–45 % грузооборота транспортной системы России (с учётом трубопроводов) и более четверти пассажирооборота страны.

Для нас с тобой это намного проще:

  • логотип РЖД на билетах и вагонах;
  • фирменные поезда, плацкарт и купе;
  • “Сапсаны” и “Ласточки”;
  • пригородные электрички;
  • редкие, но очень атмосферные туристические маршруты по красивым местам.

Вот обо всём этом — и о конкретных маршрутах РЖД — как раз и будет этот блог.

Московский вокзал. Санкт-Петербург
Московский вокзал. Санкт-Петербург

Как всё вообще началось: от первых рельсов до большой сети

Сразу оговорюсь: это не учебник истории, а краткий обзор для понимания контекста.

Железные дороги в России появились задолго до самой компании РЖД.

В конце XVIII — начале XIX века рельсы прокладывали на заводах и стройках: по ним лошади и рабочие катили вагонетки с рудой и кирпичом. Фактически это были рельсовые пути для вагонеток — по сути, прообраз железной дороги, но без привычных нам поездов и вокзалов.

Первый настоящий рывок — 1837 год и Царскосельская железная дорога между Петербургом и Царским Селом. Тогда поезда по России воспринимались как аттракцион: красиво, быстро, модно, но всё ещё немного страшно и непривычно. Через несколько десятилетий появляется Николаевская железная дорога Санкт-Петербург — Москва, и вот тут уже запускается серьёзная история российских железных дорог: две столицы можно связать за сутки, а не за несколько дней по разбитому шоссе.

Кратко и очень упрощённо по основным вехам до РЖД:

  • 1837 — первая общественная железная дорога Петербург — Царское Село.
  • 1851 — магистраль Санкт-Петербург — Москва.
  • конец XIX века — массовый рост сети, выход к Сибири.
  • XX век — развитие Транссиба, новые магистрали, электрификация.

За каждым пунктом — горы деталей: частные дороги, спорные проекты, переходы колеи, но для нашего блога важнее общее ощущение: рельсы постепенно превращаются из диковинки в скелет огромной страны.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

СССР, МПС и тяжёлые 90-е: железная дорога до РЖД

После революции все частные железные дороги национализировали. Управление сосредоточили в наркомате, позже — в Министерстве путей сообщения СССР. В советское время железная дорога стала основой логистики: по ней возили и людей, и уголь, и зерно, и военную технику.

В СССР продолжают развивать уже существующий Транссиб, строят новые магистрали вроде Турксиба, позже — Байкало-Амурской магистрали, активно электрифицируют сеть.

К 1970-м годам эксплуатационная длина сети (включая пути необщего пользования) измеряется уже сотнями тысяч километров, но вместе с этим растут и проблемы: износ инфраструктуры, нехватка вагонов, недофинансирование.

В 1990-е ситуация усложняется: экономика штормит, денег мало, поезда по России стареют, вокзалы выдыхаются, пригородные перевозки убыточны. Железная дорога всё ещё выполняет важную социальную функцию, но обновлять парки и пути сложно.

Логичное решение государства — реформировать отрасль и отделить “управляю хозяйством” от “регулирую и контролирую”. Так и появляется идея вынести операционную часть в отдельную компанию.

Перрон Витебского вокзала
Перрон Витебского вокзала

Рождение РЖД: новая форма старых рельсов

18 сентября 2003 года Правительство РФ принимает постановление № 585 «О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги”».

Дальше — важная детализация, чтобы не было путаницы:

  • 18 сентября 2003 г. — юридически учреждают ОАО «РЖД».
  • с 1 октября 2003 г. компания принимает от МПС функции хозяйственного управления сетью: инфраструктурой, перевозочным процессом, имуществом (всего в уставный капитал внесли активы почти тысячи организаций железнодорожного транспорта).
  • сам Минпуть (МПС) вскоре упраздняют, регуляторные функции перераспределяют между другими органами власти.

То есть по существу это всё те же рельсы, вокзалы и “железные дороги России”, но управляет ими уже не министерство, а большая госкомпания в форме ОАО, а сейчас — ПАО/АО.

Сегодня РЖД — один из крупнейших работодателей в стране и одна из крупнейших железнодорожных компаний мира по протяжённости сети и объёмам перевозок.

Диспетчерская
Диспетчерская

РЖД сейчас: что происходит на рельсах в 2020-х

Если смотреть на железную дорогу глазами обычного путешественника, РЖД сегодня — это смесь старой романтики плацкарта и вполне современного сервиса.

По состоянию на конец 2010-х — начало 2020-х:

  • эксплуатационная длина железных дорог общего пользования — около 85,5–85,6 тыс. км;
  • из них более 43–44 тыс. км — под контактной сетью, то есть электрифицированы;
  • ежегодно по сети российских железных дорог совершаются сотни миллионов поездок, а доля железнодорожного транспорта (включая РЖД и связанные компании) в пассажирообороте страны превышает четверть;
  • на железнодорожный транспорт приходится около 40–45 % грузооборота транспортной системы России (с учётом трубопроводов).

Если совсем по-человечески, чем сегодня занимается РЖД и “окрестности”:

  1. Дальние поезда

    Наши любимые плацкарт, купе, СВ. Классические ночные поезда по России, многодневные маршруты типа “Москва — Владивосток”, фирменные составы со своими легендами.
  2. Пригород

    Электрички и “Ласточки”, которые каждый день развозят людей по агломерациям: на работу, в колледж, на дачу. Для многих городов это вопрос выживания, а не просто удобства.
  3. Скоростные и высокоскоростные поезда

    “Сапсаны” между Москвой и Петербургом, быстрые “Ласточки” на юг и в крупные города. Здесь уже ближе к европейским стандартам: быстро, тихо, с розетками и WiFi.
  4. Туристические и ретро-маршруты

    Паровозы, панорамные вагоны, поездки по Байкалу, тематические маршруты — нишевая, но очень душевная часть
    путешествий на поезде.

Кратко по делу: РЖД и рынок перевозок

  • доминирующее положение на рынке дальних пассажирских перевозок;
  • около 40–45 % грузооборота транспортной системы страны;
  • более ¼ пассажирооборота (в некоторые годы ближе к трети).
Современный вагон-бистро
Современный вагон-бистро

Мини-история: одна ночь в плацкарте

Немного отойду от цифр.

Ночь. Где-то между Кировом и Пермью. В плацкарте тихо гудит кондиционер, проводница заливает чай в стаканы с подстаканниками, в коридоре шёпотом обсуждают, будет ли поезд стоять 20 минут, чтобы успеть за пирожками.

Я лежу на верхней полке и думаю, что вокруг меня — вся философия поездов по России.

С одной стороны — старые привычки: те же багажные полки, чай, разговоры “вы откуда” и “до куда едете”.

С другой — обновлённый вагон РЖД: розетки у каждой полки, электронный билет в телефоне, табло с текущей скоростью и температурой за бортом.

За окном иногда промелькнёт маленькая станция: один фонарь, пару домов, тёмный лес. И в этот момент очень отчётливо чувствуешь, что РЖД — это не только бизнес и инфраструктура, но и тысячи таких вот точек на карте, где поезд — единственная живая связь с “большой землёй”.

Плацкартный вагон с розетками под столиком
Плацкартный вагон с розетками под столиком

О чём будет этот блог про РЖД и поезда по России

Раз уж это первая статья, важно честно сказать, что здесь будет дальше.

В этом блоге я хочу собирать всё самое живое и полезное про маршруты РЖД и историю российских железных дорог:

  • Маршруты и идеи поездок

    Готовые сценарии: куда уехать на выходные, как съездить через полстраны с комфортом, какие ночные поезда особенно атмосферные.
  • Практика и лайфхаки

    Как выбирать места в вагоне, когда билеты дешевле, что взять в длинную дорогу, как не ошибиться с пересадками и стыковками.
  • История и закулисье

    Старые станции, легендарные поезда, забытые линии, интересные факты о том, как строилась железная дорога и как живёт сейчас.
  • Современные изменения в РЖД

    Новые поезда, изменения в правилах, сервисы, приложения — всё, что влияет на наши реальные поездки.

Моя цель простая: чтобы после каждой статьи ты чуть лучше понимал, как устроены РЖД и поезда по России, и чуть сильнее хотел куда-нибудь сорваться по рельсам.

Блог о РЖД
Блог о РЖД

Вместо вывода: рельсы как способ смотреть на страну

Железная дорога в России прошла путь от заводских вагонеток до гигантского холдинга РЖД. От короткой линии до Царского Села — до Транссиба и поездов, которые идут через семь часовых поясов.

Сейчас это и бизнес, и инфраструктура, и огромная коллекция человеческих историй: проводники, которые знают полстраны по именам; пассажиры, едущие домой через пол-Евразии; маленькие станции, которых нет в туристических путеводителях, но есть в нашей памяти.

В следующих статьях будем уже детально разбирать конкретные путешествия на поезде, маршруты, вагоны и лайфхаки.

А пока расскажи: что для тебя РЖД — просто логотип на билете или что-то большее? Какую свою поездку по железной дороге ты вспоминаешь чаще всего — и почему именно её?