Найти в Дзене

Духовный пастырский совет согласно сочинениям архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Часть 1

Оглавление

Многим известно знаменитое выражение, однажды сказанное архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), что главное в жизни — это «вера в Промысл Божий и рассуждение с советом» [Божий инок 2009: 341].

Можно долго вникать в глубину этого утверждения, но в рамках нашей статьи эта предваряющая все остальные рассуждения цитата имеет целью показать важность совета в пастырском служении, а также, что душепопечение, иначе пастырское консультирование, — это необходимая область пастырского служения.

Целью настоящего исследования является раскрытие содержания пастырского консультирования на основании сочинений пастырско-аскетического характера, написанных как самим архимандритом Иоанном, так и его современниками.

Жизнеописаний архимандрита Иоанна составлено немало, есть и публикации, посвященные анализу разных этапов его священнического служения [Секретарев 2016; Власов 2021]. Однако в проведенных ранее исследованиях вопрос методологии пастырского советования архимандрита Иоанна (Крестьянкина) не затрагивался. Восполнить лакуну в этом направлении призвано настоящее исследование.

Для начала мы рассмотрим понятие пастырского консультирования, чтобы определить его место и значение в структуре пастырского душепопечения.

Пастырское консультирование как направление пастырского душепопечения

Для начала дадим краткую характеристику пастырского консультирования как направления пастырского душепопечения, а также приведем аргументы в пользу обоснованности использования термина «пастырское консультирование» в православном богословии.

Пастырское душепопечение — это весьма многогранная область пастырской деятельности [Вениамин (Федченков) 2006: 161], включающая в себя такие направления, как духовное руководство, катехизация, гомилетика, служение в местах лишения свободы, духовная поддержка больных и обездоленных людей и многое другое. Каждое из направлений пастырского душепопечения имеет свои особенные черты и свою специфику. Одной из областей пастырского душепопечения является пастырское консультирование.

Хотя термин «консультирование» невербально может отсылать к психологии или психиатрии, тем самым потенциально замыкая деятельность пастыря на психологических приемах и методах работы, основное значение у данного термина нейтральное: «предоставление информации в форме беседы, необходимой человеку в его жизненной ситуации» [Болотникова 2011: 6]. «Советничество» выступает концептуальным аналогом «пастырского консультирования», хотя и не исчерпывает всей полноты его смыслового содержания.

Слово «консультирование» в иностранной научной литературе используется повсеместно. Но при этом довольно часто речь идет не о пастырском, а о христианском консультировании, что предполагает участие мирян[1]. Мы же обращаемся к пастырскому консультированию как сосредоточенному на священнослужителе [Benner 2003: 16], чтобы показать, что предметом рассмотрения является исключительно священнический совет, в отличие от совета, предоставляемого диаконом, чтецом или мирянином, роль которых в иных христианских конфессиях может быть более весомой, чем в Русской Православной Церкви [McKeever 2011: 2].

В литературе, публикуемой в рамках издательской программы Русской Православной Церкви, на данный момент уже используется термин «приходское консультирование», что видно из того, что, например, в 2013 г. было издано специализированное пособие, позволяющее использовать термин «консультирование» для указания на особый вид коммуникации священника с духовными чадами[2]. Это указывает на уместность употребления термина «консультирование» с целью описания особого вида коммуникации священника с духовными чадами. А прибавление к термину «консультирование» слова «пастырский» необходимо с целью конкретизации, поскольку советничество может осуществляться не только священнослужителями, но и мирянами или монашествующими, не имеющими сана.

Таким образом, пастырское консультирование представляет собой деятельность пастыря, связанную с преподанием советов [Sierra 2014: 76], отличающуюся, во-первых, от катехизации, во время которой даются не советы, а научения в основах веры готовящимся ко Крещению, во-вторых, от духовного руководства, или же духовничества, которое включает в себя не только советование, но и молитву пастыря за духовных чад, совершение богослужений и треб, социальную помощь и благотворительность.

Сущность пастырского консультирования заключается именно в советничестве, что выражается в ответах на вопросы и пастырском слове, на-правленном на оказание духовной поддержки в выборе вариантов разрешения жизненных ситуаций людей различного социального статуса, пола и возраста.

Священное Писание свидетельствует о потребности в наставниках в законе Господнем для народа: при недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует (Притч 11, 14). Преподобный Авва Дорофей, толкуя этот стих, говорит: «Видите ли, братия, силу сего изречения? Видите ли, чему учит нас святое Писание? оно увещевает нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Боге» [Авва Дорофей 2014: 103].

Найти подход к каждому человеку, привести его к познанию закона Божия — долг любого священника. Поэтому, согласно епископу Пантелеи-мону (Шатову), если «священник отказывает в совете приходящим к нему людям, он не исполняет своего пастырского долга» [Пастырь в наше время: Размышления, вопросы и ответы 2024: 16]. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) воспринимал пастырское консультирование как долг любого священника, а потому и сам давал наставления и советы обращающимся к нему людям, отвечал на приходящие ему письма.

Путем анализа эпистемологического материала и сочинений старца можно выделить ряд практических рекомендаций для современных пастырей Церкви. Для начала сделаем обзор сочинений архимандрита Иоанна (Крестьянкина), с тем чтобы выделить те из них, в которых он затрагивает вопрос пастырского советования, условий его преподания и характера поведения священнослужителя в разных ситуациях.

Сочинения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), в которых ведется речь о пастырском совете

Архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) написано немало сочинений на разные темы. Вышедшие из-под его пера сочинения издавались при жизни старца и продолжают переиздаваться после смерти. Объем тиражей свидетельствует о большой популярности его трудов среди разных слоев населения.

Как известно, отец Иоанн вел обширную переписку с людьми раз-ного социального статуса и духовного состояния. В основном это были письма к частным лицам. Преимущественно в них затрагивалась тема устроения духовной жизни, основанная на традиционной православной аскетике. В письмах старец обращается, во-первых, к монашествующим, во-вторых — к мирянам. Сами сочинения носят популярный характер, они не изобилуют ссылками на фундированную научную литературу, терминология на греческом или латинском языке встречается редко[3]. И даже при цитировании Священного Писания архимандрит Иоанн в основном подает библейский текст в пересказе своими словами.

Проанализировав текстуальное наследие старца, мы выделили ряд произведений, которым будет дана более подробная характеристика ввиду того, что в них встречаются заметки архимандрита Иоанна, касающиеся пастырского консультирования.

Источниками для нашего исследования, в первую очередь, служат следующие сочинения: книга «От сердца к сердцу» (2015) издательства Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, которая представляет собой собрание писем старца, разделенное на две тематические части: «Письма к отдельным адресатам» и «Письма к разным лицам, расположенные по темам». Во втором разделе содержится важная для исследования тема «Священство и пастырство», располагающая богатым материалом по пастырскому консультированию.

Книга «Неведомому чаду» (2012) симферопольского издательства «Родное слово» имеет два раздела. Первый — «Путь жертвенной любви», посвященный в основном воспоминаниям о старце его современников, второй представляет собой исследование архимандрита Филарета (Кольцова), посвященное теме «Пастырского служения архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». В книге также собраны избранные проповеди и дневниковые записи старца и воспоминания его духовных чад. В данном издании присутствует важная для исследования тема духовного отцовства, а также тема необходимости обращения пастыря к святоотеческому опыту.

Сочинение «Настольная книга для монашествующих и мирян» (1998) издательства Псково-Печерского Успенского монастыря составлена самим архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и названа им настольной. Книга имеет три раздела: «О монашестве», «Тропинка к Единому на потребу» и «Заветы инокам». Нас интересует второй раздел данной книги, поскольку в нем описываются обязанности монашествующих и даются рекомендации, которыми могут руководствоваться в том числе священнослужители.

Книга «Божий инок» (2009) издательства Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря представляет собой собрание воспоминаний братии Псково-Печерского монастыря и духовных чад старца. Книга богата описанием разных сторон пастырского служения архимандрита Иоанна, а также советов, даваемых старцем другим священникам.

Анализ сочинений, которые непосредственно соприкасаются с темой пастырского консультирования, показывает, что архимандрит Иоанн сталкивался с большим разнообразием пастырских случаев. Его вовлеченность в разные сферы жизнедеятельности современников позволяет сделать вывод, что принципы, которые выработал отец Иоанн в своем служении, могут считаться универсальными. Сам архимандрит Иоанн не составлял перечней рекомендаций священникам о том, как давать советы другим людям. Следовательно, наша систематизация высказываний старца на тему пастырского консультирования является в какой-то мере субъективной, основанной на параллелях с высказываниями иных пастырей, которые были современниками архимандрита Иоанна.

В следующем разделе мы коснемся темы духовного отцовства, а именно того, каким архимандрит Иоанн (Крестьянкин) видел духовное отцовство в лице рядового священника.

Продолжение следует...

Иеромонах Ириней (Пиковский), Диакон Олег Чорната

Статья из журнала Сретенское слово

[1] Например: Collins G. R. Christian Counseling: Revised and Updated. Nashville : Thomas Nelson, 2007. 976 p.

[2] См.: Практическое руководство по приходскому консультированию. М.: Право-славное образование, 2013. 252 с.

[3] Исключением может являться магистерская диссертация «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни», написанная архимандритом Иоанном в течение 1947–1950 гг.