Инди-хоррор "Оковы смерти" (в оригинале пафосное "Revival") от итальянского маэстро бюджетных ужасов Дарио Германи.
Почему мы вообще об этом говорим? Потому что создатели заявили этот фильм не как очередной "слэшер про маньяка с бензопилой", а как психологический триллер с элементами научной фантастики. Чувствуете запах? Это запах претензии на интеллектуальность.
Премия Дарвина для грабителей
Сюжет стартует с классики, которую мы видели тысячу раз, но которую всё равно любим. В центре внимания — два гения преступного мира, Рич и Грант.
Парни решили, что ограбление — это легкие деньги. Спойлер: нет. Дело идёт не по плану (кто бы мог подумать?), и наши горе-бандиты оказываются ранеными, в панике и в бегах.
По законам жанра, вместо того чтобы поехать в ближайшую подпольную клинику или сдохнуть в канаве, они натыкаются на уединенный дом в лесу.
Знаете, такой дом, который буквально кричит: "Входите, здесь вас ждут чай, печеньки и мучительная смерть!". Но Рич и Грант, видимо, хорроры не смотрят. Они стучатся в дверь.
Хозяин дома — милейший дедушка Мартин. Интеллигентный, спокойный, представляется бывшим врачом.
"О, какая удача!" — думают грабители. — "Нас подлатает добрый доктор Айболит!".
Мартин их радушно принимает, бинтует раны и укладывает спать. В этот момент уже хочется крикнуть в экран: "Бегите, идиоты!", но парни расслабляются. Это их фатальная ошибка.
И тут начинается настоящий боди-хоррор. Уютная спальня сменяется сырой, грязной подземной лабораторией. Рич и Грант просыпаются не от запаха кофе, а от звона цепей. Они прикованы. Вокруг — какие-то жуткие медицинские приборы, а рядом — другие "счастливчики", которые тоже зашли к Мартину на огонек.
Выясняется, что дедушка Мартин — не просто пенсионер, выращивающий кабачки. У него есть хобби. И это не рыбалка.
У доктора есть мрачная тайна и одержимость. Он потерял любимую женщину (классика!) и теперь верит, что сможет воссоединиться с ней... за чертой смерти.
Но как туда попасть и вернуться? Правильно, нужны эксперименты! Для Мартина наши грабители — это не люди. Это расходный материал. Лабораторные крысы. Он накачивает их мощными психотропными наркотиками и подвергает изощренным физическим и психологическим пыткам.
Цель Мартина звучит псевдофилософски возвышенно: он хочет изучить "околосмертные переживания" (NDE — Near Death Experience). Он буквально убивает людей и реанимирует их (или держит на грани), чтобы они заглянули в "туннель со светом" и рассказали, что там видела его покойная жена.
Романтично, правда? Нет.
Фильм превращается в вязкий кошмар. Границы реальности стираются. Герои под наркотиками не понимают:
- То, что они видят — это галлюцинация?
- Это реальный монстр?
- Или это действительно загробный мир просачивается в нашу реальность?
Мартин с блокнотиком в руках требует ответов, пока Рич и Грант пытаются сохранить остатки рассудка и придумать план побега из этого ада. Здесь научная фантастика встречается с эзотерикой, а драма — с откровенным садизмом.
Философский трактат, написанный кровью и зевотой
Итак, давайте сразу сорвем пластырь. Если коротко: перед нами амбициозный труп.
Название фильма в оригинале — "Revival" ("Возрождение"), а у нас — "Оковы смерти". И, черт возьми, какая же здесь скрыта метаирония! Картина оказалась "мертвой по прибытии" ("Dead on Arrival"). Вместо возрождения интереса к жанру, она вызывает желание возродить только одно — потраченные полтора часа жизни.
Сюжет строится на классической схеме эскалации:
- Ограбление.
- Побег.
- Логово маньяка.
Казалось бы, рецепт идеальный, сложно испортить идею. Но Дарио Германи смог.
Вместо того чтобы держать зрителя за горло, фильм нежно берет вас за руку и ведет в царство скуки. Проблема не в идее (эксперименты с пограничным состоянием смерти — это звучит круто), а в исполнении.
Фильм катастрофически медленный. Он не нагнетает саспенс, он его усыпляет. Вы ждете напряжения, погони, ментальной дуэли? Забудьте. Вы получите монотонное действие, которое тянется, как жвачка, прилипшая к ботинку.
Главная фишка фильма — "интеллектуальная" начинка.
Мартин (наш злодей-врач) одержим идеей воссоединения с женой в загробном мире. Он пытает людей не потому что он садист (ну, не только поэтому), а ради Науки с большой буквы "Н".
Но давайте будем честны: это не философия, это пафосная чушь. Вся эта мотивация выглядит как оправдание для бюджетного "пыточного порно".
- Ожидание: глубокое исследование экзистенциального ужаса, вопросы бытия, лавкрафтианский страх перед неизведанным.
- Реальность: дед в подвале несет околесицу, пока мучает гопников.
Мартин не вызывает страха. Он не Ганнибал Лектер и не Джон Крамер из "Пилы". Он вызывает желание подарить ему учебник по этике и билет в санаторий. Его "одержимость" не пугает, она утомляет. Смотришь на него и думаешь: "Мужик, просто сходи к психотерапевту, хватит сверлить людей дрелью".
Интересный факт: Дарио Германи здесь и режиссер, и оператор-постановщик. Это классическая ловушка инди-кино. Когда ты сам снимаешь и сам руководишь, некому подойти и сказать: "Дарио, дружище, этот кадр длится уже 40 секунд, а в нем ничего не происходит. Давай обрежем?".
Отсутствие критического взгляда со стороны убило фильм. Картинка местами пытается быть стильной, но чаще выглядит просто дешево. Бюджет тут, судя по всему, был равен стоимости обеда съемочной группы, и это видно.
- Локации? Подвал и лес.
- Спецэффекты? Кетчуп и темное освещение, чтобы скрыть огрехи.
- Актеры? Ребята стараются, но играть им нечего. Их персонажи — это функции: "Жертва 1", "Жертва 2" и так далее.
"Оковы смерти" — это хрестоматийный пример того, как форма проиграла содержанию, а содержание проиграло бюджету.
Фильм пытается казаться умным хоррором "новой волны" (как "Реинкарнация" или "Маяк"), но на деле остается проходным слэшером категории "Б", который по ошибке забрел в библиотеку.
Он не пугает, не развлекает и не заставляет задуматься (разве что о том, зачем вы это включили). Это претенциозная пустышка.
Если вы ищете глубокий психологический триллер — проходите мимо.
Если вы ищете бодрый слэшер про маньяка — проходите мимо.
"Оковы смерти" застряли где-то посередине, в лимбе уныния.
Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!