2022-й. Санкционная волна смела с российского рынка десятки мировых автомарок. Дилерские залы опустели. Эксперты предрекали затяжной коллапс. Однако отечественные производители восприняли удар как сигнал к действию — иначе было нельзя.
Заводы, потерявшие зарубежных партнёров, оказались перед выбором: закрыться или перестроиться. Выбрали второе. Запустили масштабную трансформацию производства. Сегодня на конвейеры выходят несколько десятков абсолютно новых моделей.
Остаётся главный вопрос: готовы ли эти автомобили по-настоящему конкурировать с привычными иномарками? Спойлер: конечно нет!
В мае 2022 г. легендарный завод, годами работавший с Renault, оказался на грани гибели. Французы ушли, забрав технологии и чертежи. Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение вернуть к жизни имя Москвич. Партнёром стал Камаз, поставщиком машинокомплектов — китайская JAC Motors.
Меньше чем за полгода наладили сборку. Уже в ноябре 2022 г. первые Москвич 3 выехали из ворот. Кроссовер с турбомотором 1,5 л., 150 л.с. Москвич 3е — первый электрокар марки с запасом хода 410 км.
Главной проблемой стала цена. Многие ожидали рубеж в 1.700.000 руб., а Москвич 3 в 2025 г. стартовал от 1.850.000 руб. Электрическая версия улетела в 4 млн руб. Завод не вышел на окупаемость, продажи частникам мизерные. Большая часть машин уходила в госсектор и таксопарки.
Пока Москвич 3 борется за выживание, бренд сделал новую ставку — на сцену вышли седан Москвич 6 и большой кроссовер Москвич 8.
Летом 2022 г. так же анонсировали возрождение легендарной Волги. Площадкой выбрали Нижегородский завод ГАЗ. В мае 2024 г. на выставке ЦИПР представили три прототипа под именем Волга совместно с китайской Changan: седан C40 и кроссоверы К-30 и К-40. Бензиновый турбомотор 1,5 л., 188 л.с. и робот.
Премьер-министр Михаил Мишустин жёстко раскритиковал проект за отвёрточную сборку. Вскоре Changan объявил об уходе.
Осенью 2025 г. у Волги появился новый потенциальный партнёр — Geely. Главный козырь — кроссовер Geely Monjaro на премиальной платформе CMA, которую он делит с Volvo XC40. Новая Волга может стать дальней родственницей Volvo.
Производство планируют на весну 2026 г. Цена — от 2,5 млн руб. Главными покупателями, вероятно, снова станут госструктуры и таксопарки.
Ещё 5 лет назад АвтоВАЗ задумался о преемнике Lada Granta. В партнёрстве с Renault проект XLO набрал обороты. Современная платформа, дизайн от Стива Маттина и звучное имя Искра.
Решение Renault уйти испортило планы. Российские инженеры получили задачу — убрать из машины всё лишнее и сделать её полностью своей. Цена вопроса — 23 млрд руб. и 2 года работы. В результате заменили 400 деталей.
Премьера состоялась в июне 2024 г. Обещали народный автомобиль за 900.000 руб., получили старт от 1.250.000 руб. Базовая версия без кондиционера, с барабанными тормозами. Вменяемая комплектация уже 1,5 млн руб., за топовый универсал SW Cross — 1,8 млн руб. Продажи стартовали вяло, машин физически не было. Народный автомобиль пока что автомобиль для столичных и терпеливых.
В октябре 2024 г. представили Lada Aura — бизнес-седан с удлинённой на 250 мм колёсной базой. По сути Vesta Long стоимостью чуть больше 2,5 млн руб. Главная цель — корпоративные парки и такси.
АвтоВАЗ представил свой первый серийный электромобиль. Технические характеристики впечатляют — 163 л.с., разгон до сотни за 9 сек., запас хода 400 км. Но инженеры использовали старый кузов Largus, втиснув батареи под капот и на место бензобака. Эксперты в ужасе: при аварии это гарантирует пожар.
Цена — заявленные 3 млн руб. превращаются в 4 млн руб. без субсидий. Планы скромные — всего 200 машин до конца 2025 г. Еларгус остаётся продуктом, который существует благодаря господдержке.
Ещё недавно российский электромобиль казался фантастикой. Сначала был проект Кама-1, в который вложили 200 млн руб., но до серии не дошло. В 2021 г. зарегистрировали новую компанию Аokama. Всего за несколько лет стартап привлёк свыше 60 млрд руб. и собрал команду мечты — немецкий инженер с опытом в Mercedes, русский IT-гений и дизайнеры из Италии.
Результат — запас хода 500 км, разгон до сотни за 8 сек. и уникальная система Atom ID. Зарядка на 100 км занимает 8 мин. Уже более 100.000 человек сделали предзаказ. Но это ещё ни о чём не говорит. Производство запланировано на конец 2025-го на начало 2026 г. Цена ориентировочно +/- 3 000 000 руб.
Eonx M2: дешевле Гранты
Электромобиль дешевле Lada Granta. Eonyx M2 — трёхдверный малыш, который классифицируется как тяжёлый квадроцикл. В Китае модель Today Sunshine M2 годами развозила курьеров. В 2025 г. калининградский Автотор дал ей вторую жизнь.
Цена — 840.000 руб. Разгоняется до 80 км/ч, проезжает 130 км без подзарядки и заряжается от обычной розетки за 8 часов. В базе кондиционер, цифровая панель и большой экран мультимедиа.
Цель — служба доставки и корпоративные автопарки. Автотор обещает глубокую локализацию.
В 2013 г. команда энтузиастов взялась создать доступный спортивный родстер без господдержки. За основу взяли узлы АвтоВАЗа — от двигателей до элементов салона.
Результат — лёгкий кузов из карбона, среднемоторная компоновка с задним приводом и распределение массы 50 на 50. Финансировали проект за счёт инженерных заказов для полиции и МЧС. Выпустили первую партию из 200 предсерийных машин, ведут переговоры с АвтоВАЗом о совместном производстве.
Июнь 2025 г. Петербургский экономический форум. Под вспышки камер мир впервые увидел Lada Азимут — автомобиль, который был государственной тайной под кодовым именем B+ Cross.
Когда в 2022 г. Renault покинули Россию, небольшая команда инженеров начала секретный проект. Всего за 2 года создали полностью новый автомобиль.
На выбор два двигателя объёмом 1,6 л. и 1,8 л., мощностью 120 и 132 л.с. Дорожный просвет 208 мм. Особого внимания заслуживает салон — 10-дюймовый сенсорный экран с искусственным интеллектом на базе ГигаЧат, навигацией от Яндекс и возможностью оплачивать топливо через мультимедийную систему. Это первый по-настоящему цифровой автомобиль Lada.
Цена составит от 2,5 до 3 млн руб. Первые покупатели смогут оценить автомобиль во второй половине 2026 г. Эксперты сходятся в одном — это самый важный автомобиль в истории современного АвтоВАЗа.
В конце января 2025 г. на показе для Владимира Путина АвтоВАЗ представил концепт Niva T-134. Название с намёком на Т-34 и Ту-134.
Концепт стилизован под классическую Ниву — те же круглые фары и узнаваемый силуэт. Изначально создавался на французской платформе, после ухода Renault переработали под платформу Vesta. Если T-134 и получит полный привод, то скорее с электронной муфтой, чем с полноценной раздаткой. Эксперты прогнозируют долгий путь до конвейера — в лучшем случае к 2028 г.
На отечественный автопром направлен большой финансовый поток — в 2026 г. 966 млрд руб., к 2028 г. более 1 трлн руб. В добавок делается всё возможное чтобы у российского покупателя было как можно меньше альтернатив.