Найти в Дзене
NewSoldat

«Аликовичи мы»: история подполковника Павла Скороходова - бойца «Вымпела» и доброго рыцаря

О героях принято говорить громкими словами. Но настоящие истории часто складываются из простых, человеческих деталей: детской ссоры в семье, писем из училища, шуток на свадьбе и усталых глаз, в которых только родные могли разглядеть грусть. История подполковника Павла Скороходова, офицера легендарной группы «В» («Вымпел») Центра специального назначения ФСБ России, - именно такая. Это рассказ не только о службе, но о человеке, чья короткая, но яркая жизнь стала примером стойкости, доброты и беззаветного служения. Детство в Шелехове: где все начиналось Павел Скороходов рос в Иркутской области, в городе Шелехове. Обычное детство: ссоры с сестрой, за которыми следовало родительское правосудие («старший всегда виноват»), и мирные дни, когда они вдвоем ходили в сад за ручку и смотрели боевики про Рембо. Но уже тогда в нем проявилась редкая черта - умение увлечь других своими интересами. Стоило ему увлечься фотографией, как вся семья собиралась в ванной при красном свете фонаря, чтобы печата
Оглавление

О героях принято говорить громкими словами. Но настоящие истории часто складываются из простых, человеческих деталей: детской ссоры в семье, писем из училища, шуток на свадьбе и усталых глаз, в которых только родные могли разглядеть грусть. История подполковника Павла Скороходова, офицера легендарной группы «В» («Вымпел») Центра специального назначения ФСБ России, - именно такая. Это рассказ не только о службе, но о человеке, чья короткая, но яркая жизнь стала примером стойкости, доброты и беззаветного служения.

Детство в Шелехове: где все начиналось

Павел Скороходов рос в Иркутской области, в городе Шелехове. Обычное детство: ссоры с сестрой, за которыми следовало родительское правосудие («старший всегда виноват»), и мирные дни, когда они вдвоем ходили в сад за ручку и смотрели боевики про Рембо. Но уже тогда в нем проявилась редкая черта - умение увлечь других своими интересами. Стоило ему увлечься фотографией, как вся семья собиралась в ванной при красном свете фонаря, чтобы печатать его снимки.

Его энергия казалась неиссякаемой. Музыкальная школа по классу флейты и гитары, коньки, волейбол, лыжи, рукопашный бой, кикбоксинг, армрестлинг, школа выживания и походы - он везде успевал. Он был душой любой компании, человеком с острым умом и феноменальной памятью, способным выучить наизусть «Сказ про Федота Стрельца» Леонида Филатова или сразить сестру-филолога декламацией «Слова о полку Игореве» на ее собственной свадьбе. «Аликовичи мы!» - с гордостью и юмором говорил он, обнимая сестру, подчеркивая их необычное отчество.

Рязань, «Вымпел» и долг: путь офицера

После окончания шелеховского лицея Павел поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Это была осознанная цель. Переписка с семьей, где он находил время писать каждому, рекорды в гиревом спорте и беге, марш-броски - все это закаляло характер. Его отпуска дома ждали, как праздник: они были расписаны по минутам, но хватало на все - помощь родителям (он мог покрасить балкон на девятом этаже, спустившись с крыши с альпинистским снаряжением), походы на Байкал и встречи с друзьями.

В 2002 году он с блеском окончил училище и совершил, казалось бы, невозможное для парня из сибирского города - единственным из всего курса был отобран в элитный Центр специального назначения ФСБ «Вымпел». Гордость семьи смешивалась с тревогой. Материнское сердце безошибочно чувствовало, когда он уезжал в командировку на Кавказ.

Беслан и невидимая война: цена спасенных жизней

1 сентября 2004 года навсегда осталось в истории страны и в сердце Павла. В составе штурмовой группы он участвовал в освобождении заложников в школе №1 Беслана. Он на своих руках выносил из ада измученных детей и родителей. Слова «Вымпел, Альфа! Ребята, спасибо вам за наших детей!», оставленные на стене, стали символом благодарности и невосполнимой трагедии. За мужество в Беслане он был награжден медалью «За отвагу». Эта рана, как и потеря боевых друзей, не заживала в его большом и добром сердце никогда.

Дальше была тяжелая, невидимая большинству работа по предотвращению десятков планировавшихся терактов на Северном Кавказе. Он старел не по годам: седина на висках, морщины, грусть в глазах. «Душой я могу отдыхать только здесь, в родном Шелехове», - признавался он в редкие отпуска. И здесь, дома, он снова становился тем самым Пашкой - улыбчивым добряком и братом, с которым можно по-детски подурачиться. Эта раздвоенность удивляла многих: как этот мягкий человек может быть бойцом «Вымпела»?

Верность до конца: друг, брат, герой

Его верность не знала границ. Однажды он спас жизнь своему боевому другу и однофамильцу Косте Скороходову, которого в отряде называли его братом. Когда Костя подорвался на фугасе, Павел, рискуя жизнью, бросился к нему по заминированному полю и несколько километров нес на руках, чтобы успеть довезти до вертолета.

24 января 2014 года в ходе проведения очередной спецоперации в Северо-Кавказском регионе подполковник Павел Скороходов получил смертельные ранения. Ему было всего 33 года. Вместе с ним погиб его командир, подполковник Кайтуков. Их похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Балашихе, на аллее Славы, рядом с теми, кто всю жизнь охранял покой других.

Память

Павел Скороходов был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями Жукова, «За отвагу», «За спасение погибавших». Посмертно представлен к ордену Мужества. Но главная награда - память. Его сын Егорка, как две капли воды похожий на отца. И уверенность его сестры, вынесенная в заголовок этих воспоминаний: «Мой брат – герой. Я всегда это знала».

Эта история - не только о подвиге. Она о том, что настоящая сила сочетается с добротой, что верность друзьям и любовь к родному дому - это та основа, на которой и держится готовность защищать других. Простые слова «Аликовичи мы» звучат в ней как девиз чести, долга и неразрывной семейной связи.