Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Эффект Кольера

Пришла пора рассказать одну необычную историю. После того, как народная любимица, англосаксонская графиня леди Годива верхом на лошади проехала обнажённой по улицам английского города Ковентри и её муж Леофрик снизил непомерные налоги для своих подданных, художники дружно взялись за работу. Нет, они рисовали не благодетеля Леофрика, а его обнаженную пассию. Сегодня мы можем пройтись по следующему ряду шедевров: Жюль Жозеф Лефевр "Леди Годива", Э.Лендсиер "Молитва Леди Годивы"(1865), Эдвард Генри Корболд "Леди Годива", Альфред Джозеф Вулмер "Леди Годива". И даже замереть перед «Леди Годивой» (1892) британца Эдмунда Блэра Лейтона, который так и не смог ее раздеть. Благодетельница в стыдливой позе стоит перед мужем в одеждах, хотя ее взгляд выражает решимость. И вот на горизонте появился художник Джон Кольер, аристократ, живописец-портретист, один из представителей прерафаэлитизма. Он увлекался портретами дам в одеждах. Но самой эротической его работой без сомнения стала леди Годива.

Пришла пора рассказать одну необычную историю.

После того, как народная любимица, англосаксонская графиня леди Годива верхом на лошади проехала обнажённой по улицам английского города Ковентри и её муж Леофрик снизил непомерные налоги для своих подданных, художники дружно взялись за работу. Нет, они рисовали не благодетеля Леофрика, а его обнаженную пассию.

Сегодня мы можем пройтись по следующему ряду шедевров: Жюль Жозеф Лефевр "Леди Годива", Э.Лендсиер "Молитва Леди Годивы"(1865), Эдвард Генри Корболд "Леди Годива", Альфред Джозеф Вулмер "Леди Годива". И даже замереть перед «Леди Годивой» (1892) британца Эдмунда Блэра Лейтона, который так и не смог ее раздеть. Благодетельница в стыдливой позе стоит перед мужем в одеждах, хотя ее взгляд выражает решимость.

Э.Б.Лейтон "Леди Годива"
Э.Б.Лейтон "Леди Годива"

И вот на горизонте появился художник Джон Кольер, аристократ, живописец-портретист, один из представителей прерафаэлитизма. Он увлекался портретами дам в одеждах. Но самой эротической его работой без сомнения стала леди Годива. И это несмотря на "Цирцею" (1885) с могущественной колдуньей, в обнажённом виде отдыхающей рядом с дикими животными.

Дж.Кольер "Леди Годива"
Дж.Кольер "Леди Годива"

Кончался 19 век, маэстро приближался к почтенному возрасту 50 лет, все шло как по маслу. И тут он сотворил свою загадку. Он пригласил в модели для создания впечатляющего образа замужней леди девушку 16-ти лет, актрису театра Вест-Энда по имени Маб (Мейбл) Пол.

Композицию маэстро 1897 года, которую вы видите, назовем игрой в намёки...

... ведь она поставлена рукой, как кадр опытного режиссёра

  1. Годива смотрит вниз, смиренно склонив голову, её длинные волосы ниспадают на плечи, да, она застенчива, но чересчур изящна, чувствительна к своей внешности, а ведь занимается благим делом. Лицо такое, будто ее выдают замуж.
  2. Лошадь — не конь, а ходячий бюджет. Она укрыта не простой попоной, а дорогой, красной, вышитой золотом тканью. Это не скромность ради общественного блага, а демонстрация богатства и роскоши. Графская казна так пышна, что может прикрыть целую лошадь, в то время как сама графиня — нет. Ирония толщиной в золотую нить.
  3. Архитектура на заднем плане — не декорация, а отчёт о расходовании средств. Бенедиктинский монастырь, который они с мужем построили, маячит прямо за дверью. Мол, «мы, конечно, грабим вас налогами, но зато духовность финансируем. А теперь ещё и шоу за свой счёт устраиваем». Норманндская архитектура вокруг — намёк на прочную, устоявшуюся власть.
  4. Воздушная перспектива. Город в дымке справа — это те самые «простые люди», ради которых всё затеяно. Они размыты, неясны, просто фон. Главное здесь — не они, а красотка, ей же вздумалось вот так проехать, другой девушке такое будет не позволено. Жест знати по отношению к простолюдинам. Очень показательно.

Яркое, красочное полотно..., почему такой выбор? Может, Кольер упрятал здесь другое? Может мы наблюдаем не изучение исторического факта, а изучение юной женственности, поставленной в нелепую, но патетическую ситуацию. Застенчивость на лице актрисы Мейбл может быть, просто игра в застенчивость? Разве она чувствует себя неловко?

Кольер, конечно, обыграл коллег. Не случайно он потом писал учебники по живописи. Он смог увидеть весь фарс в играх богатеев, ну он поднял налоги, обнаженная жена смогла их опустить, но что им мешает через пару-тройку холодных английских ночей поднять налоги снова?

Кольер опередил всех по мысли — его картина не про смелость, не про поступок, а про театр. Не про жертву, а про власть. Не про заботу, а про игру.

Кольер придал своему творению вечную, печальную и комичную актуальность.