Этим ребятам не довелось записать пластинку на фирме «Мелодия» и выступить на телевидении. «Алгоритмы» вошли в историю как пионеры биг-бита из Белоруссии, которые прокладывали путь звёздам будущего. В их старых записях юношеский энтузиазм рокеров-подпольщиков сочетается с почти профессиональным мастерством — уникальная музыкальная летопись своего времени.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Всё когда-то начиналось... Ещё до официального появления вокально-инструментальных ансамблей, до успехов «Поющих гитар», «Весёлых ребят» и «Самоцветов» по всему СССР, в тихих школьных рекреациях и коридорах провинциальных вузов рождались коллективы, которые просто хотели играть бит.
Они и сами не знали, что были первопроходцами... Молодые энтузиасты старались по мере сил «снять» зарубежные хиты, которые ловили сквозь «глушилки» из эфира западных радиостанций. Мелодии The Shadows, песни The Beatles и The Rolling Stones подбирались на слух, по памяти, творчески перерабатывались — и шли в народ.
Одним из самых ярких и самобытных явлений «катакомбного» периода истории советских ВИА стала минская группа «Алгоритмы» — студенческая команда, которая за несколько лет прошла путь от агитбригады на картофельных полях до проповедников блюза и сёрфа на просторах СССР.
Коллектив был основан группой студентов Минского радиотехнического института (МРТИ) в 1965 году. Изначально в качестве агитбригады для выездов на «картошку» с трубой, аккордеоном, контрабасом и семиструнной гитарой.
Но вскоре в руки к ребятам попали электрогитара и электроорган. То, чего не хватало, изобрели сами: на корпус бас-гитары собрали натянули фортепианные струны, а необходимую аппаратуру спаяли в институтских лабораториях. Так из акустического ансамбля «Алгоритмы» превратились в полноценную электрическую группу — редкое явление для Минска середины 1960-х.
Первой концертной площадкой, как водится, стал актовый зал родного института, где «Алгоритмы» устраивали регулярные танцы. В первый состав входили гитаристы Евгений Коновалов и Петр Верлыго, басист Игорь Крупенин, клавишник Вячеслав Ксендзов, барабанщик Михаил Голод и вокалист Лэнхард Ёжэф Томас — студент из братской Венгрии.
Уже в 1966 году группа сделала свои первые записи, чему способствовали технические навыки и наличие собственного радиоузла в институте. Записанный материал даже транслировался по институтским коридорам.
«Алгоритмы» были, пожалуй, первыми в Минске, кто играл не только рок-н-ролл и биг-бит, но и инструментальный сёрф.
Евгению Коновалову, который до электрогитары играл на домре, пассажи The Shadows давались удивительно легко. По свидетельствам современников, когда на танцы в МРТИ приходили музыканты из профессионального ВИА «Поющие гитары» и участники будущих «Песняры», они стояли, не шелохнувшись, слушая, как гитарист «Алгоритмов» выжимает из своей неказистой гитары звуки невероятной мощи и выразительности.
Один из основателей «Песняров» Владислав Мисевич вспоминал: «Как-то я был свидетелем: Володя Мулявин пришёл на репетицию группы "Алгоритмы" в актовый зал Минского радиотехнического института (кажется, через Валика Бадьярова этот контакт наладился). Интересовался Вова, как эртэишники паяли свои "усилки". Особенно расспрашивал о гитарных примочках, всех этих "вау-вау" и "ква-ква", которые со временем "Песняры" смогли привозить из-за границы».
Зимой 1967 года для «Алгоритмов» началась большая гастрольная жизнь. По комсомольской линии они отправились в грандиозную поездку по Сибири: от Тюмени до Лабытнанги, три-четыре концерта в день. Газета «Тюменский комсомолец» в те дни писала о прибытии «сводной концертной бригады белорусских вузов» к строителям Всесоюзной ударной комсомольской стройки.
Вершиной признания молодой группы стала победа на Первом фестивале бит-ансамблей Минска в 1968 году. Три конкурсных концерта вызвали небывалый ажиотаж. Билетов всем желающим не хватило. Некоторые фанаты пробирались в зал института по водосточной трубе, через окна туалета на втором этаже.
С аппаратурой тоже была напряжёнка. Группы, у которых не было своих инструментов, использовали гитары и аппаратуру «Алгоритмов». Исполняли, естественно, много иностранщины, за что получили порцию критики от композитора и будущего Народного артиста Беларуси Игоря Лученка.
«Алгоритмы» заняли первое место, а Евгений Коновалов по итогам фестиваля был признан лучшим соло-гитаристом. После победы группа отправилась на грузинский курорт Бакуриани для работы в международном молодежном лагере «Солнечная долина». Без гонораров — за питание и экскурсионное обслуживание.
Благодаря триумфу на фестивале «Алгоритмы» впервые попали в профессиональную студию и записали на базе Белорусского радио три авторские песни: «Облака», «Земля» и «Если бы я был ветром». Это был шаг к профессиональному признанию.
Второй фестиваль бит-ансамблей в Минске состоялся только спустя три года. В 1971 году заматеревшие группы начали играть практически хард-рок. Но руководство Минского радиотехнического института, испугавшись гнева сверху, закрыло «Алгоритмам» доступ в репетиционную базу, а главное — изъяло всю аппаратуру, которую студенты годами собирали своими руками.
Музыканты, оканчивавшие институт, разошлись кто куда, играя в других, менее амбициозных ансамблях, начали работать и строить семьи... Такой финал был характерен для многих ранних студенческих ВИА.
Гитарист Евгений Коновалов продолжил творить в составе групп «Эльфы» и «Гусляры», но в 1978 году оставил музыку ради научной карьеры. В 1990-е он вернулся к записям в домашней студии. Его последнее выступление состоялось в сентябре 2010 года.
«Алгоритмы» так и не достигли всесоюзной славы, оставшись в рамках студенческой самодеятельности. Зато их наивная музыка(к счастью, дошедшая до наших дней) ценна искренностью, честностью и чистотой порыва. Под медленный ритм юноши держали девушек за талию, не думая о виртуозности. Зато чувств в этих мелодиях было через край...
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!