Найти в Дзене

Методика «Свободный рисунок

Методика «Свободный рисунок» Методика представляет собой рисунок - сообщение. Инструкция: «Нарисуй, что захочешь» или «Нарисуй красивый цветной рисунок». Материалы: бумага, большой выбор карандашей и пастели. Интерпретация: 1. Общее впечатление 2. Детальная интерпретация начинается с наиболее необычных элементов рисунка — уточняющие вопросы по этим элементам 3. Формальные признаки: – формат рисунка и его адекватность размеру листа бумаги; – нажим в целом (сильный может свидетельствовать о чрезмерном контроле, иногда - об агрессивных тенденциях, слабый - о неуверенности, астеничном состоянии, варьируемый - о неустойчивости, подвижности нервной системы) 4. Содержательные признаки: – отсутствие важных элементов рисунка; – нажим при прорисовке деталей. 5. Расположение рисунка на листе: – расположение в центре листа является типичным и не интерпретируется; – смещение вверх – высокий уровень притязаний, «парение в облаках», отсутствие опоры, неустойчивость родственных / социальных связ

Методика «Свободный рисунок»

Методика представляет собой рисунок - сообщение.

Инструкция:

«Нарисуй, что захочешь» или «Нарисуй красивый цветной рисунок».

Материалы: бумага, большой выбор карандашей и пастели.

Интерпретация:

1. Общее впечатление

2. Детальная интерпретация начинается с наиболее необычных элементов рисунка — уточняющие вопросы по этим элементам

3. Формальные признаки:

– формат рисунка и его адекватность размеру листа бумаги;

– нажим в целом

(сильный может свидетельствовать о чрезмерном контроле, иногда - об агрессивных тенденциях,

слабый - о неуверенности, астеничном состоянии, варьируемый - о неустойчивости, подвижности нервной системы)

4. Содержательные признаки:

– отсутствие важных элементов рисунка;

– нажим при прорисовке деталей.

5. Расположение рисунка на листе:

– расположение в центре листа является типичным и не интерпретируется;

– смещение вверх – высокий уровень притязаний, «парение в облаках», отсутствие опоры, неустойчивость родственных / социальных связей;

– смещение вниз – неуверенность в собственных силах, желание оставаться в тени, низкая самооценка;

– рисунок вверх ногами – у детей до 4-х лет может считаться нормой, у более старших – может говорить о нарушении понятий «верх- низ».

6. Другие элементы и их возможное значение:

– острые углы – склонность к агрессивным проявлениям;

– четкая геометрия – интеллектуализм, иногда в сочетании с недостаточной развитостью эмоциональной сферы;

– обилие геометрических (в т.ч. прямоугольных) форм – потребность вписаться в границы, стандарты, желание соответствовать общепринятым нормам;

– шахматная раскраска – рациональность;

– штриховка – тревожность;

– затемнение элемента или его чрезмерная прорисовка в конкретной области – проблемная зона, ригидность, например, затемнение рта, может говорить о трудностях в коммуникативной сфере;

– схематичность – плохое понимание себя или нежелание раскрываться в рисунках и словах;

– странности в рисунке, например, использование растительных элементов в рисунке человека или животного и другие неадекватные контексту элементы являются тревожными, болезненными признаками, за исключением случаев сильного творческого начала.

#гештальтлайф/geshtaltlife