Найти в Дзене
🎬💥Кинодом

Мымра и очки: почему после свидания с Новосельцевым у Калугиной "исправилось" зрение?

Любимый многими (в том числе и мной) фильм Эльдара Рязанова "Служебный роман" рассказывает нам трогательную, немного печальную и немного смешную историю двух не юных людей, которые в том возрасте, когда "пенсия на горизонте" (С) внезапно обрели друг друга. Главные роли исполнили Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков. Их персонажи - Людмила Прокофьевна Калугина и Анатолий Ефремович Новосельцев - два "старых" холостяка. Когда-то давно, когда Людмила Прокофьевна была просто Людочкой, подруга увела жениха. Примерно в то же время Анатолия Ефремовича бросила жена, оставив ему двоих маленьких сыновей. И они закрыли для себя тему личных отношений. Калугина погрузилась "в работу, в коллектив", а Новосельцев по уши увяз в своём "материнстве" - ведь у него "мальчик и мальчик". Вам не кажется, что они похожи? Оба в нелепой некрасивой одежде, оба в очках... Вот об очках мы сегодня и поговорим. Людмила Прокофьевна, после того, как состоялось романтическое объяснение с Новосельцевым, явилась в контору с

Любимый многими (в том числе и мной) фильм Эльдара Рязанова "Служебный роман" рассказывает нам трогательную, немного печальную и немного смешную историю двух не юных людей, которые в том возрасте, когда "пенсия на горизонте" (С) внезапно обрели друг друга. Главные роли исполнили Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.

Их персонажи - Людмила Прокофьевна Калугина и Анатолий Ефремович Новосельцев - два "старых" холостяка. Когда-то давно, когда Людмила Прокофьевна была просто Людочкой, подруга увела жениха. Примерно в то же время Анатолия Ефремовича бросила жена, оставив ему двоих маленьких сыновей. И они закрыли для себя тему личных отношений. Калугина погрузилась "в работу, в коллектив", а Новосельцев по уши увяз в своём "материнстве" - ведь у него "мальчик и мальчик".

-2

Вам не кажется, что они похожи? Оба в нелепой некрасивой одежде, оба в очках... Вот об очках мы сегодня и поговорим.

Людмила Прокофьевна, после того, как состоялось романтическое объяснение с Новосельцевым, явилась в контору совершенно другим человеком. Вместо мешковатого коричневого костюма - элегантное платье в клеточку, вместо зализанных назад волос - модная пышная прическа, вместо невнятного старушечьего лица - прекрасное лицо молодой женщины с сияющими глазами. Но самое удивительное е в этой истории то, что у Людмилы Прокофьевны чудесным образом пропали очки:

-3

Странная метаморфоза, согласны? Уж Людмила Прокофьевна могла позволить себе красивую импортную оправу, и даже не одну. Почему же создатели фильма решили, что ей надо снять очки?

Очки это не просто средство для повышения зоркости, это еще и образ, и то, как мы будем воспринимать их обладателя. Человек в очках и этот же человек без очков могут восприниматься совершенно по-разному. Человек с очками часто воспринимается как тот, кому есть что скрывать. Очки - некая преграда, которая не подпускает близко. И с той стороны очков находится точно такой же человек, который неосознанно прячется за них. Замечено, что в минуты сильных эмоциональных переживаний очкарики снимают очки. Калугина, когда-то пережившая личную драму, из страха вновь пережить предательство, превратила себя в мымру, и очки - часть её мымрятского образа.

-4

Впрочем, зрение у Калугиной не такое уж и плохое - иногда она всё же снимает очки. Например, дома, где ей не надо ни от кого прятаться:

-5

Носить очки постоянно у нее нет необходимости, но на работе она их практически не снимает. Очки - её защита. Она в этих очках с грубой мужской оправой выглядит строже и неприступней. И некрасивей. Весь её образ кричит "Не подходите ко мне! Не смотрите на меня!" Она как будто боится показать свое лицо - вдруг кто-то увлечётся ею, а потом тоже женится на её подруге, и ей придётся опять пережить эту чудовищную боль.

Но вот происходит чудо. Скромный служащий Анатолий Ефремович Новосельцев сумел достучаться до неё, растопил ледяную корку на сердце одинокой и очень несчастной Людмилы. И она раскрылась. Она поверила и перестала бояться. И теперь не чувствует необходимости прятаться за стёкла очков. Она даже документы подписывает, не надевая очки:

-6

Значит, очки для неё больше были защитой, чем необходимостью, и создатели фильма, "сняв" очки с героини, показали не только её внешнее преображение, но и внутреннее. Калугина стала собой настоящей, вылезла из скорлупы. И вспомните, как чисто по-женски она реагирует на самохваловское "разоблачение" Новосельцева - теряется, в глазах слёзы, руки дрожат. Но она уже не боится показаться слабой - вызывает Верочку и демонстрирует перед ней всю гамму своих переживаний. Она перестала быть функцией. Она стала человеком.