Популярное мнение гласит, что 20–30 лет назад автомобильные производители выпускали «моторы-миллионники», способные проехать миллион километров без капитального ремонта, а современные двигатели с трудом переваливают за 200 тысяч. Этот стереотип прочно засел в головах многих автолюбителей. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться по порядку.
Откуда ноги растут
У каждого мифа есть основа. Идея о пределе эксплуатации в 200 000 км появилась не на пустом месте. У ее истоков стояло несколько факторов:
Сложность vs простота.
Двигатели прошлого были проще: чугунные блоки, минимум электроники, низкие удельные мощности. Их ресурс действительно зачастую был огромен, но ценой большого расхода топлива и низкой экологичности. Современные моторы — это высокотехнологичные силовые агрегаты: легкие сплавы, турбины, система изменения фаз газораспределения, непосредственный впрыск топлива. У сложной системы всегда больше элементов, требующих внимания.
Экология и экономия.
Жесткие экологические нормы заставили инженеров работать на грани возможного, повышая КПД. Это привело к более высоким рабочим температурам и нагрузкам.
Проблема «первой волны».
Любая новая технология в момент появления страдает «детскими болезнями». Проблемы с некоторыми агрегатами у отдельных автопроизводителей 10–15 лет назад создали общую негативную картину. Вытягивание цепей ГРМ, закоксовка непосредственного впрыска и проблемы с турбинами привели к тому, что покупатели в России стали с недоверием относиться к современным моторам. Общие выводы делали по частным случаям.
Миф родился из сравнения «старой школы» с «новой», умноженного на отдельные неудачные инженерные решения и удешевление производства у некоторых марок. Однако не следует забывать, что все так называемые новые технологии на деле уже давно отработаны. Непосредственный впрыск топлива появился в начале 2000-х годов, турбины низкого давления на двигателях сравнительно небольшого объема — в конце 2000-х годов, а современные сплавы — еще в 1990-х. Эти технологии давно отработаны, их слабые места выявлены, а надежность значительно выросла.
Современные моторы действительно гораздо сложнее двигателей прошлого, но компьютерное моделирование и накопленные компетенции позволяют инженерам достигнуть оптимального компромисса между экономичностью, КПД и надежностью силового агрегата.
Что на самом деле ограничивает срок службы двигателя?
Ресурс современного двигателя не магическое число, а результат уравнения, где переменные — это условия эксплуатации. Главные враги долголетия мотора:
Перегрев. Даже однократный сильный перегрев может привести к деформации головки блока и дорогому ремонту.
Износ из-за некачественного масла. Абразивные частицы неорегинального масла действуют как наждак.
Низкое давление масла. Масляное голодание «убивает» вкладыши, распредвалы и турбину за считаные секунды.
Детонация и неправильное сгорание. Они бьют по поршням, кольцам и клапанам. Частая причина — плохое топливо.
И здесь мы подходим к главному. Большинство факторов, которые влияют на износ, контролирует именно владелец. То есть долговечность мотора во многом зависит от владельца.
Вот четыре столпа, на которых стоит ресурс любого, даже самого технологичного двигателя:
Качество и регулярность ТО. Это закон. Замена масла и фильтров строго по регламенту (а в тяжелых условиях даже чаще) — лучшая инвестиция в долголетие мотора. Не экономьте на качестве масла, выполняйте рекомендации производителя.
Стиль езды. Для мотора губительны как постоянная работа на максимальных оборотах, так и на самых низких в городе. Спокойная манера вождения с периодическими «прогревами» на трассе — идеальна. Также важно прогревать двигатель перед поездкой, особенно в холод.
Качество топлива. Низкооктановое топливо с примесями вызывает детонацию, закоксовывает форсунки и клапаны. Заправляйтесь на проверенных АЗС.
Своевременное внимание к «звоночкам». Посторонний звук, повышенный расход масла, потеря тяги — это не повод «поездить еще немного», а сигнал для визита на диагностику.
Инженерный подход к долголетию
Автомобили JAC, которые поставляются в Россию официально, изначально проектируются с учетом разнообразных условий эксплуатации. Машины проходят полный цикл испытаний, включая разные климатические зоны от пустыни до северных районов Китая, где температура зимой опускается до − 50 градусов по Цельсию. Кроме того, у компании JAC огромный опыт в создании коммерческой техники, которая в силу своих задач проезжает сотни тысяч километров за время эксплуатации.
Этот опыт реализован в пикапах JAC, дизельных двигателях и трансмиссиях, которые отличают надежность и долговечность даже в самых экстремальных условиях. Кроме того, JAC Motors поставляет двигатели и трансмиссии другим автопроизводителям, так как узлы и агрегаты JAC отлично зарекомендовали себя за годы эксплуатации.
При официальных поставках автомобили и их силовые агрегаты проходят сертификацию и адаптацию к российским условиям. А главное, это означает доступность обслуживания и наличие запчастей. Официальные дилеры JAC используют оригинальные расходные материалы и имеют доступ к актуальным базам с инструкциями по ремонтов. Регулярное ТО у официальных дилеров — это гарантия того, что все работы выполнены по регламенту и с правильными материалами.
Надежность автомобилей JAC подтвердили независимые эксперты. В 2024 году семейный кроссовер JAC JS6 году получил награду «Ресурсный тест 2024» от журнала «Автопанорама».
В феврале — марте 2025 года пикапы T9 и кроссоверы JS6 проехали в суровых зимних условиях без единой поломки более чем по 12 500 км от Мурманска до Владивостока в рамках самой протяженной зимней гонки на внедорожниках «Экспедиции-Трофи 2025». Подробности по ссылке.
В июле завершился 15-й международный ралли-марафон «Шелковый путь», который в этом году проходил по маршруту Иркутск — Горно-Алтайск по территории России и Монголии. Высокогорье, степи, пустыни, леса, разбитые дороги, грунтовки, горные серпантины — с многочисленными вызовами справлялись не только спортсмены, но и автомобили JAC. Флагманский пикап JAC T9 помогал обеспечивать логистическую поддержку легендарной команды «КАМАЗ-мастер», а на кроссовере JAC JS3 организаторы следили за ралли «Шелковый путь».
А сколько вы обычно проезжаете на автомобиле за всё время его эксплуатации?