Найти в Дзене

Налоговые льготы — самая популярная мера поддержки корпоративной науки в ОЭСР

Использован дизайн rawpixel.com / Freepik Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил актуальные данные по мерам налоговой поддержки исследований и разработок (ИР) в странах ОЭСР под углом применимости данного инструмента для России. Главные выводы: Налоговые льготы для ИР стали в последние два десятилетия доминирующим инструментом инновационной политики развитых стран. Если в 2000 г. такие меры применяли только 16 государств ОЭСР, то к 2024 г. их число выросло до 34. Сейчас более половины господдержки корпоративных ИР в странах ОЭСР (около 55%) реализуется именно через налоговые льготы (в 2000 г. показатель не превышал 30%). По отношению к ВВП объем налоговых льгот для корпоративных ИР в среднем по странам ОЭСР составил 0,13% в 2022 г. (почти втрое выше уровня 2000 г.); втрое-вдвое выше значения показателя зафиксированы в Португалии (0,39%), Исландии (0,38%), Великобритании (0,3%), Франции (0,28%) и Китае (0,24%). Россия, будучи одним из лидеров по о
Оглавление
Использован дизайн rawpixel.com / Freepik
Использован дизайн rawpixel.com / Freepik

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил актуальные данные по мерам налоговой поддержки исследований и разработок (ИР) в странах ОЭСР под углом применимости данного инструмента для России.

Главные выводы:

  • Налоговые льготы для ИР стали в последние два десятилетия доминирующим инструментом инновационной политики развитых стран. Если в 2000 г. такие меры применяли только 16 государств ОЭСР, то к 2024 г. их число выросло до 34. Сейчас более половины господдержки корпоративных ИР в странах ОЭСР (около 55%) реализуется именно через налоговые льготы (в 2000 г. показатель не превышал 30%).
  • По отношению к ВВП объем налоговых льгот для корпоративных ИР в среднем по странам ОЭСР составил 0,13% в 2022 г. (почти втрое выше уровня 2000 г.); втрое-вдвое выше значения показателя зафиксированы в Португалии (0,39%), Исландии (0,38%), Великобритании (0,3%), Франции (0,28%) и Китае (0,24%).
  • Россия, будучи одним из лидеров по объемам господдержки корпоративных ИР, имеет отличную от многих ведущих стран структуру такой поддержки: затраты на ИР в предпринимательском секторе за счет средств государства составляют 0,35% ВВП, в то время как объем их налоговой поддержки — 0,15%.
  • Налоговые льготы особенно эффективны для малых и средних предприятий, испытывающих трудности с доступом к кредитам. Анализ микроданных показал, что каждая дополнительная единица налоговой поддержки генерирует 1,4 единиц дополнительных инвестиций в ИР малых предприятий (показатель для крупных — 0,4).
  • С 2000 г. в странах ОЭСР повышается уровень налоговых субсидий на единицу расходов на ИР (расчетный индикатор ОЭСР, показывающий, какую долю от своих расходов на ИР компания может сэкономить благодаря налоговым льготам). В 2024 г. прибыльные компании в среднем получили 16–19% налоговых субсидий на расходы на ИР. Особенно значимые ставки предлагали Португалия и Франция.

Комментирует

Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Все последние годы в мире наблюдается стабильная тенденция к преобладанию налоговых льгот как ключевой меры господдержки ИР бизнеса. Расширение их видов, рост объемов льгот и учет потребностей предприятий делают этот инструмент все более универсальным и гибким в применении. Учитывая устойчивость меры перед экономическими кризисами, можно ожидать, что налоговое стимулирование ИР и далее продолжит свое распространение как эффективный и адаптивный механизм поддержки инновационной активности. Россия имеет существенный потенциал для расширения линейки налоговых мер поддержки ИР в предпринимательском секторе. Такие льготы могли бы поощрять те компании, которые регулярно наращивают свои затраты на ИР, инвестируют в ИР по направлениям технологического лидерства, развивают кооперацию с организациями науки. Внедрение новых преференций потребует существенного повышения их доступности и привлекательности для бизнеса.

По ссылке приведены более детальные сведения.