Остров страданий / Капитан Блад / Captain Blood. США, 1935. Режиссер Майкл Кёртиц. Сценарист Кэйси Робинсон. Актеры: Эррол Флинн, Оливия де Хэвилленд, Лайонел Этуилл и др. Прокат в СССР со 2 марта 1953: 21,3 млн. млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Майкл Кёртиц (1888-1962) был необычайно плодовит (на его счету свыше 80-ти фильмов). Среди его работ было много приключенческих фильмов («Капитан Блад», «Приключения Робин Гуда», «Морской ястреб» и др.). Однако главной картиной его жизни, бесспорно, стала легендарная «Касабланка» (1942).
Действие «Капитана Блада», поставленному по роману Рафаэля Сабатини, происходит в конце ХVII века, когда бывший врач волею судьбы становится пиратом…
Фильм вышедший, имевший в США большой коммерческий успех, вышел на советские экраны в 1953 году в качестве «трофея», обнаруженного в немецкой фильмотеке, и его посмотрело свыше двадцати миллионов зрителей, среди которых по причине «пиратского» сюжета доминировали мальчишки и подростки…
Удивительно, но зрители XXI веке до сих пор готовы спорить об этом фильме, снятом в далеком 1935 году:
«В целом надо отдать фильму должное, в первой половине его сюжет исключительно близок к оригинальному. Но вторая половина меня откровенно разочаровала, в особенности «великолепной» концовкой, достойной далеко не лучших образов жанра дамского романа. Выводы таковы. По современным меркам, конечно, все это несколько излишне пафосно и театрально, вплоть до определенной неестественности, но для 1935 года это было стандартом» (Отражение).
«Хочется сразу оговориться, что я являюсь огромным поклонником творчества Рафаэля Сабатини. Поэтому, как я не пытался абстрагироваться от книги и насладиться кинематографическими клише 20-30 годов прошлого века, у меня это не получилось. С книгой фильм имеет крайне мало общего. … Бессистемно надерганные куски, слепленные в подобие сюжета невнятными и ничего не объясняющими переходами, вырванные целиком значительные сюжетные ответвления. Полное несоответствие типажей, за исключением, пожалуй, Левасера и полковника Бишопа. … Куда делась утонченная и умная Арабелла Бишоп? Зачем ее превратили в эту куклу? Наверное, не читая книги, можно насладиться опереточно-водевильным стилем, присущим фильмам той эпохи, но именно, как фильм по книге, он просто ужасен» (Т. Металхэдов).
«Главные недостатки книги перекочевали и в фильм, обросши несерьёзной, фарсовой игрой. Однобокость типажей и их стереотипное поведение были возведены в квадрат, враги стали ещё глупее, друзья — добрее, а финал — стремительнее. В итоге история лишилась правдоподобия, логики и внятности и не смогла толком рассказать ни о пиратских похождениях, ни о душевных метаниях благородного изгнанника» (Бегемот).
Киновед Александр Федоров
Повторный брак / Супруги второго года / Les Mariés de l'an II / Gli Sposi dell’anno secondo. Франция–Италия–Румыния, 1968/1970. Режиссёр Жан–Поль Раппно. Сценаристы: Даниель Буланже, Морис Клевел, Жан-Поль Раппно, Клод Соте. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Марлен Жобер, Сами Фрей, Лаура Антонелли, Пьер Брассёр, Жюльен Гийомар, Мишель Оклер, Марио Давид, Патрик Деваэр и др. Прокат в СССР – с 17 марта 1975: 21,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 2,8 млн. зрителей.
Режиссёр и сенарист Жан–Поль Раппно за свою карьеру в кино снял всего с десяток фильмов, некоторые из них попали в советский кинопрокат.
… В приключенческой комедии «Супруги второго года», получившем в советском прокате название «Повторный брак» обаятельный персонаж Жана-Поля Бельмондо попадал в вихрь Великой французской революции, которая, к слову, в этом фильме довольно едко высмеивалась…
В год выхода этой ленты в советский кинопрокат кинокритик Михаил Белявский (1904-1982) справедливо писал, что,«где Бельмондо, там всегда целый каскад безудержных приключений, победоносных схваток с использованием разных видов оружия, а то и без оружия, но все равно с несколькими, а то и многочисленными противниками, умопомрачительных погонь, бегств за преследуемыми или от преследующих. И всегда рискованные ситуации, которые вот-вот могут закончиться трагически, а завершаются его триумфом. … Режиссер Ж.-П. Раппно известен как большой мастер кинокомедии. Фильм «Повторный брак» — еще одно тому подтверждение. Обаяние и артистизм Жана-Поля Бельмондо, хорошая игра его партнеров (прежде всего следует отметить популярную Марлен Жобер в роли Шарлотты, а также Пьера Брассера в роли ее отца и др.) — обеспечат фильму успех у зрителей» (Белявский, 1975).
Да, успех у этого фильма в СССР был немалый (21,3 млн. зрителей только за первый год демонстрации в кинотеатрах). Но прав был кинокритик Юлий Смелков (1934-1996), который спустя несколько лет отметил, что прокатной судьбе «Повторного брака» в СССР было далеко до триумфов многих индийских мелодрам или мексиканской «Есении»: «кассовый успех оказался меньшим и кратковременным. А ведь какие актеры — Бельмондо, Брассер, какие драки, какие погони! Помешала, на мой взгляд, ирония» (Смелков, 1975: 8-9).
Мнения зрителей XXI века о «Повторном браке» порой расходятся:
«Гениальный сюжет с конкретным троллингом современных фильму событий (типа Красного мая 1968 г.), понятным не всякому. И уж точно лучшая комедийная роль Бельмондо, наряду с "Игрой в четыре руки"» (Санечка89).
«Актеры обаятельные, костюмами можно любоваться, можно их разглядывать. Событий много, но, после просмотра, начинаешь вспоминать, чтобы рассказать о фильме, и осознаешь, что рассказывать нечего... Если не хотите себя "грузить" и уйти после просмотра "с легкой головой", то это именно такой фильм» (Гортензия).
«Очень люблю Бельмондо и его роль в этом фильме. … Марлен Жобер тоже хороша. И весь фильм выстроен в ироническом и пародийном стиле. Как это он проскочил на советский экран при наличии явной издевки над революционными событиями?» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
Цена победы / Гонщик / Speed Driver / Speed Cross. Италия-Испания-ФРГ, 1980. Режиссер Стельвио Масси. Сценаристы: Артур Браунер, Стельвио Масси, Массимо Де Рита, Луис Мария Делгадо. Актеры: Фабио Тести, Витторио Меццоджорно и др. Прокат в СССР – 1983: 21,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Стельвио Масси (1929-2004)не относился к итальянским мэтрам Киноискусства класса «А», предпочитая быть умелым ремесленником, специализировавшемся на фильмах криминальной тематики. В советский кинопрокат попала только одна его лента, получившая название «Цена победы».
По сюжету фильма «Цена победы» нарушающего все правила движения уличного гонщика нанимают для профессионального выступления на треке. Но не все так просто: вскоре гонщик понимает, что дело тут нечисто…
Советская кинопресса этот фильм практически не заметила, но вот зрители его до сих пор вспоминают:
«В целом фильм динамичен, но сценарий очень сырой и с большими пробелами. Зачастую непонятно как произошло то или это, откуда узнали про то да сё. Сценарист словно спешил к финальной гонке, которая составляет кульминацию фильма. Однако финал явно подкачал» (Ленинградец).
«Это была просто икона умелого и профессионального вождения мотоцикла на кроссовой трассе, было чему подрожать, да и сюжет неслабый! Мотоциклы были же не такие, как сейчас, послабее, но сам пыл и жар соревнований и накал страстей был реально на пределе» (Р. Стрибежев).
Киновед Александр Федоров
Олеко Дундич / Алекса Дундић. СССР–Югославия, 1958. Режиссер Леонид Луков. Сценаристы Леонид Луков, Антоние Исакович. Актеры: Бранко Плеша, Татьяна Пилецкая, Владимир Трошин, Лев Свердлин, Милан Пузич, Борис Ливанов, Сергей Лукьянов, Константин Сорокин, Татьяна Конюхова, Лариса Кронберг, Евгений Самойлов, Сергей Филиппов и др. Прокат в СССР – с 25 сентября 1958: 21,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Леонид Луков (1909–1963) за свою карьеру поставил 22 фильма, многие из которых («Большая жизнь», «Донецкие шахтеры», «К новому берегу», «Об этом забывать нельзя», «Разные судьбы», «Олеко Дундич», «Две жизни», «Верьте мне, люди») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Приключенческий фильм о командире эскадрона Первой конной армии сербе Олеко Дундиче был поставлен во времена «оттепели» – как в СССР, так и в советско–югославских отношениях. В рамках возвращения к так называемым «ленинским нормам жизни» кинематографистам предлагалось создать серию историко–революционных фильмов, романтизировавших большевиков и красную армию в годы гражданской войны. «Олеко Дундич» точно вписывался в эти поставленные руководством задачи.
Киновед Евгений Марголит считает, что «Олеко Дундич» получился не слишком удачным, так как у фильма«совершенно невыстроенный сценарий. Характеры персонажей тонут в нагромождении приключенческих ситуаций» (Марголит, 2010: 281).
Нынешние зрители, посмотрев «Олеко Дундича» воспринимают его как своего рода «предтечу» «Неуловимых мстителей» и «Опасных гастролей»:
«Налицо ускользающе лукавая эстетика, еще верней, эклектика: неопределенность фабулы, неординарность жанра, особенно странные для 1950–х. Не просто кондовый военно–героический или революционно–приключенческий, или шпионски–детективный боевик из времен Гражданки, а сплав, амальгама, бурлеск... Лишь сейчас с удивлением открываешь, как в пику стереотипам несакраментально «зажигал» в те годы Леонид Луков, рискованно жонглируя контрастно–парадоксальными перебивками сюжетов и тем… Нет, это вам не литая из бронзы и меди легенда о несгибаемом комиссаре, а живая мозаика в блескучих переливах, подлинная диалектика сложного и противоречивого, но исключительно обаятельного «характера в припрыжку» (В. Плотников).
Киновед Александр Федоров