Найти в Дзене
Беспорядочные путешествия

«Имидж – всё»: как разноцветные грузовики стали символом Пакистана

Азия – самая большая по площади и численности населения часть света, объединяющая множество удивительных культур, языков и традиций. Но кроме того, Азия – это еще и невообразимое многообразие видов транспорта: от рикш в Индии и вездесущих тук-туков, почти в каждой стране они свои, до сверхскоростных поездов (синкансэнов) в Японии или поездов на магнитной подушке в Китае. В густонаселенных странах и городах Азии транспорт – это целая история и даже настоящая философия, наполненная яркими красками и шумом, креативом и свежими идеями. И если с точки зрения оригинальности многие страны Азии могли бы посоперничать относительно того, где самый необычный транспорт, то в вопросе его яркости непререкаемое первое место занимает Пакистан. «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». В Пакистане эта знаменитая фраза, произнесенная товарищем Бендером, не работает вовсе, по крайней мере в отношении грузовых автомобилей. Они здесь один роскошнее другого. Многочисленные украшения, внешний деко

Азия – самая большая по площади и численности населения часть света, объединяющая множество удивительных культур, языков и традиций. Но кроме того, Азия – это еще и невообразимое многообразие видов транспорта: от рикш в Индии и вездесущих тук-туков, почти в каждой стране они свои, до сверхскоростных поездов (синкансэнов) в Японии или поездов на магнитной подушке в Китае. В густонаселенных странах и городах Азии транспорт – это целая история и даже настоящая философия, наполненная яркими красками и шумом, креативом и свежими идеями. И если с точки зрения оригинальности многие страны Азии могли бы посоперничать относительно того, где самый необычный транспорт, то в вопросе его яркости непререкаемое первое место занимает Пакистан.

«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». В Пакистане эта знаменитая фраза, произнесенная товарищем Бендером, не работает вовсе, по крайней мере в отношении грузовых автомобилей. Они здесь один роскошнее другого. Многочисленные украшения, внешний декор, узоры и каллиграфия, цепи и деревянные резные элементы, лампочки, стекло и зеркала – легче сказать, чем в Пакистане не украшают грузовые автомобили, нежели перечислять все доступные местному автотюнингу средства.

-2

При этом Пакистан в данном вопросе отнюдь не уникален. Украшением средств передвижения в той или иной степени занимаются во всех странах Южной Азии: Индии, Непале, Бутане, Бангладеш, Афганистане и даже на Шри-Ланке. Однако, именно в Пакистане украшение грузовых автомобилей стало настоящей национальной традицией, самостоятельным видом искусства и даже более того, отраслью промышленности. Увидеть на пакистанских дорогах обычный грузовик в заводском окрасе, без цепочек, рюшечек и колокольчиков попросту не представляется возможным.

-3

Встает резонный вопрос: Зачем? Вот только единственно верного ответа на него, похоже, не существует. Зато различных версий предостаточно. Мол, еще в далекие времена в Индийской империи, частью которой был и Пакистан, всячески украшали различные транспортные средства, повозки и кареты, чтобы подчеркнуть статус их хозяев. Традиция сохранилась и спустя много лет перекочевала в Британскую Индию, где в колониальный период начали появляться грузовые автомобили.

-4

Традицию «грузового украшательства» также связывают с многообразием культур, религий и философий, распространенных в южноазиатском субрегионе. Роспись автомобилей исторически служила средством самовыражения, демонстрировала убеждения и стремления владельца транспортного средства, а также напоминала ему о доме во время долгих поездок.

-5

По мере развития данного вида декоративного искусства сформировались даже самобытные региональные стили украшательства. Например, на юге Пакистана получил распространение так называемый «диско-стиль», когда грузовики украшаются мигающими лампочками, стеклышками и зеркалами, словно интерьеры ретро-дискотек 1980-х годов. На западе страны грузовики часто обильно отделаны деревом, тогда как на востоке, возможно, в целях экономии их чаще украшают пластиковыми деталями. И наконец на севере, в суровых, высокогорных регионах, предпочитают металл.

-6

Слова о том, что традиция украшения грузовиков в Пакистане превратилась в самостоятельную отрасль государственной промышленности, отнюдь не являются преувеличением. По разным оценкам, в автомобильных мастерских, занимающихся модернизацией грузовиков, по всей стране трудятся порядка 200 тысяч человек.

-7

Но, что самое интересное, стоимость «модернизированного» автомобиля в отдельных случаях может возрасти практические вдвое по сравнению с его первоначальной стоимостью. И хотя Пакистан – далеко не самое зажиточное и процветающее государство, спрос на подобные автомобильные услуги держится на самом высоком уровне.

-8

И даже при при экономном варианте, предполагающем отказ от цепей, лампочек и резного декора, расписывают грузовики в Пакистане неизменно. Чаще всего изображают цветы и животных, религиозные или политические сюжеты, а также сцены из популярных кинофильмов. Впрочем, зачастую ограничиваются просто орнаментальной росписью, а еще каллиграфическим шрифтом пишут строчки из литературных произведений или национального фольклора, патриотические лозунги и фразы из священных текстов. Всех вариантов не перечислить.

-9

Многие грузовики здесь оснащают даже специальным козырьком над кабиной водителя. Никакого функционального предназначения он не имеет. Единственная причина его сооружения – увеличить площадь возможного декора, ведь на козырьках можно нарисовать что-то дополнительно, развесить цепи и колокольчики, сделав грузовик еще более заметным на дороге.

-10

И, кстати, именно благодаря колокольчикам появилось неофициальное название для данного вида искусства и всех грузовиков, подвергшихся украшательству. Понятие «Джингл-трак« (с английского «звенящий грузовик») вошло в обиход из жаргона американских солдат, дислоцированных в Афганистане, вдоль границы с Пакистаном, где регулярно курсировали подобные транспортные средства. Характерные звон зачастую создают цепи и колокольчики, закрепленные на бамперах грузовиков.

-11

Но не грузовиками едиными. Традиция украшательства со временем перекинулась с большегрузов на другие транспортные средства, включая и пассажирские. Так что в наши дни разукрашенные, разрисованные и обвешанные всевозможным декором автобусы также во всю бороздят пакистанские дороги.

-12

На автобусах зачастую не приведено номера, маршрута, начальной и конечной остановок, но массивный обвес цепями и колокольчиками вкупе с расписными узорами будет непременно. Что до маршрута следования, то в каждом автобусе есть специально обученный человек, который кричит на всю улицу, куда едет автобус, и активно зазывает пассажиров, после чего еще и собирает с них оплату за проезд.

-13

Разумеется, внешний декор не имеет ни малейшего отношения к удобству и комфорту пользования подобными транспортными средствами. Внутри все может быть старым, поломанным и разваливающимся, да еще и пассажиры набиваются в салоне как селедки в бочке. Проезд, правда, тоже недорогой, порядка 10 рублей или немногим больше.

-14

Время от времени попадаются даже небольшие частные автомобили, обильно украшенные и разрисованные. Но по сравнению с грузовиками это уже не норма, а скорее исключение из правил.

-15

И совсем уж редко в Пакистане встречаются разрисованные тук-туки. Что, кстати, странно, ведь в тех же Индии и Пакистане это в целом стандартная практика.

-16

Хотя здесь даже раскраска автомобилей служителей правопорядка яркая и многоцветная. Так что, быть может, традиция украшать автомобили у пакистанцев и впрямь в крови.

-17

Но главное, на дорогах подобные транспортные средства, богато украшенные и декорированные, независимо от своего размера и предназначения всегда хорошо заметны. Красиво они выглядят или не очень, здесь, конечно, у каждого может быть свое мнение, но тот факт, что смотрятся подобные авто во всех отношениях ярко и примечательно, кажется непререкаемым.

-18

Сам я, когда разгребал свои фотографии из поездки по Пакистану обнаружил, что десятая их часть оказалась отведена снимкам разукрашенных автомобилей. И ведь действительно, не достать фотоаппарат и не щелкнуть затвором, когда видишь на дороге очередное произведение искусства, крайне сложно.

-19

Правда, бо́льшую часть фотографий я сделал близ автовокзала Исламабада, рядом с которым пролегает оживленное шоссе. Купил билет на нужный автобус, до отправления которого оставался еще почти час, и не нашел ничего лучше, чем потратить все это время, стоя у дороги и фотографируя проезжающие грузовики.

-20

Несколько ярких (в прямом и переносном смысле) примеров вы можете увидеть в карусели ниже.

Интересно и то, что внешний декор большегрузов никоим образом не соотносится с тем, что они перевозят. Это могут быть и стройматериалы, и цемент, и животные, и даже обыкновенный мусор. На количество и качество украшений это совершенно не влияет.

-22

Кстати, моим любимым украшением грузовиков в Пакистане за время путешествия стали «усы», вертикально торчащие штыри высотой метра полтора (на фото ниже).

-23

Иногда встречается даже третий «ус», установленный посередине. То, что он (а также, например, частичная роспись лобового стекла) препятствует полноценному обзору водителя – мелочи жизни:) Как говорилось в старенькой рекламе, «имидж – ничто, жажда – все», вот только в Пакистане дело обстоит ровно наоборот. Тут превыше всего именно имидж.

-24

И ведь ничем иным подобное «щегольство» не объяснить: никакой финансовой выгоды украшение грузовиков не приносит, скорее наоборот. Водители, чья средняя зарплата равняется 200-300 долларам в месяц, влезают в многотысячные долги, сидят по несколько месяцев без работы в ожидании окончания модернизации своих грузовиков и лишь затем выходят на рейс. Нам такое, конечно, не понять. Как, впрочем, и пакистанцам не понять загадочную русскую душу.

-25

Хотя, конечно, чужая душа, и неважно, русская или пакистанская, это всегда потемки. Да, отдельные традиции или привычки представителей других стран и национальностей и впрямь могут казаться нам странными и даже необычными, но отношение к ним должно быть безоценочным. Идти со своим уставом в чужой монастырь не стоит. Да и ехать на разукрашенном грузовике тоже.

-26

Ну, а в качестве резюме стоит лишний раз заметить, что искусство украшения грузовиков, несомненно, являет собой самую яркую особенность Пакистана. Среди тысяч грузовиков на дорогах этой южноазиатской страны не найдется двух одинаковых. Каждый уникален по-своему, а потому и все эти бесконечные узоры, цепи и колокольчики совершенно не надоедают и всякий раз привлекают внимание. Недаром же говорят, что бесконечно наблюдать можно лишь за тремя вещами: как горит огонь, как течет вода и как едут пакистанские грузовики.

-27

И на этом о разноцветных грузовиках Пакистана на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.

Читайте также:

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных фактах и местах в Москве, России и за рубежом.