Найти в Дзене
Пётр и психология

Назови своё имя, демон

Что общего у шамана, экзорциста и психолога. Посмотрел фильм «Обряд» с Энтони Хопкинсом, одним из моих самых любимых актёров. 🎬
Во время обряда изгнания злого духа священник задаёт вопрос, который звучит почти во всех подобных церемониях: «Назови своё имя».
И тут я заметил параллель со своей работой психолога.
На каждой сессии я прошу клиента назвать свою мысль, эмоцию, и один из ключевых моментов в терапии: назови своё убеждение. (дисфункциональное, глубинное).
И клиент сопротивляется. «Демон сопротивляется». 😈 Иногда человеку невероятно трудно сказать: «Я никчёмный».
Я знаю это на своём примере, в собственной терапии.
Когда мой психолог спросил меня: «И что самое плохое случится тогда? И что это говорит о вас, какой вы?» и я сказал:
«Тогда я никчёмный».
Это было неприятно. Но в тот момент мы наконец поняли, с чем имеем дело.
Дальнейшая работа была направлена на оспаривание, или, если угодно, «изгнание» этого убеждения (читай: злого духа).
Теперь оно беспокоит меня куда меньше. Но
Оглавление
Что общего у шамана, экзорциста и психолога.
Что общего у шамана, экзорциста и психолога.

Посмотрел фильм «Обряд» с Энтони Хопкинсом, одним из моих самых любимых актёров. 🎬
Во время обряда изгнания злого духа священник задаёт вопрос, который звучит почти во всех подобных церемониях:
«Назови своё имя».

И тут я заметил параллель со своей работой психолога.
На каждой сессии я прошу клиента назвать свою мысль, эмоцию, и один из ключевых моментов в терапии:
назови своё убеждение. (дисфункциональное, глубинное).
И клиент сопротивляется. «Демон сопротивляется». 😈

Иногда человеку невероятно трудно сказать:

«Я никчёмный».
Я знаю это на своём примере, в собственной терапии.
Когда мой психолог спросил меня: «И что самое плохое случится тогда? И что это говорит о вас, какой вы?» и я сказал:
«Тогда я никчёмный».
Это было неприятно. Но в тот момент мы наконец поняли,
с чем имеем дело.
Дальнейшая работа была направлена на оспаривание, или, если угодно, «изгнание» этого убеждения (читай: злого духа).
Теперь оно беспокоит меня куда меньше.

Но статья не про мои убеждения, а про связь современной психологии с мифом, шаманизмом и эзотерикой.
В том виде, как я её вижу. ✨

1. Миф как первичная психотерапия

Задолго до того, как появилось слово «терапия», миф уже выполнял её основную задачу - структурировать хаос.

Мифы это не «сказочки про богов», а коллективные сценарии, объясняющие страдание.
Деметра теряет дочь Персефону, и это история об утрате и возвращении.
Прометей страдает за то, что дал людям огонь, и это история о цене сознания.
Каждый миф как контейнер боли, способ не чувствовать «со мной что-то не так», а понимать:

«Я внутри большого процесса».

Шаман, объясняя болезнь духом, вписывал её в миф племени: человек болен не просто так, а потому что нарушен порядок. 🔥
Это превращало личное страдание в часть космической драмы.

2. Симптом как миф в частном порядке

Современная психотерапия делает то же самое, только индивидуально.
Мы не говорим: «Тебя одержал демон»,
но говорим: «Твоя паника не враг, это часть старой истории про небезопасное детство».

Если присмотреться:

  • Травма = нисхождение в подземный мир 🕳️
  • Терапия = путь героя
  • Перепроживание боли = смерть и возрождение

Мы просто изменили язык, но структура осталась мифологической.
Мы больше не зовём духов, но «спускаемся в бессознательное».
Мы не изгоняем демона, но
интегрируем травмированную часть.

3. Почему это встроено в нас биологически

Мозг это фабрика историй 🧠
Он не выносит бессмысленного.

Когда происходит травма, особенно в детстве, мозг «замораживает» её как кусок хаоса.
Этот кусок и становится симптомом: паникой, навязчивостью, депрессией.

Терапия, ритуал или миф делают с этим куском две вещи:
дают ему
язык (чтобы можно было говорить),
и вплетают его в
сюжет (чтобы можно было жить).

Без языка психика не может переработать опыт.
Без сюжета он остаётся чужеродным, как демон внутри.
Вот почему шаманские техники и экзорцизм часто «работали», они создавали
смысл там, где раньше был немой ужас.

4. Эволюция истории болезни

Если проследить эту линию, видно удивительное постоянство формы:

  • 🪶 Шаман: «Ты болен, потому что дух украл часть твоей души. Мы её вернём».
  • ✝️ Экзорцист: «Ты страдаешь, потому что демон испытывает тебя. Мы его изгоним».
  • 💬 Психотерапевт: «Ты тревожишься, потому что твоя внутренняя часть застряла в старой травме. Мы её интегрируем».

Функция не изменилась: вернуть кусок Я, который оказался «в изгнании».

5. Болезнь как зов к трансформации

На самом дне всех этих историй: инициация.
Болезнь (паника, депрессия, «одержимость») все это приглашение к переходу, к росту сознания. 🌱

Юнг говорил: «Симптом это это послание бессознательного».
Шаман часто становился шаманом
после болезни или психотического эпизода - демон, которого он потом изгонял из других, сперва жил в нём самом.

И вот мы снова здесь, XXI век, нейронауки, КПТ, фМРТ: а суть та же.
Болезнь как история это не утешение, а древний способ психики превращать страдание в смысл.
Хаос в сюжет.
Сюжет в путь. 🚶‍♂️

Может быть, психотерапия это не альтернатива шаманизму, а его современная форма? Не магия, а миф, просто рассказанный научным языком. 🔮