Поспешу разочаровать тех читателей, кто видит в этрусках русских прародителей: в этой статье вы не найдете подобных утверждений. Зато здесь представлены любопытные научные теории о том, что на роль потомков этрусков претендуют албанцы, а то и армяне.
Загадка происхождения этрусков до сих пор окутана научным туманом. Их внезапное появление среди примитивных племен Апеннинского полуострова, ослепительный взлет культуры, словно вспышка сверхновой, неизбежно порождали гипотезы о переселении этого народа из более развитых регионов древнего мира. Эхо этих споров, словно рокот прибоя, доносится до нас из глубины веков. Геродот, отец истории, уверенно заявляет о восточном происхождении этрусков, связывая их миграцию с VIII веком до нашей эры:
…При царе Атисе, сыне Манеса, Лидию поразил неумолимый голод. Долго лидийцы терпели, но когда нужда стала нестерпимой, они принялись искать спасения в изобретательности. Дни проводили в играх, дабы забыть о пище, а на следующий день предавались трапезе, отвлекаясь от развлечений. Так тянулись 18 лет. Но бедствие лишь усугублялось. Тогда царь разделил народ на две части, бросив жребий: кому остаться, а кому покинуть отчий дом. Сам царь остался, а сына своего, Тирсена, поставил во главе переселенцев. Изгнанники отправились к морю, в Смирну, где построили корабли, погрузили скарб и отплыли на поиски новой родины и пропитания. После долгих скитаний они достигли земли омбриков, основали город и нарекли себя тирсенами – в честь своего предводителя. Лидийцы же на родине пали под гнетом персов.
Однако противоположную точку зрения отстаивал Дионисий Галикарнасский, римский литератор I века до нашей эры. Он категорически отрицал какую-либо связь этрусков с лидийцами, указывая на различие в языках, богах, законах и традициях, причисляя их к коренным племенам.
В античности возникла и третья гипотеза – о происхождении этрусков из северных земель. Римский историк Тит Ливий видел в них потомков альпийских племен, населявших древнюю Ретию – регион, от Боденского озера до Дуная, включавшую в себя Тироль и часть Швейцарии. Теория построена на созвучии «Ретия» и «расенна» (самоназвание этрусков), а также к обнаруженным в Придунайской ретийской области надписям, выполненным этрусскими буквами на языке, близком или даже идентичном этрусскому.
И по сей день в науке сосуществуют эти три концепции. Северная гипотеза имеет наименьшее число приверженцев, тогда как восточная, версия Геродота, пользуется наибольшей популярностью. В ее пользу свидетельствует схожесть малоазиатских и этрусских имен, а также элементы в изобразительном искусстве этрусков. Однако аргументы против восточной теории также весомы: почему этруски, прибывшие в Италию с востока морским путем, предпочли основать свои города вдали от побережья, что было бы логично для народа мореплавателей?
И все же, существует один довод в пользу восточной теории, который обходят молчанием даже самые ярые ее противники – Лемносская стела. На острове Лемнос обнаружена надгробие с изображением воина и надписью на языке, схожим с этрусским. Надпись, выполненная греческими буквами, до сих пор не поддается расшифровке. Но сам факт проживания на Лемносе, расположенном вблизи малоазиатских берегов, народа, родственного этрускам, наводит на мысль о миграции этрусков с востока на запад.
Интересную вариацию этой теории выдвинул болгарский ученый В. Георгиев. Он утверждал, что этруски – это никто иные, как троянцы, известные нам по поэмам Гомера и Вергилия. В пользу этой теории говорит и отсутствие упоминаний об этрусках, игравших ключевую роль в Эгейском мире, в «Илиаде» и «Одиссее», где, по мнению В. Георгиева, они выступают под именем троянцев.
Ни одна из теорий не может претендовать на окончательную истину, поскольку каждая из них имеет слабые места. А наука признает лишь точные доказательства, логичные и подкрепленные фактами.
Французский исследователь Э. Майани, вооружившись албанским языком как ключом, представил свои изыскания в книге с многообещающим названием «Этруски начинают говорить»! Идея о родстве этрусского и албанского языков не была нова. Еще более столетия назад, словно предчувствуя грядущие открытия, один из ученых мужей выпустил увесистый том, посвященный нравам, религии, обычаям и языку аланского народа. В нем он выдвинул смелое предположение, что албанцы могут быть ближайшими родственниками загадочных этрусков, опираясь на манящие созвучия: «туски» – латинское имя этрусков, перекликающееся с «тосками» – названием жителей южной Албании, и «Тирана» – столица Албании, эхом отзывающаяся в «тирренах» – греческом наименовании этрусков. После этого не раз предпринимались робкие попытки сблизить отдельные слова из арсенала двух языков.
В начале XX века были подведены итоги всех попыток использования «албанского ключа» к этрусской загадке. Д. Буонамичи, признавая определенное сходство между языками, в своей итоговой работе осторожно указывал на неправомерность прямого сопоставления, объясняя сходство либо глубокой древностью родства, либо существованием общего праязыка, колыбели, из которой они оба произошли.
Безусловно, албанский язык может послужить нитью Ариадны в лабиринте этрусской лингвистики. Однако прямое сопоставление слов ненадежно. Лишь реконструировав общую основу, можно приступать к сравнению грамматических форм.
В. Георгиев, напротив, использовал смешанный комбинаторно-этимологический метод. Значения слов и морфем он определял, исходя из самого этрусского текста, а затем, опираясь на достоверно установленные значения и происхождение слов, выявлял общие черты с другими, предположительно родственными языками.
Георгиев пришел к выводу, что фонетическая структура этрусского языка удивительно похожа на структуру армянского. Это сходство он объяснял тем, что прародиной этрусков была область Трои – северо-западная часть Малой Азии, где, согласно античным источникам, жили и фригийцы, от которых произошли армяне. Ученый утверждал, что этрусский язык по своим характерным чертам относится к индоевропейским, хотя, подобно хеттскому, и содержит неиндоевропейские элементы.
И все же эта гипотеза пока не обладает достаточной аргументацией для окончательного включения этрусского языка в индоевропейскую семью. Лишь дальнейшее накопление фактов сможет пролить свет на эту лингвистическую загадку.
Литература:
Виктор Драчук - Дорогами тысячелетий