Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

Судьба русской женщины в поэме «Орина, мать солдатская»

Изображение в свободном доступе В битве литературных титанов: И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова – мой ответный ход сегодня принадлежит истинно русскому поэту – Николаю Алексеевичу Некрасову. История создания В одну из поездок в Ярославскую губернию, на родину, Некрасов познакомился с крестьянкой, которая поведала ему "печаль свою Великую" о гибели единственного сына. Её рассказ и положил поэт в основу небольшой поэмы «Орина, мать солдатская». Работая над поэмой, Некрасов (по воспоминаниям его сестры А.А. Буткевич) очень "боялся сфальшивить" и "несколько раз делал крюк" во время охоты, чтобы ещё раз встретиться и поговорить со старой женщиной, уточнить у неё некоторые детали, чтобы не допустить какой-нибудь неточности, оплошности. Сюжет поэмы Поэма построена как рассказ крестьянки Орины о своём неизбывном горе, о сыне, Иванушке. Горе Орины , что её единственный сын, замученный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер. Спокойно, буднично и неторопливо повествует она о собы
Оглавление
Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе

В битве литературных титанов: И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова – мой ответный ход сегодня принадлежит истинно русскому поэту – Николаю Алексеевичу Некрасову.

История создания

В одну из поездок в Ярославскую губернию, на родину, Некрасов познакомился с крестьянкой, которая поведала ему "печаль свою Великую" о гибели единственного сына. Её рассказ и положил поэт в основу небольшой поэмы «Орина, мать солдатская».

Работая над поэмой, Некрасов (по воспоминаниям его сестры А.А. Буткевич) очень "боялся сфальшивить" и "несколько раз делал крюк" во время охоты, чтобы ещё раз встретиться и поговорить со старой женщиной, уточнить у неё некоторые детали, чтобы не допустить какой-нибудь неточности, оплошности.

Сюжет поэмы

Поэма построена как рассказ крестьянки Орины о своём неизбывном горе, о сыне, Иванушке. Горе Орины , что её единственный сын, замученный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер. Спокойно, буднично и неторопливо повествует она о событиях.

Иллюстрация из альбома "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Выставка в школе."
Иллюстрация из альбома "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Выставка в школе."

Но за этим спокойствием скрывается тяжёлая утрата, настоящая человеческая трагедия.

Хотя в поэме ничего не говорится, что послужило причиной гибели сына крестьянки Орины:

Не любил, сударь рассказывать
Он про жизнь свою солдатскую –

читатели понимают, о чём идёт речь: беспощадная муштра и жестокое обращение могли довести до смерти солдатушку, который

Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка

А сама Орина так говорит об этом :

Я узнать не добивалася
Никого не осуждаючи.

Ведь:

Немота перед кончиною
Подобает христианину :
Знает Бог, какие тяготы
Сокрушили силу Ванину

По характеру поэма близка к жанру народных причитаний и поверий : о покойнике – только хорошее, пробуждающее сожаление, что такой замечательный человек покинул эту землю. Вспоминая только хорошее, близкие рождали уверенность, что умершего любили безмерно. О любви матери Некрасов говорит не прямо – косвенно, так как всё понятно любому, знакомому с материнским сердцем :

Восемь лет сынка не видела…
Жив ли, нет – не откликается
Уж и свидеться не чаяла.
Вдруг сыночек возвращается.
Вышло молодцу в бессрочные...

Мать не могла нарадоваться приезду сына: истопила баню, напекла блинов. Да радость встречи омрачалась : по ночам его "кашель бьёт" и платок "в крови мокрёхонек".

А у читателя сердце обливается кровью от сострадания и к Орине, и к Ивану.

Говорит: "Поправлюсь, матушка!"
Да ошибся – не поправился…

Промучился Ваня девять дней, а на десятый "преставился".

Умирающему трудно свыкнуться с мыслью, что его не станет :

…за день до скончания
Поглядеть на солнце красное
Пожелал…

Обошёл весь крестьянский двор, где накануне ещё

Тихо по двору похаживал
Да постукивал топориком,
Избу ветхую обхаживал,
Огород обнёс забориком.
Перекрыть сарай задумывал…

Попрощался со всем своим немудрёным крестьянским хозяйством, даже с поляной, где сено косил в молодости… Слёзы невольно наворачиваются, когда читаешь:

Песня вдруг с дороги грянула.
Подхватил, что было голосу:
"Не белы снежки", – закашлялся,
Задышался – пал на полосу!
Не держали ноги резвые
Не держалася головушка…

Последняя в жизни Вани ночь была страшной для матери, да и для читателя тоже. Не только потому, что бред умирающего – это всегда страшно, но и потому, что каждый догадывался, какой тяжёлой, ограниченной была казарменная жизнь солдата, сколько жестокости приходилось им испытывать от "благородиев":

Вдруг метнулся… смотрит жалобно…
Повалился – плачет, кается,
Крикнул : "Ваше благородие!
Ваше!.." Вижу задыхается...

К утру память вернулась, прошептал:

"Прощай, родимая!
Ты опять одна осталася…"

Безмерно горе матери : "Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная!"

«Чаша вселенского горя»

Чем закончить рассказ о поэме Некрасова, страданиях Иванушки-воина и муках Орины-матери? Сам поэт воспринимает рассказ о матери и сыне как ещё одну каплю в «чаше вселенского горя». Я же боюсь неосторожным словом оскорбить чувства современных наших матерей. Поэтому закончу цитатой известного литературоведа Н. Якушина :

В скудной лаконичной форме Некрасову удалось показать не только трагическую участь русского простого солдата, замордованного палочной муштрой железной дисциплиной, но и безмерное горе матери, потерявшей единственного кормильца.

Да и не будь он кормильцем... Каково это матери, хоронить собственного ребёнка?