На Малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац состоялась российская премьера оперы современного британского композитора Эдварда Ламберта «Шесть персонажей в поисках сцены».
Она заявлена как часть проекта Театра Сац «RE-Конструкция», который придумал Георгий Исаакян на время длительного ремонта дворца музыки на проспекте Вернадского: в его рамках на малой сцене, в фойе и в ротонде театра, то есть во всех пространствах, кроме реконструируемого большого зала, коллектив показал массу самых разных новаторских премьер, сыграл море необычной, интересной музыки. К сожалению, проект все еще актуален: несмотря на то, что в конце августа большой зал был презентован общественности в готовом виде, планировавшееся на декабрь его официальное открытие и приуроченная к этому премьера «Руслана и Людмилы» пока откладывается – строительно-ремонтные работы продолжаются и театр еще не может зажить полноценной жизнью, довольствуясь малыми формами и творчеством «на ходу».
Но, несмотря на все сложности, его творческой активности можно только позавидовать. 1 декабря завершился многомесячный Х фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку», который организован и проводится во многом силами именно Театра Сац, а уже 4-го сацевцы играют премьеру – да ни какую-нибудь, а совершенно раритетно-эксклюзивную. Вообще за полтора десятилетия руководства театром Георгием Исаакяном количество необычных премьер в его стенах поражает воображение – репертуарное портфолио коллектива им полностью и концептуально пересмотрено. Годы длительно-мучительной реконструкции, кажется, только подстегнули этот процесс – проект «RE-Конструкция» тут пришелся очень кстати, он словно аккумулировал в себе новаторские устремления худрука.
Среди длинной череды редкостей, произведений по большей части совершенно неизвестных не только широкой публике, но и прожженным меломанам-театралам, а порой и профессионалам музыкального театра, какие представил за эти годы Театр Сац, особое место принадлежит современной музыке – опусам ныне здравствующих композиторов. Декабрьская премьера как раз из их числа: на этот раз Театр Сац познакомил Россию с произведением, которое родилось в 2014 году в Англии, его мировая премьера прошла в театре «Музыкальная труппа» в городе Брайтоне. Его создатель Эдвард Ламберт (р. 1951) – автор множества камерных опер, ученик Дьёрдя Лигети, основатель «Музыкальной труппы» и лондонского оперного фестиваля «Тет-а-тет».
Для своей очередной оперы, ставшей первой, какую увидели в России, Ламберт сам написал либретто по мотивам самой известной пьесы знаменитого итальянского драматурга Луиджи Пиранделло – предтечи театра абсурда. Ламберт не первый, кто предпринял попытку положить «Шесть персонажей в поисках сцены» на музыку – еще в 1928 году появилась одноименная опера итальянского композитора Марио Витали – однако его музыкальный язык оптимален для избранной литературной основы и самого сюжета.
Хотя пьеса и создана сто лет назад, по своей форме и тематике – она очень современна, отвечает духу и канонам искусства постмодерна. В ней перемешаны самым удивительным образом два пласта – реальный и вымышленный миры. Персонажи пьесы, результат творческого вдохновения автора, обретают плоть и кровь и начинают жить и играть по собственному разумению и собственным законам, приобретая черты живых людей с их страстями и фобиями. Однако увидеть какую-то логику в этой фабуле затруднительно, развитие нелинейно, различные пласты текста и сюжетные линии-мотивы наслаиваются друг на друга, создавая ощущение абсурдистской оптики, в которой непросто разобраться даже посвященному.
Для музыкальной иллюстрации столь необычного текста Ламберт выбирает камерный формат оперы для секстета поющих персонажей и речитативное изложение для вокальных партий. Речитатив прихотлив, но гибок, выразительно отображая нюансы и смену настроений персонажей – Режиссера, который имеет намерение ставить новую пьесу, и героев этой пьесы, то бишь литературных фигур – Отца, Матери, Падчерицы, Сына и загадочной Мадам Паче. Однако полное отсутствие даже намека на законченные музыкальные формы делает вокальное изложение несколько монотонным, а саму оперу приближая к драматической пьесе, в которой не говорят, а мелодекламируют. Режиссер российской постановки «Шести персонажей…» Мария Фомичева самостоятельно осуществила перевод на русский язык (в Москве опера исполняется по-русски) текста оперы – ее работа удивила постоянным несоответствием ударений в русских словах долям и метру музыкального материала, из-за чего русский текст слушается с большим трудом – возможно, это сделано сознательно, чтобы еще более усилить фантасмагорический, абсурдистский характер произведения.
На небольшом пространстве Малой сцены Фомичева и сценограф Станислав Фесько размещают деревянные миниплатформы-подиумы, на которые периодически взгромождаются персонажи и прокламируют свои тексты, словно с трибуны: часто они поют по нотам, с пюпитров, поскольку сама постановка заявлена в формате семи-стейдж. Костюмы Натальи Осмоловской слегка отсылают к эпохе итальянского драматурга (особенно женские), но в целом вневременны, условно-современны. В целом сценическое пространство представляет собой мир закулисья, в котором идет живой театральный творческий процесс – принцип театра в театре изначально заложен в пьесе Пиранделло и воспроизведен в опере Ламберта.
Музыкально непростую стилистику уверенно штурмует маэстро Сергей Михеев и солисты театра, которые на современной музыке «собаку съели», поэтому все ее сложности им нипочем – и неоднозначная мелодика, и сложные ритмы, и эксцентричные вокальные украшения, и необходимость использовать необычные тембральные краски. Михаил Заболотский (Режиссер), Олег Банковский (Отец), Мария Чудовская (Мать), Анна Малькина (Падчерица), Вячеслав Леонтьев (Сын) и Максим Дорофеев (Мадам Паче – травестийный образ наоборот, опираясь на традиции оперы барокко или может быть отсылая к прокофьевской Кухарочке) не просто свободно вокализируют, но и убедительно играют, создавая диковинные образы, соответствующие причудливому замыслу композитора.
10 декабря 2025 г., "Играем с начала"