Ноябрь — правильное время для проверки состояния антифриза и подготовки системы охлаждения двигателя к зиме. В теплое время года водители как правило не задумываются о состоянии охлаждающей жидкости после доливок. Да и сложно вспомнить, что и когда мы доливали: дистиллированную воду или готовый антифриз. А это важно.
Алгоритм подготовки системы охлаждения к зимним условиям
1. Как проверить плотность, состав и температуру замерзания антифриза?
2. Что и в каких случаях доливать в систему охлаждения, если уровень антифриза в расширительном бачке критически снизился?
3. Что такое эвтектический раствор и что надо знать о низкозамерзающих свойствах антифризов.
4. Антифризы для регионов умеренного климата европейской части России.
5. Как правильно подобрать антифриз и можно ли отступать от рекомендаций автопроизводителя при выборе антифриза?
6. Как правильно заменить охлаждающую жидкость, особенно при переходе на другой тип антифриза?
7. Подведем итоги.
Как проверить плотность, состав и температуру замерзания антифриза
Как мы уже знаем из прежних статей и видеоуроков, автомобильные антифризы представляют собой водные растворы этиленгликоля и антикоррозионных присадок, защищающих рубашку охлаждения двигателя от коррозии. Дополнительную коррозионную агрессивность охлаждающей жидкости придает главный противозамерзающий ингредиент — этиленгликоль, поэтому антикоррозионный пакет присадок — это важнейший защитный комплекс.
Внимание! Коррозия внутренней поверхности рубашки охлаждения приводит к образованию рыхлого слоя из продуктов коррозии, который нарушает теплообмен и вызывает локальный перегрев двигателя!
Есть разные методы определения незамерзающих свойств антифризов, среди которых комплексное измерение плотности, концентрации этиленгликоля и температуры замерзания с помощью специализированного прибора — рефрактометра. Но можно использовать и более простой и дешевый прибор — гидрометр. Однако его точность измерений ниже, чем у рефрактометра.
Гидрометр по плотности косвенно определяет концентрацию этиленгликоля в антифризе, а также его температуру замерзания.
Внимание! Это правило применимо только к оригинальным сертифицированным антифризам! Подделки от недобросовестных производителей не подлежат измерениям!
Вот так выглядит рефрактометр для измерения плотности, концентрации и температуры замерзания антифризов:
Что и как доливать, если уровень антифриза критически снизился
Существует две причины снижения уровня охлаждающей жидкости:
1. испарение воды, например, при локальных перегревах двигателя или неисправном паровом клапане крышки расширительного бачка
2. утечка из-за негерметичности системы охлаждения.
Причины испарения и утечек мы рассматривать не будем, а вот что доливать — воду или готовый антифриз — рассмотрим детально. Если из-за локальных перегревов двигателя из антифриза постепенно испаряется вода, плотность антифриза повышается.
Внимание! Доливать в этом случае необходимо исключительно дистиллированную воду! Готовый антифриз лить нельзя, так как это приведёт к ещё большему повышению концентрации этиленгликоля!
Из-за особенностей физических свойств водных растворов этиленгликоля повышение его концентрации выше эвтектического соотношения приводит к нарушению теплоотводящих свойств, а также к ухудшению низкозамерзающих свойств.
Чтобы точно знать, что доливать, нам и необходим гидрометр, при помощи которого мы можем измерить фактическую концентрацию антифриза.
· Если концентрация повышена – доливаем дистиллированную воду.
· Если нормальная — готовый антифриз, не концентрат
В технических Интернет-публикациях распространена информация о совместимости антифризов разных классов, но эта информация противоречива. Отсутствуют также точные данные исследований совместимости антифризов, особенно разных производителей.
Внимание! Доливать антифриз следует только того же класса, что и содержится в системе охлаждения! Важно, чтобы его цвет совпадал с цветом жидкости в системе. Так как при смешивании, например, красного антифриза с синим образуется жидкость коричневого цвета, что затруднит дальнейший контроль состояния охлаждающей жидкости.
Эвтектический раствор и низкозамерзающие свойства антифризов
Эвтектический раствор этиленгликоля в воде — это раствор, температура замерзания которого ниже температур замерзания исходных ингредиентов — воды и концентрированного этиленгликоля. Температура замерзания воды, как известно, около 0℃, а, например, этиленгликоля — минус 11-12℃. При образовании эвтектического раствора этиленгликоль вода температура замерзания достигает - 77℃.
Из диаграммы состояния водного раствора этиленгликоля мы видим, что минимальная температура замерзания антифриза достигается при соотношении этиленгликоля и воды 65х35 % и составляет минус 77℃.
Однако, даже в арктическом климате такая температура замерзания не требуется. Для арктических антифризов технически оправдана температура замерзания минус 65℃, что и достигается при концентрации антифриза – 70% этиленгликоля на 30% воды.
Антифризы для регионов умеренного климата европейской части России
Оптимальная температура замерзания антифризов в регионах умеренного климата опытным путем установлена на уровне минус 40℃. Концентрация этиленгликоля в антифризах, которая обеспечивает такую температуру составляет 52% этиленгликоля на 48% воды.
Внимание! Принцип «кашу маслом не испортишь» в данном случае неприменим, т.к. высокая концентрация этиленгликоля ухудшает теплопоглощающие и теплоотводящие свойства антифриза, а также приводит к удорожанию готового продукта.
Как подобрать антифриз и рекомендации автопроизводителя
Принято считать, что антифриз должен строго соответствовать рекомендациям автопроизводителя. Да, для выполнения гарантийных обязательств это верно и важно. Однако это вовсе не значит, что существует жесткая взаимообусловленность между конструкцией двигателя конкретного типа и строго определённым типом антифриза. Ничто не мешает нам применить антифриз другого типа.
Внимание!
1. Вместо рекомендованного класса допускается применение антифризов более высокого уровня эксплуатационных свойств.
2. Применение в охлаждении современных двигателей антифризов более низкого уровня свойств возможно, но нежелательно.
3. При переходе на антифриз другого типа важно промыть систему охлаждения от продуктов коррозии и продуктов деструкции отработавшей техжидкости. Подробная операция промывки системы охлаждения с помощью специального двухкомпонентного препарата Lavr для удаления продуктов коррозии и деструкции антифриза описана в одной из статей на страницах блога ЕвроАвто.
Как правильно заменить охлаждающую жидкость, особенно при переходе на другой тип антифриза
Принятая периодичность замены охлаждающих жидкостей составляет 5 лет эксплуатации нового автомобиля и 3 года — при последующей эксплуатации. Однако сокращение сроков эксплуатации антифризов вовсе не связано с особыми факторами старения техники. Нет, свежий антифриз просто требует чистую систему охлаждения, отмытую от продуктов коррозии, продуктов разрушения антифриза и следов моторного масла, попавшего в систему охлаждения из-за негерметичности уплотнений.
Значит, заменить охлаждающую жидкость на любой другой тип антифриза возможно при условии комплексной промывки системы. Для этого существуют специальные способы промывки и средства. Наилучшую эффективность демонстрируют такие российские препараты, как Lavr.
На примере этого препарата в одной из статей в блоге ЕвроАвто мы рассмотрели операцию комплексной промывки системы охлаждения двигателя при замене охлаждающей жидкости.
Примеры антифризов от компании Metaco
Подведём итоги
Итак, в данном анализе мы выяснили следующее:
1. Почему важно знать фактическую концентрацию антифриза, прежде чем путём доливки восстановить уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
2. Почему мы доливаем дистиллированную воду, если утечек нет, а концентрация антифриза повысилась.
3. Почему недопустимо доливать дистиллированную воду, если уровень охлаждающей жидкости в системе упал из-за утечек.
4. Почему отступать от рекомендаций автопроизводителя при выборе антифриза не только можно, но и нужно при необходимости либо сэкономить, либо напротив повысить класс антифриза.
5. Почему при любой замене охлаждающей жидкости важно промыть систему охлаждения.
На этом завершим рассмотрение темы «Подготовка системы охлаждения двигателя к зиме».
Павел Долгий – технический эксперт по автомобильным смазочно-эксплуатационным материалам. До новых встреч на страницах сайта ЕвроАвто!