Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Популярные песни 30-летней давности. 7 хитов-лауреатов фестиваля «Песня-95». Часть 2.

Журнал «МУЗилка» продолжает путешествие по хитам прошлых лет и программам фестивалей «Песня года», отделенных от нас круглыми юбилейными датами. В прошлый раз мы остановились на отметке 30 лет назад, оказавшись в богатом на памятные хиты 1995. песен, о которых захотелось рассказать, оказалось много, и я обещал вторую часть. Первая статья погрузила нас в «концентрированные 90-е». Мы говорили о сольном хите Игоря Николаева и его совместной работе с тезкой Игорем Крутым и певцом Серовым, о первом сольном хите экс-солиста «Браво» Валерия Сюткина, «визитной карточке» группы «А-студио», Михаиле Шуфутинском с песней Вячеслава Добрынина и других заметных хитах середины десятилетия. Ссылка на первую часть для тех, кто не читал, будет внизу под текстом. А теперь поехали дальше… «Я не буду тебя больше ждать» Муз. А. Укупник, сл. Ю. Кадышева, исп. Влад Сташевский Открывает продолжение обзора песня, объединяющая двух ярких артистов 90-х, чей звездный час пришелся как раз на середину десятилетия.
Оглавление

Журнал «МУЗилка» продолжает путешествие по хитам прошлых лет и программам фестивалей «Песня года», отделенных от нас круглыми юбилейными датами. В прошлый раз мы остановились на отметке 30 лет назад, оказавшись в богатом на памятные хиты 1995. песен, о которых захотелось рассказать, оказалось много, и я обещал вторую часть.

Первая статья погрузила нас в «концентрированные 90-е». Мы говорили о сольном хите Игоря Николаева и его совместной работе с тезкой Игорем Крутым и певцом Серовым, о первом сольном хите экс-солиста «Браво» Валерия Сюткина, «визитной карточке» группы «А-студио», Михаиле Шуфутинском с песней Вячеслава Добрынина и других заметных хитах середины десятилетия. Ссылка на первую часть для тех, кто не читал, будет внизу под текстом.

А теперь поехали дальше…

«Я не буду тебя больше ждать»

Муз. А. Укупник, сл. Ю. Кадышева, исп. Влад Сташевский

Открывает продолжение обзора песня, объединяющая двух ярких артистов 90-х, чей звездный час пришелся как раз на середину десятилетия.

Первый – подопечный продюсера Юрия Айзеншписа, уроженец Тирасполя Владислав Твердохлебов, прославившийся под именем Влад Сташевский. По распространенной версии, за раскрутку студента московского института Юрий Шлемович взялся на спор со своим другом и коллегой Бари Алибасовым.

Сказать, что парень не имел никакого отношения к музыке до этого – нельзя: базовое образование в музыкальной школе имелось, и встреча продюсера и будущей звезды состоялась в ресторане, где Влад играл на фортепиано. Дело было в 1993, вскоре страна узнала певца Влада Сташевского, несколько лет подряд выступавшего со своими хитами на «Песне года», пока не поссорился с продюсером.

Второй – композитор, автор многих хитов звезд эстрады и исполнитель собственных ироничных песен, грозившийся «съесть свой паспорт», призывавший «сим-сим открыться» и утверждавший, что «восток - дело тонкое». Аркадий Укупник в образе комичного очкарика стал популярен как раз к середине десятилетия. Упомянутые хиты относятся к предшествующему 1994 году, на «Песне-95» как певец он не выступал, но без дипломов лауреата не остался, получив их целых 2 штуки в качестве автора музыки: один - за хит в исполнении Влада Сташевского «Я не буду тебя больше ждать».

Для певца это было второе появление на фестивале. Годом ранее, на «Песне-94» Сташевский пел «Любовь здесь больше не живет» - композитора Аркадия Укупника на стихи Кирилла Крастошевского – это был первый большой хит певца, принесший ему успех.

Слова композиции «Я не буду тебя больше ждать», хита лауреата «Песни-95», написала Юлия Кадышева. Второй диплом фестиваля Укупник получил за хит, созданный в тандеме с этой же поэтессой – песню «Благослови». Исполнял её Вадим Казаченко. В отдельный параграф я эту песню решил не выделять, но счел достойной упоминания.

«Комбат»

Муз. И. Матвиенко, ст. А. Шаганов, исп. Гр. Любэ

В 1995 году страна отметила большой исторический юбилей – 50 лет Победы в Великой Отечественной войне, что отразилась и в программе эстрадного фестиваля «Песня года». В числе лауреатов оказался свежесозданный хит, приуроченный к этой дате. Хиты военной тематики занимают видное место в репертуаре группы «Любэ» с солистом Николаем Расторгуевым у микрофона. К тому времени коллектив уже был широко популярен, и в 90 и в «нулевых» их песни регулярно звучали.

На «Песне-95» Николай Расторгуев запел: «Комбат, батяня, батяня, комбат». Песня стала огромным хитом в репертуаре «Любэ» в песенном наследии 90-х, одной из визитных карточек группы.

Началась её история со стихотворения постоянного автора текстов и сооснователя «Любэ» Александра Шаганова. Изначально стихи никакого отношения к юбилею Победы не имели, написаны они были ещё в 1993 году в порыве внезапного вдохновения. Прочитав получившееся творение, Шаганов отложил его, вероятно, с желанием доработать позднее. Так стих и пролежал в багаже пару лет.

В начале 1995 поэт показал его своему постоянному соавтору, композитору и продюсеру группы «Любэ» Игорю Матвиенко. Тому текст понравился, и он быстро положил его на музыку. «Любэ» как раз собирались выпустить песню к юбилейному 9 мая и представить новый хит на праздничных концертах. Пазл сложился, и такой песней стал «Комбат».

В народе песня ассоциируется скорее не с Великой Отечественной, а с более близким по времени военным конфликтом – афганским, а образ "Батяни-комбата" связывают с Александром Солуяновым, офицером-афганцем, который как раз в 1995 ушел в отставку в звании генерал-майор. Он должен был сыграть главную роль в клипе на эту песню, который взялся снимать Никита Михалков. Именно его участники афганской войны в один голос называли, как того самого "батяню-комбата", образ которого создан в песне. К сожалению, в итоговом варианте музыкальный клип так и не увидел свет.

Cолуянов, Александр Петрович (1953-2023) - советский военный деятель, генерал-майор армии, герой Советского союза, был приглашен на главную роль в клипе на хит "Комбат" группы "Любэ" в армейских и медиа-кругах стал олицетворением "Батяни-комбата", главного героя песни.
Cолуянов, Александр Петрович (1953-2023) - советский военный деятель, генерал-майор армии, герой Советского союза, был приглашен на главную роль в клипе на хит "Комбат" группы "Любэ" в армейских и медиа-кругах стал олицетворением "Батяни-комбата", главного героя песни.

Изначально в стихах Шаганова этот образ был собирательным, не относился к конкретной личности или конкретному военному конфликту.

«Падают листья»

Муз и сл. В. Зуйков, исп. А. Буйнов

В уходящем 2024 году юбилей справил Народный артист России Александр Буйнов, чей пик популярности как сольного исполнителя пришелся как раз на 90-е. К тому времени артист, неоднократно подвергающийся критики за, мягко говоря, не выдающиеся вокальные данные, был уже многоопытным музыкантом. Начинал ещё в 60-70-е в «Скоморохах» у Градского, раскрылся и запел в ВИА «Веселые ребята», где солировал в дуэте с Глызиным, после построил сольную карьеру.

В 1995 его хрипловатым голосом в характерной мелодекламационной манере прозвучала песня", ставшая одним из главных его хитов, визитной карточкой. Сейчас она уже не по сезону, но прошедший юбилей исполнителя и масштаб песни не позволяют оставить её без внимания.

В разгар зимы на сцене фестиваля «Песня-95» Буйнов пел пронизанный осенней атмосферой хит о падающих листьях.

Написал эту песню его приятель, выходец с русского севера, местом рождения автора в разных источниках называют то Архангельск, то Мурманск. В Москве он оказался в неспокойные октябрьские дни 1993 года, с собой у него была кассета с любительскими записями песен. Холодным осенним вечером на фоне драматических событий песня «Падают листья» как раз пришлась ко двору, вписалась в окружающую атмосферу и зацепила музыканта. Так автор и исполнитель нашли друг друга, в дальнейшем в репертуаре Буйнова появятся и другие композиции, написанные Зуйковым, например «Мы в ответе».

Зуйков, Валерий Михайлович (1947-2016) - музыкант, автор песен, написал хиты А. Буйнова "Падают листья", "Мы в ответе" и песни в репертуаре многих других российских звезд.
Зуйков, Валерий Михайлович (1947-2016) - музыкант, автор песен, написал хиты А. Буйнова "Падают листья", "Мы в ответе" и песни в репертуаре многих других российских звезд.

Песня «Падают листья» была издана в 1995 году на альбоме «Я знал любовь». Это была уже пятая сольная пластинка Александра Буйнова. Он исполнил её на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой.

Песня быстро стала большим хитом. Есть упоминания, что на ОРТ, нынешнем «Первом канале», её некоторое время не крутили из-за созвучия центрального образа с фамилией гендиректора Листьева, трагически погибшего в том же году. В совершенно безобидном тексте в такой ситуации можно было усмотреть двусмысленность.

Тем не менее, песня стала большим хитом и дважды попала на «Песню года». Первый раз - на пике своей популярности по итогам 1995, второй - на «Песне-99» в ряду хитов 20 века.

«Сэра»

Муз. и сл. К. Меладзе, исп. В. Меладзе

На «Песне-95» появляются авторы и исполнители, чьё творчество составит музыкальный фон не только второй половины последнего десятилетия, но и начала нового века. Среди таковых – братья Константин и Валерий Меладзе. Музыкальную карьеру они начинали в группе «Диалог» Кима Брейтбурга. После Валерий начал сольную карьеру, а Константин раскрылся как автор, сочиняя песни в репертуар брата, и вошел в историю русскоязычной поп-музыки как один из успешных композиторов с узнаваемым творческим почерком. Его стиль способствовал становлению музыкальной моды. Появилось немало подражателей и интерпретаторов, пишущих в подобной манере, чьи песни в духе "меладзиады" становятся популярными и по сей день (например Д. Лорен, Г. Дудин, Л. Вольпин и др).

Но всё это будет сильно позже. А зародился этот самый «меладзианский» авторский и исполнительский стиль как раз в 90-х, когда два брата решили уйти от исполняемого «Диалогом» арт-рока к музыке попроще и стали покорять эстраду.

Братья Меладзе, Константин (автор песен) и Валерий (исполнитель) в 90-х в начале сольной и авторской карьеры.
Братья Меладзе, Константин (автор песен) и Валерий (исполнитель) в 90-х в начале сольной и авторской карьеры.

Успех пришел в 1994 году с хитом «Не тревожь мне душу, скрипка», предварявшем выход дебютного альбома «Сэра». Он поступил в продажу в начале 1995-го. Озаглавившая альбом колоритная композиция о цыганке по имени Сэра взлетела на вершины хит-парадов, получила несколько музыкальных регалий, в частности, премию «Овация» и попала в финальный концерт «Песни-95».

«Самолет»

Муз. А. Шульгин, сл. А. Зуев и А. Шульгин

Середина 90-х – взлет карьеры будущей народной артистки России, певицы Валерии, урожденной под именем Алла Перфилова. Начинала она в 1992 году под руководством своего первого мужа Александра Шульгина и на первых порах ориентировалась на зарубежного слушателя, исполняя англоязычный репертуар. Именно с этим, а вовсе не с наличием на эстраде одной «более известной» Аллы, связано появление творческого псевдонима.

Дело в том, что имя Алла на латинице пишется с буквой h на конце – Allah, что могло вызывать неуместные ассоциации. Мононим Валерия одинаково красиво писался и звучал и на русском, и на английском, а в дальнейшем стал именем певицы, прописанным в документах.

Уже спустя пару лет Валерия запела на русском и стала заметна отечественному слушателю. Основным автором материала выступал её супруг – композитор Александр Шульгин. На «Песне года» она дебютировала по итогам 1994 с песней «Обычная история». Лауреатом «Песни-95» стала композиция, считающаяся одним из самых больших и ярких хитов раннего репертуара Валерии.

«Самолет легко меня уносит, через год я не вернусь сюда»,

- запела она со сцены фестиваля под музыку своего мужа. Текст написан им же в соавторстве с Андреем Зуевым.

Песня «Самолет» вместе с ранее представленной «Обычной историей» вошли в альбом «Анна», выпущенный в 1995 году. Название пластинка получила в честь первенца в семье Валерии и Шульгина – дочки Анны.

В записи альбома и песни «Самолет» принимали участие музыканты из группы «Моральный кодекс», композитор многих хитов этого коллектива Николай Девлет-Кильдеев и ударник Николай Кистенев записали гитарные и барабанные партии.

«Самолет» называют одной из самых эмоциональных и чувственных песен в репертуаре артистки, долгое время эта песня оставалась её «визитной карточкой».

«Мало огня»

Муз и сл. М. Фадеев, исп. Линда

В середине 90-х калининградка Светлана Гейман под сценическим псевдонимом Линда не просто обретает широкую популярность, а становится одним из музыкальных феноменов своего времени. Важной составляющей этого явления стала фигура её продюсера и автора – Максима Фадеева. Успех тандема ознаменовала композиция «Мало огня» - первый большой общий хит.

Певица Линда (Светлана Гейман) с автором хита "Мало огня" и других её популярных песен 90-х, композитором, продюсером, певцом Максимом Фадеевым.
Певица Линда (Светлана Гейман) с автором хита "Мало огня" и других её популярных песен 90-х, композитором, продюсером, певцом Максимом Фадеевым.

Песня вышла в середине 1994 года и сразу стала популярна, а потому в памяти многих меломанов воспринимается как хит 1994. Но на фестивале «Песня года» Линда с хитом «Мало огня» попала по итогам 1995.

Именно «Песня-95» оказалась единственной за всю долгую историю фестиваля, на которой отметился тандем Линды и Фадеева. В последующие годы песни, выпущенные в сотрудничестве певицы с продюсером, на «Песню года» не попадали. Для Линды «Песня-95» не была дебютной, впервые она выступила на этом фестивале ещё до начала работы с Фадеевым, по итогам 1993, представив песню авторства Виталия Окорокова. А вот автора композиции «Мало огня» Максима Фадеева, без чьих хитов в 2000-х не обходился ни один фестиваль «Песня года», ведущие Ангелина Вовк и Евгений Меньшов объявили дебютантом.

«Мальчик-бродяга»

Муз, сл. и исп. А. Губин (по данным РАО и фестиваля «Песня-95»)

В статусе дебютанта заглянул на «Песню-95» и «Мальчик-бродяга» - такое прозвище по своему первому большому хиту получил молодой певец и композитор Андрей Губин. Именно эта песня ознаменовала карьерный взлет музыканта, ставшего кумиром молодежи второй половины 90-х – начала 2000-х.

«Звездный час» пришелся на 1994-й. 20-летнего парня, исполнявшего песни собственного сочинения, с его композицией про «Мальчика-бродягу» приметил другой автор-исполнитель – Леонид Агутин. Услышав Губина на фестивале «Славутич», Леонид Николаевич невольно провел параллели с собственной песней с похожим образом. Композиция молодого музыканта ему понравилась, и он оказал поддержку Губину в записи первого альбома, названного по этому хиту «Мальчик-бродяга». Песня стала популярна и по итогам 1995 попала на «Песню-года».

История хита началась намного раньше, и в ней есть противоречивые моменты. Андрея Губина все узнали как автора-исполнителя, который сам сочиняет слова и музыку и не только для себя, но и для других исполнителей (например «Ла-ла-ла» Жанны Фриске, «Мальчик мой» группы «Ранетки»).

Первый сольный хит о «Мальчике бродяге» значится как песня единоличного авторства самого Губина. Так она записана в РАО и была представлена на самом фестивале. По словам Губина «Мальчика бродягу» он написал, будучи ещё подростком, когда учился в 7-м классе.

В интернет материалах встречается и информация о том, что Губин – только композитор и исполнитель этой песни, а стихи написала Елена Тагина, вдохновившись образом одиноко идущего парня во время прогулки по городу. И уже этот текст, в свою очередь, вдохновил Губина на песню.

Однако и авторство музыки вызвало вопросы. Губина обвинили в плагиате. Обнаружилось сходство «Мальчика-бродяги» с композицией «Одинокий волк», которую написал Сергей Конев. В эфире МУЗ ТВ он заявлял, что Губин сделал свой хит из его «Одинокого волка».

Оба не скрывали, что были знакомы и дружили ещё с детства и «корни» обеих песен идут оттуда.

«Мы были молодые ребята, встретились, он показал мне свои песни, я ему свои».

Сам факт возможного заимствования Губин не отрицал, ребята, в каком-то смысле, вдохновлялись друг другом, и Андрей мог что-то подсмотреть у приятеля.

Позже в одном интервью Губин рассказывал:

«Мы с ним как-то встретились, оба уже были достаточно известны, нам было примерно по 23 года. Я ему: ''Ты же слышал ''Мальчика-бродягу? '' Говорят, что там один куплет твой упер''. Он послушал и ответил: ''Нет, не упер'', На этом и закончили. У нас не осталось напряженных отношений. Мы с ним иногда созваниваемся, делимся новостями, кто и как».


Эпилог

Даже двух материалов может показаться мало, чтобы составить подборку, которая устроила бы всех. У каждого будет свой перечень главных и самых памятных хитов того фестиваля.

«Песня года» всегда считалась более консервативным и традиционным музыкальным форумом по сравнению с появившимся на следующий год «Золотым граммофоном» и другими фестивалями и премиями последующих лет. Во все эпохи на «Песне года» встречались артисты разных поколений, программы фестивалей иллюстрировали смену вех и преемственность поколений. И именно этим «Песня года» интересна для таких ретроспективных обзоров. Свои обзоры я стараюсь составлять так, чтобы представленные песни отражали разные грани и тенденции времени. Для полноты картины рекомендую ознакомиться с первой частью по ссылке.

Материал носит исключительно развлекательный, ознакомительный характер, создан на базе информации из открытых источников и ранее опубликованных материалов канала.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни разных лет и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.