Железная маска / Le Masque de fer. Франция–Италия, 1962. Режиссёр Анри Декуэн. Сценаристы: Сесиль Сен-Лоран, Жеральд Девриё, Лоран Девриё (по мотивам романа А. Дюма). Актеры: Жан Марэ, Сильва Кошина, Жан-Франсуа Порон, Жизель Паскаль, Филипп Лемер, Клодин Оже, Энрико Мария Салерно, Жан Рошфор и др. В СССР – с 7 сентября 1964: 30,5 млн. зрителей. Повторный прокат в СССР – с 1974. 26,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Френции: 2,4 млн. зрителей.
Режиссёр Анри Декуэн (1890-1969) начал снимать фильмы в 1933 году. За свою долгую карьеру он успел поставить около пяти десятков кинолент разных жанров, в основном – развлекательных («Дочь дьявола», «Спальня старшеклассниц», «Тайны алькова», «Четыре женщины в ночи», «Фоли-Бержер», «Кошка», «Кошка выпускает коготки», «Француженка и любовь», «Железная маска» и др.).
Вышивая кинематографические узоры на полях исторической прозы Александра Дюма, Анри Декуэн с помощью экранного мастера «плаща и шпаги» и киномушкетера Жана Марэ (1913-1998) создал увлекательную костюмную историю о таинственном узнике, как две капли воды похожем на короля Людовика XIV…
Зрители XXI века вспоминают эту приключенческую ленту с удовольствием:
«Далекое детство…. «Железная маска». Маленький мальчишка, затаив дыхание, смотрит на захватывающие похождения… Яркие краски фильма, молодая женщина с золотыми шелковистыми волосами…» (Карцев).
«Фильм веселый, легкий, с элементам комедии… Смотрится на одной дыхании – от первого кадра и до последнего (шедевр!) ... Финал хочется пересматривать: просто роскошно! Мой обольстительный волшебник и добрый гений – любимый Жан Марэ» (В. Ли).
Киновед Александр Федоров
Похищение по-американски / Фантастическая семерка / The Fantastic Seven. США, 1979. Режиссер Джон Пейсер. Сценарист Дэвид Шоу. Актеры: Кристофер Коннелли, Кристофер Ллойд, Боб Сигрен, Брайан Броудски и др. Прокат в СССР – с 7 января 1983. 30,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Джон Пейсер (1916-2002) за свою жизнь снял множество развлекательных телефильмов и сериалов. «Похищение по-американски» – тоже телефильм, но в СССР в 1983 году он был выпущен в кинотеатральный прокат, который оказался очень успешным.
Один из нынешних зрителей довольно живо отписывает ситуацию, в которой оказался этот приключенческий фильм в СССР: «для 30 миллионов советских зрителей, успевших за считанные недели пробиться на «взрослый» сеанс, он стал настоящим подарком. Стоит ли говорить о школьниках, которые всеми правдами и неправдами стремились попасть на «Похищение…», а потом взахлеб рассказывали о том, как «этот, ну, как его, кааак даст тому! А тот прямо в воду – бабах! А помнишь, как китаец доску разбил, а тот дурак поспорил и лбом об доску – трах! И фига! Нет, ребят, вы как хотите, а врезал он ему по-настоящему! Тот так полетел, аж музыкальный автомат проломил!» (Боб).
Впрочем, чему особо удивляться: фильмы такого типа снимаются пачками и сегодня, только с опорой на компьютерные спецэффекты. И широко идут – как в кинотеатрах, так и по телевидению, находя свою благодарную аудиторию…
Киновед Александр Федоров
Граф Монте-Кристо / Le comte de Monte-Cristo. Франция-Италия, 1953. Режиссер Робер Верней. Сценаристы: Даниэль Ивернель, Жорж Невё, Робер Верней (по одноименному роману Александра Дюма). Актеры: Жан Маре, Лия Аманда, Даниэль Ивернель, Фолько Лулли, Жак Кастело, Роже Пиго, Луи Сенье, Жюльен Берто, Паоло Стоппа, Жан-Пьер Моки и др. Прокат в СССР – 1961. 30,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 7,8 млн. зрителей. Прокат в Италии: 2,0 млн. зрителей.
Режиссер Робер Верней (1907-1979) свой первый фильм поставил еще в начале 1930-х, а затем регулярно радовал французскую публику своими картинами развлекательных жанров. Самыми известными его работами стали две экранизации романа «Граф Монте-Кристо», одна из которых попала в советский прокат и пользовалась огромным успехом.
Между тем, киновед Виктор Демин (1937-1993) и Ирина Янушевская (1925-1989) писали, что «это была самая рядовая среди прочих многочисленных переделок романа Дюма. Кстати, режиссер Робер Верней за одиннадцать лет до того уже пробовал свои силы на этом материале. Тогда, в период фашистской оккупации, в роли Монте-Кристо снялся Пьер-Ришар Вильм, звезда тридцатых годов, роковой герой, с равным успехом несущий бремя своего одиночества и среди горячих песков Северной Африки, и в ледяных просторах Аляски, и в меблированной пустоте великосветских салонов. Его выбор на роль Монте-Кристо был предопределен всей его экранной судьбой. Но тогда, в 1942 году, текст романа был сильно урезан. Теперь, в 1953-м, кинематограф развернулся во всю мощь: две серии, цвет, галерея звезд. И, естественно, главная роль досталась Марэ — с заведомой индульгенцией на важность поз, с разрешением не смотреть, а обращать взор, не ходить, а ступать. Величавость звезды здесь в контексте всего произведения прочитывается как королевское величие беглеца из замка Иф, обуздавшего злую, всеразрушающую силу богатства и заставившего ее приносить добро и творить справедливую месть» (Янушевская, Демин, 1969: 91-92).
Однако многие зрители XXI века не согласны с такой оценкой фильма:
«Самая лучшая экранизация романа. Этот фильм полюбила с первой секунды, пересматриваю бесконечно и не устаю» (Миледи Дана).
«Очень люблю этот фильм «Граф Монте-Кристо». Именно он самый настоящий для меня. Другие версии я не признаю. … Фильм очень красивый с красивыми талантливыми актерами. Очень интересный и поучительный, он оставил столько впечатлений столько незабываемого» (В. Анчугов).
«Прекрасная классическая экранизация знаменитого романа» (О. Иванов).
«Фильм остался в памяти ярким впечатлением моих школьных лет. … Роман я читал позже и, конечно, потом меня удивляло отсутствие в фильме многих героев и сюжетных линий. Но сериалов тогда еще не снимали, а содержание романа не могло полностью войти даже в двухсерийный фильм. Поэтому переделки можно было простить, поскольку в фильме есть и зрелищность, и романтизм, и захватывающий сюжет» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров