Найти в Дзене
Заметки Южанок

Дельфиний пир в Ялте. Неприятная история, о которой не напишут в путеводителе

Представьте себе, вы стоите на ялтинской набережной, любуетесь грациозными силуэтами дельфинов вдали, чувствуете эту волну восторга и умиления, которая накрывает каждого при виде этих удивительных созданий. А теперь попробуйте представить, что всего несколько десятилетий назад на этом самом месте дельфинов… ловят, разделывают и перерабатывают на консервы. Меня эта информация, когда я впервые с ней столкнулась, потрясла до глубины души. Мое самое любимое животное, символ морской свободы и интеллекта, было в Ялте… едой. Фабрика у моря, где "афалина" превращалась в тушенку Это не городская легенда и не страшная сказка. В 1932 году в путеводителе по Крыму "Крым: Путеводитель" геолог и краевед А. А. Полканов сухо и деловито описывает этот жуткий промысел. Выловленных дельфинов перерабатывали на небольшой фабрике, расположенной выше нынешнего Краеведческого музея. Использовалось всё, без остатка: Мясо шло на производство консервов и копченых продуктов. В некоторых источниках упоминаются

Представьте себе, вы стоите на ялтинской набережной, любуетесь грациозными силуэтами дельфинов вдали, чувствуете эту волну восторга и умиления, которая накрывает каждого при виде этих удивительных созданий.

А теперь попробуйте представить, что всего несколько десятилетий назад на этом самом месте дельфинов… ловят, разделывают и перерабатывают на консервы.

Меня эта информация, когда я впервые с ней столкнулась, потрясла до глубины души. Мое самое любимое животное, символ морской свободы и интеллекта, было в Ялте… едой.

Фабрика у моря, где "афалина" превращалась в тушенку

Это не городская легенда и не страшная сказка. В 1932 году в путеводителе по Крыму "Крым: Путеводитель" геолог и краевед А. А. Полканов сухо и деловито описывает этот жуткий промысел.

Выловленных дельфинов перерабатывали на небольшой фабрике, расположенной выше нынешнего Краеведческого музея.

Использовалось всё, без остатка:

Мясо шло на производство консервов и копченых продуктов. В некоторых источниках упоминаются консервы "Тунец в масле“», где под этим названием мог скрываться и дельфин.

Жир перетапливали и отправлялся в аптеки для изготовления мазей и технических смазок.

Прочная кожа превращалась в галантерейные изделия: сумки, портфели, ремни.

То, что сегодня кажется немыслимым варварством, в те годы было суровой экономической реальностью.

Голод - не тетка, или что толкало людей на это

Ужаснее факта вылова - его причины. Голод в 1930-е годы - это время индустриализации, коллективизации и жесточайшего продовольственного кризиса. Черноморское побережье не было исключением. Море воспринималось как источник ресурсов, которые нужно взять любой ценой.

Дельфины, которых в Черном море было много, рассматривались не как разумные соседи, а как "плавающая говядина", способная накормить людей и дать сырье для промышленности.

Это была не кровожадность, а отчаяние и прагматизм выживания. В архивах даже сохранились отчеты о попытках наладить его систематически, правда, мясо дельфинов так и не стало популярным - ему был присущ специфический вкус и запах.

К счастью, эта мрачная страница истории была перевернута. Промысел оказался экономически нецелесообразным в долгосрочной перспективе, а главное - в мире начало крепнуть понимание уникальности дельфинов. .

Сегодня все виды черноморских дельфинов (афалина, белобочка, азовка) занесены в Красную книгу Российской Федерации. Их добыча полностью запрещена.

Эта история - горький урок. Урок о том, как голод и бедность могут заставить человека забыть о сострадании и видеть в живом существе лишь ресурс. Теперь, глядя на дельфинов у ялтинских берегов, мы видим в них не потенциальный обед, а чудо, которое нужно оберегать.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, КОММЕНТИРУЙТЕ.