Цифровая трансформация жилых комплексов (ЖК) переходит от концепций умного дома к созданию комплексных автономных экосистем. Девелоперы, стремясь повысить привлекательность своих проектов и снизить операционные расходы, все активнее интегрируют роботизированные решения в повседневную жизнь жилых комплексов. В этой статье мы изучим экономический эффект от внедрения роботов для уборки и доставки на примере реализованного проекта, а также немного заглянем в будущее.
Вячеслав Мокшин
Заместитель генерального директора, управляющий партнер юзабилити-компании C&U
Елизавета Семенова
Руководитель отдела внедрения и поддержки цифровых продуктов юзабилити-компании C&U
Цифровизация и автоматизация проникают во все операционные контуры ЖК, повышая эффективность, снижая издержки и формулируя стандарты сервиса на новом качественном уровне. Эти практики определяют новые нормы эксплуатации объектов и укрепляют позиции девелопера на конкурентном рынке. Масштабная роботизированная уборка подземного паркинга жилого квартала является ядром технологичной сервисной экосистемы, призванной обеспечить удобство и безопасность пользователей.
Роботизация уборки паркинга
Первые шаги
Перед стартом проекта необходимо проверить его техническую реализуемость, эксплуатационную эффективность и экономическую целесообразность. При площади пространства, составляющей два уровня паркинга (около 3,1 тыс. м²), калибровка и подготовка занимает в среднем семь дней, затем четыре рабочих дня – тестовые смены: роботы отрабатывают базовые сценарии. Под инфраструктуру организуются точки питания и подключения воды и канализации, монтируются сололифты, выделяются места сервиса. Эти шаги обеспечивают устойчивый цикл и готовность к масштабированию.
В чем выгода?
Роботы работают до 18 часов в сутки, что почти втрое больше чистого времени оператора, а алгоритмы маршрутов обеспечивают равномерное качество и результат. Сравнительный анализ показал прирост производительности минимум на 63% относительно уборки на поломоечной машине с участием человека-оператора.
Сравнение проводилось по трем сценариям:
- клининг с арендой поломоечных машин и использованием операторов-людей;
- приобретение роботов с последующим обслуживанием;
- пятилетний сервисный контракт с оператором роботов.
По нашим подсчетам, экономия эксплуатационного бюджета за счет использования сервисного контракта в сравнении с классическим клинингом при вышеуказанных объемах паркинга составляет порядка 1,7 млн руб. в год. Одновременно повышаются качество уборки, ее частота и объемы убираемой площади.
Интеграция внутренней службы доставки: безопасность "последней мили"
Рост популярности e-commerce значительно увеличил нагрузку на жилые комплексы. По данным нашей компании, квартал на 2 тыс. квартир при заселенности 40% генерирует более 1 тыс. доставок в сутки (более 30 тыс. доставок в месяц), то есть около 1,25 доставки в день на каждую квартиру.
При полном заселении (4 тыс. квартир), цифра превысит 5 тыс. доставок в день (более 150 тыс. в месяц).
Это огромный поток внешних курьеров, не всегда верифицированных, создающий дополнительную грязь, риски для безопасности и перегрузку лифтов. Сейчас для оптимизации этого потока и обеспечения безопасности и удобства на "последней миле" используется внутренняя служба доставки, состоящая из 15 человек в смену.
Преимущества данного решения:
- разделение пользовательских и сервисных потоков;
- снижение целевого времени доставки продуктов, лекарств и цветов до 15 мин.;
- полная фото/видеофиксация доставки;
- организация безопасных зон хранения и возвратов;
- прозрачный трекинг в приложении.
В дальнейшем, по мере увеличения количества доставок и для выполнения целевых SLA по ним, мы видим целесообразным усилить службу доставки на "последней миле" роботами-доставщиками. Уже ведется работа по выбору робоплатформы для решения этой задачи и адаптации жилого комплекса для работы роботов-доставщиков.
Расширение функций роботизированных систем
Дальнейшая роботизация жилого комплекса предусматривает поэтапное добавление сервисов:
- роботов для лобби;
- поэтажную уборку с интеграцией в лифтовые системы;
- сезонную уборку наружных территорий;
- мойку фасадов дронами (после получения необходимых разрешений) и использование роботов для вертикальных поверхностей и остекления первых этажей;
- осуществление доставки с помощью роботов-доставщиков;
- сезонное использование роботов-газонокосильщиков;
- участие автономных роботов-патрульных для усиления службы безопасности (периметр, паркинг, общие зоны), имеющих интеграцию с системами видеонаблюдения и реагирования.
Все проекты реализуются в связке ИТ-оператор, оператор роботов, девелопер и управляющая команда жилых комплексов. Единая система мониторинга и единая служба техобслуживания обеспечивают стабильность и предсказуемость.
Как повысить доверие к роботам
Безопасность жителей находится в приоритете интеграторов и эксплуатирующей организации, поэтому ответственность каждого робота застрахована на сумму 8 млн руб. Страховка также покрывает возможные повреждения имущества или ущерб третьим лицам. Такой подход гарантирует жителям юридическую защиту их интересов, повышая уровень доверия к новейшим технологиям.
Заключение
Роботизация нужна не только в имиджевых целях, она дает реальный управленческий и экономический эффект.
Высокая доля автоматизации имеет следующие преимущества:
- делает качество стабильным и предсказуемым;
- формирует фундамент для новых сервисов;
- открывает путь к предиктивному обслуживанию и профилактике инцидентов.
Через несколько лет подобные системы станут стандартом бизнес-, премиум- и элитного сегмента. Девелоперы и профессиональные обслуживающие компании, инвестирующие в роботизацию, не только получают эксплуатационные выгоды, но и укрепляют свое отраслевое технологическое лидерство.
Иллюстрация к статье сгенерирована @gigachat_bot