Найти в Дзене

«Дудки», орган, психоделия. «Pendulum»: последний «настоящий» альбом Creedence Clearwater Revival

Пожалуй, Creedence Clearwater Revival можно назвать одной из самых легко воспринимаемых групп всех времён. Многие поклонники подмечают, что их можно слушать часами, не уставая. Среди семи студийных альбомов группы «Pendulum» выделяется особым акцентом на духовые и клавишные инструменты, но в сердцевине остаётся верным магической «криденсовской» формуле. Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту. В 1969 году альбомы Creedence Clearwater Revival расходились более бойко, чем пластинки «Битлз». Когда последние подтвердили свой распад в апреле следующего года, казалось, что «Криденс» извлекут из этого выгоду и выйдут на первый план. Но шестой альбом показал, что финал их истории уже близок. В период с 1968 по 1972 год группа проявляла невероятную продуктивность. Creedence лихорадочно работали, выпуская новую музыку в стахановском темпе, а затем выступая в её поддержку. Шестой альбом «Pendulum» вышел 7
Оглавление

Пожалуй, Creedence Clearwater Revival можно назвать одной из самых легко воспринимаемых групп всех времён. Многие поклонники подмечают, что их можно слушать часами, не уставая. Среди семи студийных альбомов группы «Pendulum» выделяется особым акцентом на духовые и клавишные инструменты, но в сердцевине остаётся верным магической «криденсовской» формуле.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

В 1969 году альбомы Creedence Clearwater Revival расходились более бойко, чем пластинки «Битлз». Когда последние подтвердили свой распад в апреле следующего года, казалось, что «Криденс» извлекут из этого выгоду и выйдут на первый план. Но шестой альбом показал, что финал их истории уже близок.

В период с 1968 по 1972 год группа проявляла невероятную продуктивность. Creedence лихорадочно работали, выпуская новую музыку в стахановском темпе, а затем выступая в её поддержку. Шестой альбом «Pendulum» вышел 7 декабря 1970 года — всего через 27 месяцев после первого. Ранее в том же году успел выйти «Cosmo's Factory».

Несмотря на феноменальный успех, в финансовом плане сами музыканты мало что могли себе позволить. Группа заработала бесчисленные миллионы для владельца лейбла Fantasy Сола Зэнца, который постоянно обещал пересмотреть условия соглашения, но так и не сделал этого. Единственным способом для «Криденс» получить хоть какую-то выгоду от своей популярности были практически непрерывные гастроли.

Подобная непосильная нагрузка не могла не сказаться. Ещё одним камнем преткновения между участниками Creedence стало доминирующее положение вокалиста, гитариста и главного автора песен Джона Фогерти, чья мёртвая хватка раздражала остальных. В итоге группа распалась после выхода плохо принятого седьмого альбома «Mardi Gras» (1972).

-2

«Pendulum» — последний альбом CCR, записанный оригинальным составом, и поэтому его часто считают последним «настоящим» альбомом команды. Также он был единственным в каноне группы, в котором не было кавер-версий.

На запись ушло пять недель — относительно много по меркам «Криденс», ведь все предыдущие альбомы группы писались за десять дней или даже меньше. Время потребовалось для обширных наложений, которые делал Джон Фогерти. На этот раз он решил расширить звучание группы за счёт использования секции духовых инструментов, клавишных и дополнительного бэк-вокала.

В своих студийных экспериментах Фогерти ориентировался на сочное звучание легендарной мемфисской группы Booker T. & the MG's — героев инструментального соула. Её участники — органист Букер Ти Джонс и гитарист Стив Кроппер — даже участвовали в репетициях.

Песни Джона Фогерти сильны сами по себе, но становятся ещё интереснее благодаря дополнительным инструментам, которые придают звучанию группы глубину и масштабность. Старая формула CCR дошла до предела, пора было искать новые музыкальные горизонты.

«Pagan Baby»

«Pagan Baby» открывает пластинку мощным потоком традиционного для Джона Фогерти «болотного» блюз-рока с зажигательным джемом в конце, не предвещающим особенных изменений.

«Sailor's Lament»

Более спокойная, насыщенная клавишными песня с мелодией в вопросно-ответной форме, представляет собой интересный отход от привычных методов «Криденс». Здесь Джон добавляет не только соло на саксофоне, но и хоровое пение.

«Chameleon»

Более фанковый, проникновенный номер в стиле лейбла Stax, в котором Джон с успехом играет на органе и всех духовых инструментах.

«Have You Ever Seen the Rain»

Для многих самым запоминающимся треком из альбома стала баллада «Have You Ever Seen The Rain», выпущенная на сорокапятке. В песне искали отсылки к войне во Вьетнаме и утраченному идеализму 1960-х годов. Но в большей степени размышления о дожде, который идёт среди солнечного дня, отразилось обострение отношений внутри группы, кульминацией которого стал уход его брата Тома.

«(Wish I Could) Hideaway»

Первая сторона пластинки завершается скорбным, наполненным органным плачем «(Wish I Could) Hideaway» — ещё одним потрясающим треком, который сильно отличается от традиционных записей CCR тем, что в нём почти не слышно гитары, зато орган звучит во весь рост.

«Born To Move»

Вторая сторона начинается — повод разогнаться! Фанковый грув с дудками, органом и инструментальным джемом — очередной кивок в сторону Booker T. & The MG's. Но с сохранением фирменной стилистики «Криденс».

«Hey Tonight»

В первых нотах «Hey Tonight» отечественный меломан без труда отыщет связь с песней Владимира Кузьмина о красотке и хорошей погодке. Что ж, советские музыканты всегда внимательно слушали CCR. «Hey Tonight» — большой рок-н-ролльный хит — легко мог бы войти в любой из пяти предыдущих студийных альбомов «Криденс».

«It's Just a Thought»

Джон Фогерти снова погружается в задумчивость, граничащую с унынием, — и вновь под приятную органную партию.

«Molina»

Довольно лёгкая, но в целом типичная для CCR композиция, хотя и с клавишными и саксофоном, стала хитом на советских танцплощадках.

«Rude Awakening #2»

Одни слушатели считают эту композицию шагом вперёд, другие — натужным заполнителем и даже провалом. Возможно, ближе к концу записи у Джона Фогерти просто закончились песни, и группа решила слегка спародировать «глубокомысленную» психоделию с её атональностью и нойзом.

Никогда до этого «Криденс» настолько близко не подбирались к территориям авангардной психоделии. Вещь начинается с почти классического пассажа, затем к нему добавляется рок-ритм, а потом... Инструментальная композиция переходит к зловещему звучанию гитар, нагромождению эффектов, навязчивому органу и почти фри-джазовой атаке саксофона, прежде чем окончательно раствориться в закате.

-3

Альбом «Маятник» ознаменовал собой конец эпохи для «Криденс». После «Pendulum» Том Фогарти покинул группу, расстроенный тем, что его роль становилась всё менее значимой. Оставшиеся трое приступили к записи «Mardi Gras» — неудачной попытки разделить обязанности по написанию песен.

Басист Стю Кук и барабанщик Дуг Клиффорд не отличались вокальным мастерством, но им приходилось исполнять собственный материал. Тем временем Джон Фогарти почти полностью отстранился от дел, оставив своих коллег в затруднительном положении. Неудивительно, что после выхода альбома группа официально прекратила своё существование.

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!