Найти в Дзене

📖В сегодняшнем апостольском чтении содержится наставление, актуальное для христиан, живущих в современной культуре потребления

📖В сегодняшнем апостольском чтении содержится наставление, актуальное для христиан, живущих в современной культуре потребления. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:5-10). Апостол Павел говорит о важных для христианина качествах, которые делают его счастливым человеком — это благочестие и удовлетворенность своим положением. Разумность этого подхода к жизни определяется бесспорным фактом — никто не может забрать с собой материальные блага в посмертную жизнь. Он считает достаточным для человека удовлетворение необходимых нужд, которые обобщены здесь в словах «пропитание и оде

📖В сегодняшнем апостольском чтении содержится наставление, актуальное для христиан, живущих в современной культуре потребления.

«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:5-10).

Апостол Павел говорит о важных для христианина качествах, которые делают его счастливым человеком — это благочестие и удовлетворенность своим положением. Разумность этого подхода к жизни определяется бесспорным фактом — никто не может забрать с собой материальные блага в посмертную жизнь. Он считает достаточным для человека удовлетворение необходимых нужд, которые обобщены здесь в словах «пропитание и одежда (покров)». Примечательно, что в античности не было понятия «средний класс». Была крайняя бедность большинства и роскошь меньшинства. Св. Павел указывает на минимально необходимый для человеческого достоинства уровень, противопоставляя его жажде роскоши. Стремление к богатству, алчность, он рассматривает как «корень всех зол», поскольку оно ведет к греховным соблазнам, а иногда и к отступлению от веры и к многим скорбям.

Как это наставление можно применить сегодня, живя в совершенно других условиях, чем современники апостола Павла? Поделимся некоторыми мыслями.

1. По всей видимости, было бы ошибкой считать, что «пропитание и одежда» I века — это исчерпывающий список на все времена. Сегодня мы пользуемся множеством вещей в быту, которые не укладываются в буквальное понимание этих слов. Бытовая техника, автомобиль, гаджеты — все это является обычными вещами для представителя «среднего класса» в нашем обществе. Что же, стоит отказаться от всего этого в пользу удовлетворения базовых потребностей? Вряд ли это было бы разумным решением.

2. Самое важное, что говорит здесь апостол — это его призыв к умеренности и к внутренней свободе с пониманием, что все в этой жизни временно. Свое отношение к вещам можно проанализировать, ответив на такие вопросы: Эти вещи в первую очередь служат нашей жизни или нашему имиджу? Покупка очередной вещи увеличивает нашу свободу (например, освобождает время для более важных дел) или наше рабство (долги, тревога, зависть)? Остаются ли у нас после всех трат на «удобства» ресурсы, чтобы делиться с теми, у кого нет даже «пропитания и одежды»?

3. Современный христианин призван к сознательной, рассудительной простоте: пользоваться благами цивилизации с благодарностью, но не позволять им овладевать своим сердцем. Именно в этом и заключается «великое приобретение» — быть благочестивым и довольным, имея всё необходимое и полезное для доброй и плодотворной жизни в служении Богу и ближним.

4. Апостол не обращается здесь к богатым христианам, а только к тем, кто стремится к обогащению. Церковь никогда не утверждала, что богатые (то есть те, кто уже имеет богатство, например, получив наследство) обязаны все раздать и существенно снизить свой уровень жизни. К ним обращено другое апостольское наставление:

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим.6:17-19).

#библия