С чем у вас ассоциируется город Ирбит? Для большинства людей, заставших СССР, это, конечно, мотоцикл с коляской — грохочущий, неубиваемый, вездеходный «Урал». Долгие годы он был визитной карточкой города — как пряник в Туле, икра на Сахалине или пуховый платок в Оренбурге.
И конечно, отправляясь в Ирбит, мы не могли не посетить легендарный музей, где собраны десятки уникальных машин — от первых военных М‑72 до современных спортивных «Уралов».
Сегодня музей находится в одном из корпусов Ирбитского мотоциклетного завода. Возле бывшей проходной мы заметили трёхколёсного коня.
Но оказалось, что в этом корпусе находятся Музей Победы и Музей истории техники, которые мы также посетили, но о них я расскажу позже. Музей мотоциклов же расположен в соседнем здании (как раз в том здании, что на фото, но с обратной стороны).
Граффити с мотоциклом напротив входа в музей подтвердило, что мы на правильном пути.
Музей, надо заметить, небольшой, но техники представлено довольно много. Мы понимали, что просто так пройтись и посмотреть на мотоциклы нам будет не особенно интересно, тем более, мы девочки и не сильно разбираемся в технике. Мы взяли экскурсовода. И не пожалели!
Почему Ирбит начал производить мотоциклы: немного истории
В ноябре 1941 года из Москвы в Ирбит доставили BMW R71 — один из пяти закупленных до войны экземпляров. Его везли на крыше вагона, так как в отсеке для конструкторов не хватило для него места.
На стенах музея размещены фотографии тех лет: первые корпуса, подготовка производственных площадок, а также выдержка из Постановления Совета по эвакуации при СНК СССР от 21.10.1941 г. о переводе Московского опытного завода «Искра» в Ирбит. Причина — угроза захвата Москвы немецкими войсками.
Завод пришлось буквально «вписывать» в стены пивоваренного завода: солодовня стала сборочным цехом, помещение для морса и кваса — площадкой для локомобиля, варочное отделение превратилось в термический цех, а засолочное — в литейный. Так, на месте, где ещё недавно варили пиво, зазвучали молотки и заревели моторы.
От прототипа к серийному производству
BMW R71 (1940 г.) — центральный, и, наверное, самый ценный экспонат музея. Именно он стал прототипом для советского М‑72.
Ещё до войны в Германии закупили 5 таких мотоциклов и приобрели комплект чертежей. Четыре машины передали инженерам для детального изучения, а пятую сохранили как эталон. Специалисты проанализировали всё: от химического состава сплавов до технологии обработки поверхностей.
По рассказу экскурсовода, инженеры предлагали внести в конструкцию изменения. Но, как гласит легенда, Сталин приказал: «Ничего не менять. Делать точную копию».
Это единственный в регионе мотоцикл, напрямую связанный с ВОВ и запуском серийного производства тяжёлых мотоциклов с коляской в СССР.
В феврале 1942-го на переоборудованном заводе собрали первую партию М-72 для Красной армии.
Мотоциклы использовались в разведке, для перевозки грузов и связи. В музее хранятся фронтовые экземпляры с оригинальной окраской и оснащением — молчаливые свидетели войны.
Мирные годы: расцвет «Урала»
После 1955 года, когда военный заказ был передан Киевскому мотоциклетному заводу, ИМЗ переключился на выпуск гражданской техники. Вот мотоцикл М‑72М — первая «мирная» версия, «рабочая лошадка», широко использовавшаяся на селе.
На нём перевозили сено, картошку, ездили на рыбалку и охоту. Его высокая грузоподъёмность, отличная проходимость и возможность установки различных боковых прицепов (люльки, грузового борта или багажного отделения) делали его незаменимым в сельском хозяйстве и повседневной жизни.
А этот бордовый экземпляр модели М‑52 — редкий верхнеклапанный мотоцикл с двигателем объемом 500 кубических сантиметров. Их было выпущено всего 678 единиц!
Первые «Уралы»
Первой моделью мотоцикла, который официально получил название «Урал» стал мотоцикл серии М‑62, выпущенный в 1961 году. К 1980-м годам модели стали легче, тише, манёвреннее и эргономичнее, что повысило их комфорт для повседневного использования.
Мотоциклы «Урал» также активно использовались в милиции. Сотрудники ГАИ могли ездить без бокового прицепа, что повышало манёвренность и динамические характеристики. А зелёный мотоцикл справа под названием «Турист» часто использовался как такси.
А вот последняя выпущенная модель ИМЗ (Ирбитский мотоциклетный завод) под названием «Ретро».
Мотоциклы без люльки
Спецверсии мотоциклов без люльки на нас произвели особое впечатление.
Двухколёсный «Урал» — манёвренный и быстрый, использовался в ГАИ.
А этот хромированный мотоцикл был создан для цирка на Цветном бульваре по заказу Юрия Никулина в 1995 году. Таких мотоциклов было сделано всего три. Два из них были переданы в цирк, а третий остался на заводе. Сегодня этот уникальный экземпляр можно увидеть в музее.
В мае 2025 года музей получил еще один уникальный экспонат от тюменского мотоклуба «Ночные Волки». Этот мотоцикл был переделан из серийной модели «Урал» специально для байкера, известного под прозвищем «Полковник». К сожалению, 16 октября 1999 года «Полковник» ушел из жизни, и байкеры передали мотоцикл в музей.
На фото ниже «Акула» — кастомный мотоцикл для байк‑шоу. Он выглядит агрессивно, но на дорогах был неудобен. Это пример поисков разработчиками нового стиля в сложные времена.
Мир на колёсах: зарубежная коллекция
Здесь также собраны редкие иностранные модели: английские, немецкие, итальянские. Ирбитские специалисты изучали их и адаптировали под наши дороги.
Спорт и рекорды: слава ирбитских гонщиков
Отдельного внимания заслуживает экспозиция, посвящённая мотоспорту.
В 1946 году мотоспортсмены ИМЗ победили на всесоюзных соревнованиях, получив красные свитера с гербом СССР — символ чемпионства.
Это были настоящие герои тех лет. В одной из статей я вам показывала мемориальную доску на одном из домов Ирбита, где жили первые мотогонщики.
Нам показали небольшой фильм о развитии мотоспорта на ИМЗ и зафиксированных рекордах ирбитчан.
А в 1990-е мотоспортсмены ИМЗ вошли в Книгу рекордов Гиннесса:
- 1014 км за сутки на мотоцикле с поднятой коляской (экипаж А. Буланова и А. Бекишева);
- 25 505 км без остановки за 18 суток (рекорд держался до 2000-х).
В экспозиции можно увидеть фотографии чемпионов и свидетельства. Это яркое напоминание о том, что «Урал» был не только средством передвижения, но и символом скорости.
Эти рекорды показывали мощь «Урала». Но в 1990‑е завод столкнулся с вызовами, которые едва не уничтожили и производство, и музейную коллекцию.
Тяжёлые 1990‑е: Как кризис едва не уничтожил коллекцию
Когда-то директор музея Александр Буланов (бывший гонщик) вспоминал, как ночевал в цехах, чтобы предотвратить распродажу раритетов. Он «стучался во все двери», писал во все структуры о том, что нельзя продавать историю!
Сегодняшний музей — хранитель наследия
Музей был открыт 25 июня 2004 года на основе коллекции завода (ИМЗ), которая собиралась более 60 лет. В начале 2000-х городские власти при поддержке губернатора Свердловской области выкупили коллекцию у завода, а в 2006 году музей получил статус государственного.
Музей интересен как взрослым, так и детям. На стенах и в витринах — карты мототуров, кубки, фото гонщиков, иностранных гостей, записи о фестивалях... Но ему явно не хватает пространства. Два небольших зала едва вмещают коллекцию.
Почему ирбитские мотоциклы остались только в музее?
Всему виной — тяжёлые 1990-е и объективные трудности, которые принёс распад СССР.
✅Во-первых, грянул экономический кризис. Завод не выдержал и обанкротился, производство рухнуло, выпуск техники почти сошёл на нет.
✅Во-вторых, на рынок хлынули зарубежные модели — более современные, доступные и удобные.
✅В-третьих, изменилась сама жизнь. Простая «рабочая лошадка» стала не нужна: в деревнях осталось меньше людей, а горожане предпочли автомобили. Да и цены на «Уралы» взлетели так, что для большинства они превратились в роскошь.
✅Финансирования не было совсем, и это добило завод окончательно.
Осенью 2000 года из-за долгов в цехах отключили свет и отопление. В ту зиму сборка остановилась — в Ирбите не сделали практически ни одного нового мотоцикла.
По слухам, директор завода переехал в США — туда, кстати, сейчас продаётся бОльшая часть мотоциклов, а ещё в Канаду и другие страны.
А что сегодня?
Ситуация с легендарным заводом продолжает меняться. В 2022 году, в связи с известными событиями, часть производства была экстренно перенесена в казахстанский Петропавловск. Однако это не спасло положение: разорванные логистические цепочки и рост затрат привели к тому, что в 2024-2025 годах компания стала нести убытки с каждого произведённого классического «Урала».
Поэтому в 2025 году директор ИМЗ Илья Хайт объявил о радикальном изменении стратегии: экспорт классических моделей приостановили, а для сохранения бренда запустили новую линейку Ural Neo.
Эти мотоциклы создаются в партнёрстве с китайской компанией Yingang и будут собираться в Китае. Это единственный способ удержать цену в доступном диапазоне. Надо отметить, что это не просто «переклейка шильдиков», а совместная работа инженеров с более чем 120 изменениями в базовую платформу.
Выпуск «классики» в Казахстане «заморожен на неопределённый срок». Сам Ирбитский завод (теперь ОАО «Уралмото») работает в минимальном режиме, собирая крошечные партии под заказ (около 50 штук в год!) для внутреннего рынка и производя запчасти для экспорта.
А «настоящий» ирбитский мотоцикл теперь можно увидеть лишь в местном музее, да редкие старые экземпляры иногда ещё встречаются на просёлочных дорогах России.
К слову, стоимость нового мотоцикла «Урал» в классической комплектации составляет сегодня около 1,9 – 2 миллионов рублей! Вы бы что выбрали: мотоцикл с люлькой или автомобиль?
Полезная информация:
✅Музей расположен по адресу: г. Ирбит, ул. Советская, 100А.
✅Часы работы: 9:00–17:00. Выходной: понедельник.
✅Цены на посещение, актуальные на конец 2025 года смотрите на фото ниже.
Обязательно берите экскурсию!
Кроме того, на втором этаже здания есть дополнительное хранилище техники, но туда необходимо приобретать отдельный билет.
В музее также можно приобрести сувенирную продукцию с символикой города, а также ирбитскими мотоциклами.
А где ещё, как не легендарном музее приобретать сувениры? Я не удержалась и купила на память пару брелочков с мотоциклами, а в подарок — две аккуратные модели мотоциклов с люлькой.
Вот так, теперь легендарные «Уралы» можно увидеть только в тиши музея, да в миниатюрных копиях на полке и в памяти людей.
Кстати, хорошая история напоследок. Помните, во время своего визита на Аляску в августе 2025 года наш п.резидент узнал о местном жителе, который не мог найти запчасти для своего старого «Урала»? Ирбитские мотостроители откликнулись на просьбу и передали в дар 2 новых мотоцикла. (Кому ушёл второй экземпляр, история умалчивает. 😉)
Все фотографии и текст авторские. Копирование без согласия автора запрещено!
Спасибо, что дочитали до конца и не забыли поставить лайк!
В следующей публикацию предлагаю познакомиться с другими интересными музеями города. С чего начнем? Что вам интереснее: погрузиться в атмосферу военных лет в Музее Победы или полюбоваться на полотна художников в тишине художественных музеев? Жду вашего мнения в комментариях!
Если вы ещё не подписаны на мой канал, приглашаю присоединиться. Впереди вас ждёт ещё много прогулок, открытий и вдохновения!
Возможно, вам также будет интересны статьи об Ирбите:
#Ирбит #музеймотоциклов#Ирбит #музеиИрбита #мотоциклыИрбит #путешествияпоУралу #чтопосмотретьвИрбите