Найти в Дзене
Географ и глобус

Города России. 8 фактов о Вяземском

1. Орест Полиенович Вяземский в конце XIX века работал начальником строительства Принаровской железной дороги. Внезапно начальство отправило его через всю страну в командировку — сменить руководителя строительства Уссурийской дороги, на которого поступало много жалоб. Эта временная командировка неожиданно для самого Вяземского обернулась пятилетним служением. И было оно столь добросовестным, что приамурский генерал-губернатор распорядился назвать именем инженера станцию на построенной им дороге. Теперь это город Вяземский — самый маленький в Хабаровском крае; 2. У Вяземского имеется интересный штрих в истории. Основанный крестьянскими переселенцами в 1895 году как деревня Медвежья, он быстро наполнился казаками, которые мало того что выдавили крестьян на другие, менее плодородные земли, так еще и переименовали деревню Медвежью в станицу Гленовскую. А потом в этих местах появился третий населенный пункт — станция Вяземская с пролетариями-железнодорожниками. Станица, деревня и станция с

1. Орест Полиенович Вяземский в конце XIX века работал начальником строительства Принаровской железной дороги. Внезапно начальство отправило его через всю страну в командировку — сменить руководителя строительства Уссурийской дороги, на которого поступало много жалоб. Эта временная командировка неожиданно для самого Вяземского обернулась пятилетним служением. И было оно столь добросовестным, что приамурский генерал-губернатор распорядился назвать именем инженера станцию на построенной им дороге. Теперь это город Вяземский — самый маленький в Хабаровском крае;

2. У Вяземского имеется интересный штрих в истории. Основанный крестьянскими переселенцами в 1895 году как деревня Медвежья, он быстро наполнился казаками, которые мало того что выдавили крестьян на другие, менее плодородные земли, так еще и переименовали деревню Медвежью в станицу Гленовскую. А потом в этих местах появился третий населенный пункт — станция Вяземская с пролетариями-железнодорожниками. Станица, деревня и станция существовали сами по себе, постоянно враждуя, до 1924 года, пока их не объединили волевым решением в рабочий поселок Вяземский, ставший городом в 1951 году;

3. Присвоению нового статуса поспособствовало промышленное развитие Вяземского — создание леспромхоза, строительство кирпичного завода и железнодорожного депо. К настоящему времени на плаву осталось лишь депо. Кирпичный завод после его закрытия в 2011 году растащили на кирпичи, еще раньше закрылся леспромхоз. Теперь 12-тысячный Вяземский живет преимущественно натуральным хозяйством и рубкой леса, которая отдана на откуп частникам;

4. В 1970-х в Вяземском появилась городская застройка. Кирпичный завод и месторождение известняка предполагали быструю ликвидацию частного сектора, в городе даже приняли генплан. Но всё ограничилось созданием среднеэтажного центра, который ныне тонет в кольце деревянных домов, огородов, бесконечных заборов и железнодорожных путей;

5. В Вяземском остались лишь зерна старинной архитектуры, особо ничем не примечательной. Это здание церковно-приходской школы, которое сегодня используется по своему назначению — в качестве школы. Перед ним стоит скульптура «Журавли» как символ юности, опаленной огнем. Еще из старинного — Никольская церковь (сильно перестроенная) и несколько кирпичных домов 1920-х годов постройки с необычно узкими оконными проемами. Как говорят в местном краеведческом музее, это не окна вовсе, а бойницы, специально предназначенные для установки пулемета «Максим», чтобы можно было отбиваться от бандитов, приходивших с китайской стороны. Кстати, сотрудники музея не только покажут свою экспозицию, но и устроят экскурсию по памятным местам Вяземского;

6. Впрочем, это будет экскурсия от памятника к памятнику, которых в Вяземском хоть и немного, но все с историей. Например, монумент героям Гражданской войны — редкий тип памятников для европейской части страны, но распространенный на Дальнем Востоке. Его поставили на месте старой водокачки, и когда разбирали последнюю (1977 год), то обнаружили в фундаменте тайник с революционными листовками. Также в Вяземском чтут память легендарного партизанского командира Константина Заслонова — он начинал свой трудовой путь в местном депо. Там ему установлен памятник. Еще одна необычная композиция примечательна тем, что находится прямо в здании вокзала — это памятник героям Великой Отечественной;

7. Природа вокруг Вяземского великолепна. И пусть к Уссури не подобраться из-за заболоченной поймы и пограничного статуса (а она течет всего в 10 км от города), зато в другой стороне посреди тайги бьют из земли Теплые ключи, хорошо известные жителям края. Вода в них хоть и не вполне теплая (около 18°С), зато не меняет температуру зимой и имеет минеральный состав. Особенно любят в ней купаться в мороз, и ради экстремального развлечения на Теплые ключи организуют экскурсии даже из Хабаровска. Ну и какая же природа Дальнего Востока без лотосов? Они цветут на озере Бархатное Вяземского района;

8. Именно лотосы и изобразили на гербе района (у самого Вяземского его нет). Дубовые листья в нижней части щита означают деревообработку, колосья и поля — земледелие, сопка — ландшафт района, ну а молот и ключ вносят в рисунок индустриальную нотку.

-8