Наконец настал момент для этой статьи: Пермская художественная галерея готовится принять посетителей в новом здании, которое начали строить еще (или всего-лишь?) в 2021 году. Учитывая массу неблагоприятных событий, произошедших в стране и мире за этот период, можно сказать, что это успех для властей и строителей и удача для сотрудников и посетителей. Мы дожили и даже не очень состарились, и вот до открытия остались считанные дни.
Пора рассказать о проекте нового здания, вокруг которого было немало споров, слухов, хейта, и вообще пермяки относились к этой затее с недоверием - полувековая история несостоявшихся переездов научила. Хорошо помню реакцию посетителей на макет нового здания, выставленный еще в здании Кафедрального собора. Сарай, ангар, теплица - примерно так реагировали люди на внешний вид бывшего "храма искусства".
Ситуацию усугубил конфликт интересов власти и горожан по поводу закрытия горнозоводской железнодорожной ветки и замены электричек на трамваи. Это было частью проекта реновации территории Пермского мотовозоремонтного завода "Ремпутьмаш", закрытие которого тоже было встречен населением города и края без восторга. Не буду расписывать ситуацию в деталях, но в тот момент она была весьма токсичной для празднования предстоящего новоселья галереи, несмотря на воодушевляющие рендеры будущего культурного кластера "Завод Шпагина".
Вот такой променад, без заборов и мостов мог бы случиться, если бы проект реновации был реализован полностью. Но не случился, поскольку электричка в борьбе за сердца и голоса избирателей губернатора победила трамвай. Никто по этому поводу особо не грустил, поскольку в проект попросту не успели поверить.
В результате электричка вернулась на пути своя, а "Ремпутьмаш" нет, ибо на уровне президента страны было принято решение: культурному кластеру на заводской территории быть, и новому зданию Пермской художественной галереи быть там же. Спустя пару лет над забором, разделяющим горнозоводскую ветку и заводские задворки вырос каркас нового здания - слишком грандиозный, чтобы его не замечать.
Внешний вид строящегося здания вернул в соцсети и СМИ вышеупомянутые эпитеты (сарай, теплица и др.). В связи с сохранением ж/д-путей у скептиков появился дополнительный аргумент - вибрация грунта от проходящих поездов, которая может навредить коллекции.
Этот аргумент прокомментирую сразу, чтобы потом не возвращаться к этой теме. Вибрация от проходящих поездов (а по ветке ездят по сути только электрички по нескольку раз в день) - не является фатальной проблемой для здания и для коллекции. Ни одно из зданий, находящихся в непосредственной близости от железной дороги не пострадало (а некоторые из них стоят больше 100 лет). Кроме того, в мире полно музеев и исторических зданий, стоящих возле железных дорог и даже возле ж/д-вокзалов, например - Кёльнский собор. Да и Спасо-Преображенский кафедральный собор, где раньше располагалась галерея, находится не сильно дальше от электричек, чем новое здание.
А это уже кадры нынешнего года: работы по фасаду полностью заврешены, очищена и благоустроена прилегающая территория, стрёмный бетонный забор с колючкой заменен на более приличный металлический.
Само здание настолько масштабное относительно места расположения, что, находясь рядом, его невозможно охватить целиком ни взглядом, ни камерой.
Это привилегия обитателей верхних этажей жилых домов, находящихся рядом по улицам Советской и Островского. Ну и со стороны Камы, с воды можно рассмотреть здание целиком, но не в деталях.
В любом случае, не зная, что находится внутри, вряд ли кто-то догадается, что смотрит на "храм искусств", а не на какой-то индустриальный объект. Облик новой галереи ломает сложившиеся стереотипы о том, как должен выглядеть художественный музей, поскольку эталоном музейной архитектуры в России по-прежнему является Эрмитаж.
Некоторая "старинность" и обилие декоративных элементов в оформлении фасада - примерно таков идеал облика главного художественного музея Перми, судя по комментариям в соцсетях. Но здание того же Эрмитажа - не просто барочный дворец в чистом поле, а часть сложного архитектурного ансамбля, и вряд ли бы он органично вписался в архитектурный комплекс Шпагинского завода. Даже фотошопить не стану, чтобы доказать очевидное.
Более уместным будет разговор об архитектуре главных железнодорожных мастерских, доставшихся в наследство "Ремпутьмаш" и заводу имени Шпагина, определившей общий вид и атмосферу заводского пространства. Это так называемый "кирпичный стиль", получивший распространение в строительстве промышленных зданий в конце XIX - начале ХХ веков.
«Кирпичный стиль» – архитектурное направление, выразившееся в полной замене лепных украшений более строгим кирпичным декором. Происхождение «кирпичного стиля» связывают с ганзейской готикой – разновидностью готического стиля, распространенной в Северной Германии, Польше, Прибалтике в XIII–XVI веках (в государствах, входивших в Ганзейский торговый союз).
Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, с другой стороны - богатство орнаментальных деталей кладки и ритмическая структуризация фасадов за счёт чередования красного кирпича и известковой побелки. Доступность строительных материалов, простота и скорость возведения зданий из кирпича, по сравнению с каменным строительством, прочность и устойчивость обожжённого красного кирпича к погодным воздействиям послужили поводом для распространения этой технологии на строительство светских зданий, а после промышленной революции "кирпичный стиль" стал мейнстримом индустриальной архитектуры в европейских странах, Америке и в дореволюционной России.
Возможно культурные ожидания по поводу облика нового здания галереи в какой-то мере были связаны со староевропейским вайбом заводской территории, о чем не мог не догадываться Сергей Чобан - известный российский и немецкий архитектор, автор проекта нового здания ПГХГ. Однако он выбрал иную форму и отнюдь не случайно.
Во-первых, архитектурный проект - это не только про то, как здание выглядит снаружи, но про, насколько оно соответствует своим функциям, в данном случае - функциям музея. Кафедральный собор, в котором раньше размещалась галерея этим функциям явно не соответствовал, хотя внешне был, бесспорно, красив.
Внутри он продолжал оставаться храмом, переделанным в музей, со всеми вытекающими неудобствами: отсутствием рекреационных зон, тесными туалетами и гардеробом, про доступность для маломобильных граждан и говорить нечего. Чтобы коляснику посмотреть деревянную скульптуру, нужно было вызывать охранника, плотника, сантехника, электрика, словом кого угодно, поскольку специального персонала в штате галереи не было, лифтов и подъемников тоже.
Но главная причина - малая площадь, не позволявшая показать даже 1% коллекции, а также обеспечить надлежащие (то есть соответствующие трудовому законодательству и техническим условиям) условия работы специалистам - хранителям, реставраторам, работникам библиотеки и архива, музейным педагогам и др. Вот несколько фотографий из старого здания.
Не знаю, насколько вам понятна боль музейных сотрудников, из-за осознания пропасти между возможным и действительным, но оставаться навсегда в том месте было нельзя. Перестраивать знание Кафедрального собора также было невозможно с юридической точки зрения (культурное наследие, имущество РПЦ) и бессмысленно с технической (увеличить площадь можно было только путем сноса и возведения нового здания).
Поэтому новое здание проектировалось в первую очередь как современный музей, со всей необходимой инфраструктурой - начиная от удобных и просторных выставочных пространств, заканчивая кинозалом и арт-кафе. 22000 квадратных метров против 3500 в соборе. Для такого большого сооружения краснокирпичный стиль был бы слишком тяжеловесным.
Но есть и другой, более весомый аргумент в пользу стеклянного "тепличного" фасада. Это наша Кама, которая в новом здание стала отчасти экспонатом, отчасти - элементом интерьера.
Я уже писал про то, что доступных точек с панорамным видом на Каму в городе критически мало, и галерея станет одной из них. Начиная со второго этажа посетители смогут любоваться рекой, прогуливаясь по атриуму или сидя на мягких диванах с высокими спинками.
С восточной стороны атриума можно увидеть наш "старый дом" - здание Кафедрального собора.
Размер стеклянных панелей на самом деле не маленький, но поскольку здание большое, их много - отсюда "эффект теплицы", особенно при взгляде издалека.
Что касается общей геометрии здания, то его "сараеподобная" форма связана с историческим наследием промышленной архитектуры Урала в целом и Перми в частности. В пропорциях и распределении объемов угадываются, например, черты архитектуры солеваренных заводов.
Зеленые ламели, закрывающие перегородки в остеклении фасада покрыты патинированной медью, поскольку музейный комплекс находится в непосредственной близости от "первогорода" - места расположения Егошихинских медеплавильных заводов. Кроме того, зеленый цвет и зубчатый контур кровли напоминают горный хребет и рифмуются с зеленым склоном лога, возвышающимся за зданием.
Но мы (то есть сотрудники галереи) не против "теплицы", поскольку теплица - сооружение, где выращивается культура, в нашем случае - художественная. То, что внешний вид здания новой галереи вызывает столько споров - тоже показатель неординарности ее архитектуры, незамеченной она не останется.
Теперь немного о внутреннем устройстве. Здесь я покажу в основном рендеры, поскольку в помещениях сейчас устанавливают выставочное оборудование, и это выглядит не очень эстетично.
Первый этаж
Второй этаж
Третий этаж
Образовательный центр (отдельное здание)
Арт-кафе (отдельное здание)
Думаю достаточно для представления о том, на что не завтра, конечно, но в скором времени вы сможете посмотреть вживую.
Кому как, а мне такая "теплица" нравится. Главная проблема сегодняшнего дня - доступность самой территории завода. Пока нет нового перехода через ж/д пути, обустроенной парковки, променадного доступа со стороны Разгуляя, придется потерпеть и нам и вам. Но темпы обновления города, которые не особо снизились после 300-летия внушают осторожный оптимизм: "Через четыре года..." Ну, вы помните как там, у Маяковского.