Найти в Дзене
Виктор Каменев

Как вампир Дракула стал "культурным героем"

Произведение Брэма Стокера о вампире графе Дракуле пережило своего создателя, Дракула стал одним из символов современной культуры, постмодерна. Хотя он появился на свет божий под пером Стокера в конце XIX века, через 100 лет он покорил кинематограф, а сегодня покоряет интернет. Расследуемые английскими Шерлоками Хомсами таинственные «чисто английские убийства» получают своё продолжение в Трансильвании, довольно далеко от Англии, и это позволило Стокеру написать «готический роман ужасов», в древних замках, по древним ужасным валашским легендам, и оттенить благополучную, просвещённую Англию. На лекции по Брэму Стокеру, в Арт-резиденции «Соты» научной библиотеки, Ксения Иванова открыла для меня, что одним из прототипов Дракулы для Стокера был... Оскар Уайльд. Вот об этом не подозревал, а, по сути, это ложится в идейное содержание «Дракулы» как падшего героя, падшего ангела... Необычное, мистическое, вампирское содержание сделало традиционный английский детектив, произведение второго ря


Произведение Брэма Стокера о вампире графе Дракуле пережило своего создателя, Дракула стал одним из символов современной культуры, постмодерна. Хотя он появился на свет божий под пером Стокера в конце XIX века, через 100 лет он покорил кинематограф, а сегодня покоряет интернет.

Расследуемые английскими Шерлоками Хомсами таинственные «чисто английские убийства» получают своё продолжение в Трансильвании, довольно далеко от Англии, и это позволило Стокеру написать «готический роман ужасов», в древних замках, по древним ужасным валашским легендам, и оттенить благополучную, просвещённую Англию.

На лекции по Брэму Стокеру, в Арт-резиденции «Соты» научной библиотеки, Ксения Иванова открыла для меня, что одним из прототипов Дракулы для Стокера был... Оскар Уайльд. Вот об этом не подозревал, а, по сути, это ложится в идейное содержание «Дракулы» как падшего героя, падшего ангела...

Необычное, мистическое, вампирское содержание сделало традиционный английский детектив, произведение второго ряда даже английской литературы, мировым бестселлером. Злодейство в мистической упаковке сделало его привлекательным.

«Охотники мы все до новизны», и «Дракула» Брэма Стокера пришёлся по вкусу многим. И всё же, почему? Почему не обращают внимание на кощунства «Дракулы»? Просвещённый мир накануне ХХ века уже не верит в Христа, и начинается оправдание дьявола, он становится литературным персонажем. Детектив Брэма Стокера имеет большой коммерческий успех, приносит славу автору и Дракуле. В ХХ веке фашистский дракула явится во плоти.

Дракула — это само зло, но его имя выносится в заголовок, он главный «герой». Он пьёт кровь, это насмешка над причастием Христовым. Христос символически даёт пить вино как свою кровь, чтобы придать нравственные силы своим апостолам, а Дракула пьёт кровь людей, чтобы придать сил себе: «Кровь — это жизнь, и она будет моей».

Дракула — прозвище валашского князя, производное от «дракона». Он - дьявол, падший герой, люди традиции его содрогались, но в мире без Бога, в мире постмодерна — это всего лишь литературный «антигерой», не лишённый некого шарма, будоражащий воображение.Не ведают, что творят, или ведают, что творят? Таково было умонастроение ХХ века, после «смерти Бога», а сегодня - века конца постмодерна. Что тут такого? Забавное мистическое приключение англичан в Трансильвании. Однако, литература не только развлекает, она ещё и формирует умы, умонастроение эпохи.

С Дракулы начинается, можно сказать, апология дьявола в литературе и кино, как всего лишь литературного персонажа. А сейчас в Англии «священники» некоторых церквей сочетают брачными узами гейпары, Содом и Гоморру, вообще-то.Так мир скатывается в бездну. Дракула стал уже милым вампирчиком, красавчик опять же, ну укусил, крови попил... Может, и ты вампирчиком станешь, бессмертным, между прочим... Победа над смертью и должна много стоить.

И всё же, почему Дракула стал культурным феноменом? Роль скуки в истории человечества ещё не оценена. Пусть страшно, опасно, кровь, но не скучно, интересно, хотелось бы, чтобы было и безопасно, где-нибудь в Трансильвании. Но, родившееся в голове писателя, философа, поэта приходит однажды в реальный мир.... «Охотники мы все до новизны»...

Есть и «философские» вопросы. Как нормальный человек становится безумен? Гениальность и талант отчасти «безумны», вот здесь и возникает фигура Оскара Уайльда как прототипа Дракулы...

Ё моё
18.11.2025