Прежде всего, хочу поздравить с Рождеством всех, кто празднует его сегодня. Мира и добра и вам, и вашей семье.
Отличный день, чтобы рассказать о старинном валлийском рождественском обряде. Впрочем, насколько он старинный, — доподлинно неизвестно. Первое упоминание мы находим в 1800 году, но считается, что обряд гораздо древнее. Возможно, он сохранился (с видоизменениями) аж с дохристианских времён. Но доказательств этому нет, лишь удивительное совпадение в обрядности разных народов и стран.
Итак, поговорим о Мари Луид (валлийский — Mari Lwyd, английский — Grey Mare, то есть Серая Мари). Чтобы отпраздновать Рождество в стиле жителей Уэльса, нужны всего лишь...
Белая простыня, ленточки, длинная палка, стекляшки и лошадиный череп.
Череп вешается на шест, который держит мужчина. Мужчина скрывается под белой простынёй (да под любым подходящим большим куском светлой ткани). В глаза черепу вставляются стекляшки, и вся конструкция затейливо украшается ленточками. Это и есть, собственно, Мари Луид. Приятно познакомиться.
Если нет под рукой подходящего черепа, то можно использовать его имитацию, например из дерева. Но настоящий лошадиный череп лучше, точно вам говорю.
Начинать нужно в сумерках. Компанию Мари Луид должны составить несколько мужчин. Они могут быть как в обычной одежде, так и наряжены в каких-либо традиционных персонажей, например в Панча и Джуди, и тоже украшены ленточками.
Компании надлежит ходить по домам. Первым идёт "хозяин", ведущий на поводу Мари Луид. Следом группа поддержки, распевая рождественские гимны. Лошадиный череп ждёт своего часа. А вот и подходящий дом, ага.
Далее следует коварно пощёлкать челюстью лошадиного черепа под окнами, чтобы напугать обитателей, особенно детишек. После чего постучаться в дверь.
Когда выйдут хозяева, нужно исполнить песню или поэму, импровизированную, в стихах, часто с грубоватыми шуточками. Хозяева не должны оставаться в долгу и так же стихотворно импровизировать в ответ, высмеивая посетителей. Цель свиты Мари Луид — чтобы их пригласили в дом, цель обитателей дома — как-нибудь от этой сомнительной чести отбрехаться.
Впрочем, если свита красноречива и настойчива, то хозяева обязательно сдадутся и таки проявят своё гостеприимство. Тем более что в доме специально и стол собран с нехитрой снедью, и пиво разлито. Пришедшим при этом не возбраняется немного шалить (баловаться то есть): продолжать щёлкать челюстью, щипать хозяйку и так далее. Но, прощаясь, компания должна обязательно поздравить и поблагодарить хозяев, пожелать счастья.
История продолжается после в следующем доме, и в следующем... До самой глубокой ночи. Правда, чем-то похоже на наши колядки?
К середине ХХ века этот обычай практически канул в небытие, но сейчас переживает своё новое возрождение. И угловатая фигура в белой простыне, клацая челюстью, занимает своё место как в простых "местячковых" гуляниях, так и на больших празднествах, среди прочих рождественских персонажей.
Отдельно замечу, что ранее в этих выгуливаньях лошадиного черепа принимали участие исключительно мужчины. Сейчас это, конечно, не регламентируется.
И всё-таки, почему именно лошадь?..
Возможно, дело в том, что лошадь была самым ценным помощником людей с незапамятных времён, и потому присутствует в самых разных обличьях и в мифологии, и в таких вот праздниках. Кроме того, с конями связана аграрная магия: они у многих народов считались символами силы, плодородия, изобилия.
Помимо того, что обряд с Мари Луид похож на наши колядки, хочу коснуться еще одного интересного обычая.
У славянских народов (и сейчас речь не только о России, но и о Словакии, Польше и т.д.) существовал обряд, известный под разными названиями, в зависимости от региона: Вождение коня/лошади, Вождение русалки, Ряжение кобылы и даже Похороны коня.
У нас обряд был зафиксирован в южных областях и в Поволжье.
Итак, как это происходило.
Один или два парня наряжались "конём", которых сопровождал дед-"хозяин", одетый в самые живописные лохмотья (или изображая цыгана). Эту импровизированную лошадь водили по улицам деревни в сопровождении веселящейся толпы народа. Иногда сверху сажали мальчишку. Но лошадь имела полное право бодаться, брыкаться, скидывать мальчишку и вообще всячески представлять угрозу для окружающих.
В процессе прогулки "хозяин" с "конём" поворачивал то к одному, то к другому дому, прося денег на прокорм животного. Сопровождение могло в это время распевать частушки, зачастую неприличные.
Обойдя всех, процессия заворачивала к полю за околицей, где с прощальными песнями люди говорили что-то типа: "Ну, давайте, братцы, обдирать кобылу". Конь заваливался набок, изображая смерть, а остальные набрасывались на него и разрывали на маленькие кусочки и тело тряпочное, и голову. Если для головы использовалась глиняная маска, то она разбивалась. Иногда использовался и настоящий лошадиный череп, он скидывался в речку или в овраг. Деревянная же голова, как и уздечка, убирались куда-нибудь до следующего года.
В общем, конь прекращал своё существование, а ветошь с него разбрасывалась по полям. После чего вся компания шла в какой-нибудь большой дом, где устраивалось пиршество из полученных в дар продуктов. Туда мог зайти и угоститься любой житель деревни.
В зависимости от региона, коня выгуливали таким образом в разные времена года. Бывало и на Святки. А бывало — на Светлой неделе, между Пасхой и Красной горкой. Или на Русальную неделю, в Семик (как раз оттуда и название "Вождение русалки"). Дело в том, что, по народным поверьям, русалки порой могли оборачиваться лошадью.
Все эти поверья и мифы вообще так переплетены...
Смотрите, ведь во многих местах существовали легенды о водяных духах в обличье лошади. Это танги с Оркнейских островов, келпи в Шотландии, глаштины с острова Мэн, агишки в Ирландии, бекахэсты в Швеции, накки в Финляндии и Эстонии (впрочем, у последних были только лошадиные копыта, а в остальном они выглядели, как люди) и так далее.
В заключение добавлю, что в весенний период "Вождение коня" проводилось в качестве одной из форм прощания с весной. Это был и заговор на успешный, урожайный год, и защита от возможных несчастий (не случайно "русалку" выводили из деревни). Что касается Святок, то на них закладывалось будущее благополучие: ибо годовое колесо как раз только повернулось, день начал своё увеличение. Но да не буду переписывать прошлогодний рассказ, про Святки подробнее почитайте здесь.
На этом всё. Спасибо за внимание, и до новых рассказов.