Найти в Дзене
Memento mori

О конях и людях

Прежде всего, хочу поздравить с Рождеством всех, кто празднует его сегодня. Мира и добра и вам, и вашей семье. Отличный день, чтобы рассказать о старинном валлийском рождественском обряде. Впрочем, насколько он старинный, — доподлинно неизвестно. Первое упоминание мы находим в 1800 году, но считается, что обряд гораздо древнее. Возможно, он сохранился (с видоизменениями) аж с дохристианских времён. Но доказательств этому нет, лишь удивительное совпадение в обрядности разных народов и стран. Итак, поговорим о Мари Луид (валлийский — Mari Lwyd, английский — Grey Mare, то есть Серая Мари). Чтобы отпраздновать Рождество в стиле жителей Уэльса, нужны всего лишь...
Белая простыня, ленточки, длинная палка, стекляшки и лошадиный череп. Череп вешается на шест, который держит мужчина. Мужчина скрывается под белой простынёй (да под любым подходящим большим куском светлой ткани). В глаза черепу вставляются стекляшки, и вся конструкция затейливо украшается ленточками. Это и есть, собственно, Мари

Прежде всего, хочу поздравить с Рождеством всех, кто празднует его сегодня. Мира и добра и вам, и вашей семье.

Отличный день, чтобы рассказать о старинном валлийском рождественском обряде. Впрочем, насколько он старинный, — доподлинно неизвестно. Первое упоминание мы находим в 1800 году, но считается, что обряд гораздо древнее. Возможно, он сохранился (с видоизменениями) аж с дохристианских времён. Но доказательств этому нет, лишь удивительное совпадение в обрядности разных народов и стран.

Итак, поговорим о Мари Луид (валлийский — Mari Lwyd, английский — Grey Mare, то есть Серая Мари). Чтобы отпраздновать Рождество в стиле жителей Уэльса, нужны всего лишь...

Белая простыня, ленточки, длинная палка, стекляшки и лошадиный череп.

Череп вешается на шест, который держит мужчина. Мужчина скрывается под белой простынёй (да под любым подходящим большим куском светлой ткани). В глаза черепу вставляются стекляшки, и вся конструкция затейливо украшается ленточками. Это и есть, собственно, Мари Луид. Приятно познакомиться.

Если нет под рукой подходящего черепа, то можно использовать его имитацию, например из дерева. Но настоящий лошадиный череп лучше, точно вам говорю.

Старая английская рождественская открытка
Старая английская рождественская открытка

Начинать нужно в сумерках. Компанию Мари Луид должны составить несколько мужчин. Они могут быть как в обычной одежде, так и наряжены в каких-либо традиционных персонажей, например в Панча и Джуди, и тоже украшены ленточками.

Компании надлежит ходить по домам. Первым идёт "хозяин", ведущий на поводу Мари Луид. Следом группа поддержки, распевая рождественские гимны. Лошадиный череп ждёт своего часа. А вот и подходящий дом, ага.

Далее следует коварно пощёлкать челюстью лошадиного черепа под окнами, чтобы напугать обитателей, особенно детишек. После чего постучаться в дверь.

Когда выйдут хозяева, нужно исполнить песню или поэму, импровизированную, в стихах, часто с грубоватыми шуточками. Хозяева не должны оставаться в долгу и так же стихотворно импровизировать в ответ, высмеивая посетителей. Цель свиты Мари Луид — чтобы их пригласили в дом, цель обитателей дома — как-нибудь от этой сомнительной чести отбрехаться.

Впрочем, если свита красноречива и настойчива, то хозяева обязательно сдадутся и таки проявят своё гостеприимство. Тем более что в доме специально и стол собран с нехитрой снедью, и пиво разлито. Пришедшим при этом не возбраняется немного шалить (баловаться то есть): продолжать щёлкать челюстью, щипать хозяйку и так далее. Но, прощаясь, компания должна обязательно поздравить и поблагодарить хозяев, пожелать счастья.

История продолжается после в следующем доме, и в следующем... До самой глубокой ночи. Правда, чем-то похоже на наши колядки?

К середине ХХ века этот обычай практически канул в небытие, но сейчас переживает своё новое возрождение. И угловатая фигура в белой простыне, клацая челюстью, занимает своё место как в простых "местячковых" гуляниях, так и на больших празднествах, среди прочих рождественских персонажей.

Отдельно замечу, что ранее в этих выгуливаньях лошадиного черепа принимали участие исключительно мужчины. Сейчас это, конечно, не регламентируется.

И всё-таки, почему именно лошадь?..

Возможно, дело в том, что лошадь была самым ценным помощником людей с незапамятных времён, и потому присутствует в самых разных обличьях и в мифологии, и в таких вот праздниках. Кроме того, с конями связана аграрная магия: они у многих народов считались символами силы, плодородия, изобилия.

Помимо того, что обряд с Мари Луид похож на наши колядки, хочу коснуться еще одного интересного обычая.

У славянских народов (и сейчас речь не только о России, но и о Словакии, Польше и т.д.) существовал обряд, известный под разными названиями, в зависимости от региона: Вождение коня/лошади, Вождение русалки, Ряжение кобылы и даже Похороны коня.

У нас обряд был зафиксирован в южных областях и в Поволжье.

Итак, как это происходило.

Один или два парня наряжались "конём", которых сопровождал дед-"хозяин", одетый в самые живописные лохмотья (или изображая цыгана). Эту импровизированную лошадь водили по улицам деревни в сопровождении веселящейся толпы народа. Иногда сверху сажали мальчишку. Но лошадь имела полное право бодаться, брыкаться, скидывать мальчишку и вообще всячески представлять угрозу для окружающих.

В процессе прогулки "хозяин" с "конём" поворачивал то к одному, то к другому дому, прося денег на прокорм животного. Сопровождение могло в это время распевать частушки, зачастую неприличные.

Обойдя всех, процессия заворачивала к полю за околицей, где с прощальными песнями люди говорили что-то типа: "Ну, давайте, братцы, обдирать кобылу". Конь заваливался набок, изображая смерть, а остальные набрасывались на него и разрывали на маленькие кусочки и тело тряпочное, и голову. Если для головы использовалась глиняная маска, то она разбивалась. Иногда использовался и настоящий лошадиный череп, он скидывался в речку или в овраг. Деревянная же голова, как и уздечка, убирались куда-нибудь до следующего года.

В общем, конь прекращал своё существование, а ветошь с него разбрасывалась по полям. После чего вся компания шла в какой-нибудь большой дом, где устраивалось пиршество из полученных в дар продуктов. Туда мог зайти и угоститься любой житель деревни.

"Вождение коня" в интерпретации современного художника, И.Б. Кириллова
"Вождение коня" в интерпретации современного художника, И.Б. Кириллова

В зависимости от региона, коня выгуливали таким образом в разные времена года. Бывало и на Святки. А бывало — на Светлой неделе, между Пасхой и Красной горкой. Или на Русальную неделю, в Семик (как раз оттуда и название "Вождение русалки"). Дело в том, что, по народным поверьям, русалки порой могли оборачиваться лошадью.

Все эти поверья и мифы вообще так переплетены...

Смотрите, ведь во многих местах существовали легенды о водяных духах в обличье лошади. Это танги с Оркнейских островов, келпи в Шотландии, глаштины с острова Мэн, агишки в Ирландии, бекахэсты в Швеции, накки в Финляндии и Эстонии (впрочем, у последних были только лошадиные копыта, а в остальном они выглядели, как люди) и так далее.

Еще одна вариация "Вождения коня", не нашла место съемки
Еще одна вариация "Вождения коня", не нашла место съемки

В заключение добавлю, что в весенний период "Вождение коня" проводилось в качестве одной из форм прощания с весной. Это был и заговор на успешный, урожайный год, и защита от возможных несчастий (не случайно "русалку" выводили из деревни). Что касается Святок, то на них закладывалось будущее благополучие: ибо годовое колесо как раз только повернулось, день начал своё увеличение. Но да не буду переписывать прошлогодний рассказ, про Святки подробнее почитайте здесь.

На этом всё. Спасибо за внимание, и до новых рассказов.