В прошлом году рассказывала о старинном русском обычае "согревания покойника" на Рождество и вскользь коснулась темы святок.
Сегодня же хочу подробнее написать о времени, в которое, по поверьям, истончалась грань между миром живых и миром мертвых. Именно поэтому в период между Рождеством и Крещением всегда было огромное количество различных магических обрядов и гаданий.
Не случайно у Гоголя именно в ночь перед Рождеством появляется черт.
Вообще, во второй половине XIX века набрали популярность святочные рассказы, их прекратили писать только после революции по вполне понятным причинам. У многих писателей можно найти произведения на соответствующую тему, например: "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского, "Ангелочек" Л.Н. Андреева, "В Рождественскую ночь" Г.Т. Северцева-Полилова, "Неразменный рубль" и "Жемчужное ожерелье" Н.Л. Лескова и другие.
Забавное предисловие у святочного рассказа Власа Михайловича Дорошевича:
Я надел фрак и сел в шкаф.
Конечно, это глупо, но объясняется тем, что у нас в доме идёт уборка.
А теперь нужно писать святочный рассказ.
Извините, что святочный рассказ будет на этот раз без чертей.
Но все черти разобраны.
Потапенко, Назарьева, другие Потапенки, другие Назарьевы — всем нужно по чёрту для святочного рассказа.
Вы сосчитайте только.
Один г. Потапенко пишет, по меньшей мере, восемнадцать святочных рассказов; восемнадцать рассказов — восемнадцать чертей.
Где же тут чертей наберёшься!
Так что рассказ будет без чёрта.
Впрочем, я уж упомянул, кажется, о жене моей. Довольно и этого.
В.М. Дорошевич, 1906г.
Конечно, церковь никогда не одобряла всех этих чертей и прочие святочные бесчинства, да и сейчас не одобряет. Даже обычное посещение кладбищ в этот период не приветствуется, хотя и допускается в случае необходимости. Похороны и отпевания при возможности тоже старались не проводить на Рождество, да и в течение всего святочного периода. Это время радости и праздника, когда нет места скорби и черным одеяниям.
Когда-то давно колядовать начинали со дня зимнего солнцестояния и праздновали новое рождение Солнца. Все праздничные песни тогда были связаны, по сути, с культом плодородия, — важнейшей составляющей жизни наших предков. И ряженые зачастую изображали кобылок, козочек и прочую домашнюю живность. Это всё обрядовая магия, направленная на увеличение поголовья скота, на урожай, на благополучие каждого дома.
Происхождение же самого названия "коляда" имеет несколько версий и не выяснено точно до сих пор. Есть мнение, что это отголоски древнеримских календ — первых дней каждого месяца, зимой праздновавшихся особенно бурно. Есть также предположение, что название — прямая отсылка к солнцевороту, ибо слово своим корнем схоже с "колесом". Ну и еще десяток вариантов, не буду перечислять все.
После крещения Руси языческое празднество начали превращать в дни, посвященные Рождению Христа. Постепенно трансформировались песни: они продолжали славить хозяев дома, в них всё так же просили угостить поющих, но вместе с тем основной тематикой колядок стало прославление Рождества.
Ангел с неба к нам спустился,
И сказал Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.
Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощенья нам давайте!
От рождественского Сочельника до Крещения было принято гадать. Надо же, пока пишу эти строки — вспомнила, ведь и мы с подружками в юности гадали под Рождество. Капали воском на воду, сжигали бумагу на блюде и смотрели на ее тень, загадывали суженого на расческу и так далее. Вообще не помню, что мы в те годы нагадали в итоге. А вы гадали?
Конечно, в современных квартирах такие старинные варианты гадания, как, например, с участием петуха, уже сложно реализуемы. Но в сети можно наткнуться на такие современные варианты, как, например: отправить смс на рандомный номер и посмотреть, что ответят.
У Пушкина, в "Евгении Онегине", кстати здорово описаны святочные гадания:
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
И далее про сами гадания, про сон Татьяны... Вообще, тема нашла отражение в произведениях многих авторов, ведь так жили, это было неотъемлемой частью святочных вечеров (не смотря на неодобрение церкви). Любопытная деталь: во время гаданий требовалось снимать крестик.
Самым страшным, пожалуй, считалось гадание с двумя зеркалами. Они ставились друг напротив друга, и между ними размещалась свеча, чтобы образовался эдакий зеркальный коридор. В этом-то коридоре девушка и могла увидеть своего суженого. Но требовалось находиться одной и не растеряться, вовремя накинуть на зеркало белую ткань и сказать "Чур меня". Иначе сумеречный образ суженого мог утащить девицу в зеркала... Мы же помним, что в святочную неделю истончалась грань между миром реальным и миром потусторонним.
А вот как описывал гадания Жуковский в "Светлане":
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
И еще одной важной части святочных гуляний стоит обязательно коснуться в этом рассказе. В эти дни стиралась грань и между сословиями. Было принято много жертвовать, делиться деньгами и едой с неимущими. Во время традиционных катаний в санях барин мог сидеть рядом с кузнецом, и никого это не смущало.
Смотрите, как описывает этот момент Толстой в "Войне и мире":
"Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда-то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах — это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс — это был Диммлер, гусар — Наташа и черкес — Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями. После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны ненаряженных молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому-нибудь. Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке".
Подытоживая все это переплетение христианства и язычества, хочется отметить, что основой для нового возрождения цикла у славянских народов прежде всего являлся культ предков. Именно поэтому "согревали покойника". Поэтому одним из традиционных блюд в сочельник издревле являлась кутья — каша из цельных зерен ячменя или пшеницы, с добавлением меда или сахара, порой с дополнениями в виде орехов, мака, сухофруктов.
Это же блюдо всегда готовилось на поминки и родительские субботы.
Сейчас отголоски культа практически неслышны. Да почти всё исчезло, даже колядки разве что развлекают туристов. Но исследователи единодушны, например:
"Обрядовые блюда восточно-славянского рождественского праздника не оставляют сомнения в том, что этот праздник некогда представлял собой поминки, был посвящен культу предков". (Д.К Зеленин, 1927г.)
"Празднование святок начиналось с торжественного ужина. Пристальное изучение этого момента не оставляет сомнений в том, что этот ужин представляет собой поминальный стол". (В.Я. Пропп, 1963г.)
Не знаю, как наши предки умудрялись совмещать радость от Рождества и поминание своих предков, но факт остается фактом. И хотелось бы всё же закончить свой затянувшийся рассказ чем-то хорошим.
Поэтому поздравляю с Рождеством всех, кто его празднует.
Всех благ вашему дому и вашей семье.
Спасибо за внимание.
Не забываем подписываться на канал в ТГ)