Как известно, основу бронетанковых войск СССР к началу 60-х гг составляли средние танки Т-54 различных модификаций. Средний танк Т-55, принятый на вооружение Советской Армии в 1958 году, отличался от "пятьдесятчетверки" главным образом, возможностью ведения боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП). В качестве основного вооружения обе машины имели 100мм нарезную пушку Д-10Т2С с баллистикой орудия образца 1944 года, модернизированные с учетом применения двухплоскостного стабилизатора вооружения. Основным противотанковым боеприпасом данного орудия являлись калиберные бронебойные снаряды семейства БР-412, наиболее мощные из которых ( БР-412Д) были введены в боекомплект в 1953 году и могли достаточно эффективно поражать средние танки потенциального противника ( M46/M47 , США; CENTURION, Великобритания) на дистанциях действительной стрельбы в требуемом диапазоне курсовых углов. Однако, во второй половине 50-х , броневая защита танков НАТО была усилена, причем, как с точки зрения наращивания толщины лобовых деталей корпуса и башни, так и расположения их под оптимальными углами наклона от вертикали ( М48А2, США). Главное, в Великобритании была создана новая 105мм нарезная пушка L7 с повышенными баллистическими характеристиками. Ее бронебойные подкалиберные снаряды могли поражать советские танки в лобовую проекцию на больших дистанциях ( более 2000 метров), то есть Т-54 и Т-55 утратили паритет с танками НАТО в прямом боестолкновении. Пушка в различных версиях выпускалась по лицензии во многих странах; ею оснащались как модернизированные средние, так и новые основные боевые танки, которые должны были приняты на вооружение до середины 60-х гг. Более того, в Великобритании заканчивалась разработка нового основного танка CHIEFTAIN, вооруженного еще более мощной 120мм нарезной пушкой L11.
Конечно, сказать , что в СССР не занимались проблемой повышения огневой мощи средних танков , было бы неверно. Начиная с первой половины 50-х велась отработка новой 100мм нарезной пушки Д-54 с повышенными баллистическими характеристиками, бронебойный снаряд которой по своему могуществу примерно на 30% превосходил аналогичный снаряд пушки Д-10Т2С. Отработка Д-54 начиналась на опытных средних танках "Объект 139" и "Объект141", разработанных на базе Т-54. В связи с увеличением габаритов артиллерийских выстрелов, для обеспечения нормальной работы экипажа в боевом отделении танка , требовалось увеличение его объема. Новая пушка также устанавливалась на перспективных средних танках "Объект 430" ( прообраз будущего Т-64 Харьковского КБ-60М; Гл. Конструктор- А. А. Морозов) и "Объект 140" ( Нижнетагильского КБ-520, в дальнейшем- УКБТМ при "Уралвагонзаводе" ; Гл. Конструктор- Л.Н. Карцев). Обе машины были признаны неудачными, поскольку отрыв от серийных образцов по уровню боевых и технических характеристик был не существенным, а высокий уровень технической новизны затруднял их постановку на серийное производство и освоение в войсках. Тем не менее, наработки по данным машинам решено было использовать в дальнейшем. В случае с "Объектом 140", это были, например, механизм выброса стреляных гильз и цельнолитая башня. Стремясь создать более технологичный образец, Тагильчане разработали "Объект 142", в котором сохранялись основные узлы и агрегаты ходовой части серийных танков, в сочетании с огневой мощью и защищенностью "Объекта 140". Танки проходили всесторонние испытания вплоть до 1958 года, но так и не были приняты на вооружение.
В Харькове же было принято решение продолжить ОКР по развитию концепции "Объекта 430"; работы эти предсказуемо затянулись. Тем временем, информация о появлении на западе танков с повышенным уровнем огневой мощи и защищенности, доходит до высшего политического руководства страны. И теперь уже чуть ли не лично Н. С. Хрущев ставит перед танкостроителями задачу по скорейшей ликвидации отставания советских танков от танков НАТО. Работы по будущему Т-64 ( "Объект 432"), как уже говорил, затянулись, а новый танк с повышенной огневой мощью нужно было ставить на производство немедленно. В этих условиях тагильчане предложили "Объект 165"- фактически, развитие "Объекта 142", но еще более конструктивно приближенный к серийным Т-54/55, отличаясь, по сути только увеличенным объемом боевого отделения за счет установки 100мм нарезной пушки У-8ТС ( развитие Д-54) в башне с увеличенным диаметром погона. Однако, к этому времени, на вооружение Советской Армии поступила 100мм гладкоствольная пушка Т-12, для которой были разработаны новые выстрелы с оперенными подкалиберными и кумулятивными боеприпасами. Возникла идея установки данной пушки на "Объект 165". Но выстрелы для Т-12 имели еще большие габариты, вновь затрудняя работу заряжающего в боевом отделении. Тогда Главный Конструктор Нижнетагильского КБ Л.Н. Карцев предложил ликвидировать нарезы в канале ствола пушки Д-54/У-8ТС, получив таким образом гладкоствольное орудие калибра 115мм, использующее оперенные боеприпасы с характеристиками как минимум не хуже чем у Т-12. Так появился "Истребитель танков Объект 166", который уже в августе 1961 года был принят на вооружение Советской Армии под обозначением "Средний танк Т-62". При этом, по не совсем понятным причинам, на вооружение принимался и "Объект 165" ( Т-62А), однако в серийное производство он так и не был запущен. Т-62 стал первым в мире серийным средним танком, использующим в качестве основного вооружения гладкоствольную пушку большого калибра. По одним данным, танк впервые был продемонстрирован общественности на Параде в Москве 9 мая 1965 года; по другим- 7 ноября 1967 года.
Т-62 разработан по классической компоновочной схеме с кормовым расположением МТО и экипажем из четырех человек. Схема размещения экипажа аналогична применяемой на средних танках Т-54/55 ( мехвод- в отделении управления в передней части корпуса по левому борту; командир и наводчик- в боевом отделении слева; заряжающий- справа от пушки). В конструкции максимально использованы узлы и агрегаты серийных машин ( включая силовую установку с обслуживающими системами, ходовую часть). В связи с применением 115мм пушки увеличен объем боевого отделения и ,соответственно, длина и ширина корпуса и диаметр погона башни. В ходовой части изменено расположение опорных катков и усилена конструкция узлов подвески. В системе электропитания применяется генератор повышенной мощности. Общий забронированный объем танка увеличился примерно на 1м.куб , достигнув 12 м.куб; боевая масса- примерно на 1 тонну ( 37-37,5 тонн).
Основное вооружение- 115 мм гладкоствольная пушка У-5ТС "Молот" ( индекс ГРАУ- 2А20), со стволом длиной 52,6 калибра, горизонтальным клиновым затвором и эжекционным устройством продувки канала ствола после выстрела. Конструкция эжектора доработана с учетом опыта его применения на танках Т-54/55; сам эжектор смещен от дульного среза ближе к середине трубы ствола, в зону воздействия более высокого давления пороховых газов. В боекомплект пушки входят 40 унитарных выстрелов с оперенными бронебойными подкалиберными , кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. На момент принятия Т-62 на вооружение, в его боекомплект входили выстрелы с БОПСами с твердосплавным сердечником ( 3БМ3) и цельнокорпусные ( 3БМ4, 3БМ6), которые обеспечивали поражение танков М60А1 и CHIEFTAIN в лобовую проекцию на дистанциях до 1000...1600метров. Несмотря на превосходство в дальности прямого выстрела, снаряды не обеспечивали паритета в дуэльном боестолкновении с современными танками НАТО, поскольку 105- и 120мм пушки обеспечивали пробитие лобовой брони Т-62 на большей дистанции. Кумулятивные снаряды эффективно поражали лобовую бронезащиту танков НАТО на любой дистанции, однако точность и дальность эффективной стрельбы таким снарядом была существенно ниже, чем у подкалиберного. Оперенный осколочно-фугасный снаряд по сравнению с вращающимся снарядом 100мм пушки Д-10Т2С танка Т-55 обладал более высоким могуществом действия по цели , но существенно проигрывал по показателям точности и дальности стрельбы.
Заряжание пушки производится вручную; скорострельность при этом составляет 4 выстрела в минуту ( для сравнения- у танка Т-55- 5...6выстрелов в минуту). После выстрела стреляная гильза улавливается специальным механизмом и выбрасывается через люк в кормовой части. Такое решение позволило дополнительно снизить уровень загазованности боевого отделения при стрельбе у улучшить условия работы экипажа.
В качестве вспомогательного вооружения используется спаренный с пушкой 7,62*54мм пулемет ПКТ (на машинах ранних выпусков- СГМТ), имеющий боекомплект 2500 патронов. Начиная с 1972 года танки оснащались дополнительным зенитным пулеметом ДШКМ калибра 12,7*108мм, открыто устанавливавшийся на турели люка заряжающего. Установка пулемета потребовала изменения конструкции крышки люка и самой башни. Боекомплект составлял 200 патронов в четырех патронных коробках- три- на задней стенке башни за люком заряжающего и одна- непосредственно на ЗПУ.
Основной прицел наводчика- ТШ-2Б-41- телескопический, шарнирный, с переменной кратностью увеличения оптического канала 3,5 и 7 крат. Поля зрения прицела стабилизируется вместе с пушкой. С 1974 года в ходе проведения капитальных ремонтов на части танков устанавливались квантовые ( лазерные) дальномеры КДТ-1 с размещением приемопередатчика в бронированном кожухе над маской пушки. Данные машины оснащались также доработанным прицелом ТШСД-41 с независимой стабилизацией линии визирования в вертикальной плоскости. Диапазон измеряемой дальности до цели составлял от 500 до 4000 метров; точность измерения- 10 метров. Испытания танков показали существенное повышение точности стрельбы ( особенно при использовании кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов). Стабилизатор вооружения "Метеор" ( на танках с дальномером- "Метеор-М") с электрогидравлическими приводами обеспечивает ведение прицельной стрельбы с хода. Углы вертикального наведения составляют от -5 до +16 градусов; горизонтального- 360 градусов; перебросочная скорость - до 16 град/сек. Дальность действительной стрельбы с хода при использовании БОПСа, в зависимости от квалификации наводчика- 900...1500 метров ( на танках с дальномером- 1100...1500 метров).
Для стрельбы ночью использовался перископический монокулярный электронно-оптический прицел ТПН-1-41-11, работавший совместно с осветителем ИК-излучения Л-2Г. Дальность опознавания цели "танк" ночью составляла 500...800 метров.
Командир может вести наблюдение за местностью днем и ночью, а также осуществлять целеуказание наводчику за счет принудительного разворота башни в направлении приоритеной цели ( собственно, этот алгоритм практически не менялся в дальнейшем на нижнетагильских машинах вплоть до появления Т-90 и Т-72Б3). В командирской башенке кругового вращения устанавливались четыре призменных прибора наблюдения и бинокулярный перископический комбинированный прибор наблюдения ТКН-2 ( на танках ранних выпусков) либо ТКН-3 с ИК-осветителем ОУ-3ГК. Дополнительно, один призменный прибор наблюдения ТНП-165 установлен у наводчика, один МК-4- у заряжающего. У мехвода установлено два призменных прибора наблюдения, вместо которых ночью может устанавливаться подсветочный прибор ночного видения типа ТВН-2, работающий с подсветкой от ИК-фар ФГ-100 или ФГ-125. В качестве средств связи на серийных машинах использовалась стандартная УКВ- радиостанция Р-123 или Р-123М ( на танках ранних выпусков- Р-113) и ТПУ Р-124 на четыре абонента. Для ориентирования на местности в условиях ограниченной видимости используется курсоуказатель в составе гирополукомпаса ГПК-59 и преобразователя ПАГ-1Ф.
Уровень броневой защиты танка по сравнению с Т-54/55 практически не изменился. Более того, для сохранения приемлемой массы при возросшем забронированном объеме пришлось пойти на уменьшение толщины броневых листов крыша и днища корпуса. Броневая защита- монолитная. ВЛД сварного корпуса толщиной 100мм установлена под углом 60 градусов от вертикали; НЛД аналогичной толщины- под углом 55 градусов. Борта корпуса вертикальные; толщиной 80мм. Кормовой броневой лист толщиной 45мм установлен под углом 2 градуса от вертикали. Крыша и днище изготовлены из броневых листов толщиной 16...20мм. Цельнолитая башня полусферической формы имеет переменные углы наклона броневых деталей. По сравнению с башнями Т-54/55, имеющими вварную крышу, цельнолитая башня была более технологичной в производстве и обладала уменьшенной площадью ослабленных зон при обстреле. Наибольшая толщина брони в лобовой части- 214мм ; в бортовой- от 48 до 122мм; в кормовой- от 55 до 65мм; крыши- от 30 до 54мм.
Т-62 был оснащен системой коллективной защиты от оружия массового поражения, при этом кратности ослабления проникающей радиации были ниже чем у танка Т-55А, т.к. для обеспечения нормальной работы экипажа на поверхностях корпуса и башни не устанавливался дополнительный противорадиационный материал ( подбой, надбой), а также в связи с применением механизма выброса стреляных гильз ( хотя последний конструировался с учетом требований необходимого уровня противоатомной защиты). Применяется унифицированная аппаратура противопожарного оборудования, термодымовая аппаратура. На машинах поздних выпусков носовой узел корпуса оснащался креплениями для монтажа минных тралов различных типов.
В МТО в поперечном расположении устанавливался 12-цилиндровый 4-тактный V-образный дизель В-55В жидкостного охлаждения мощностью 580л.с. при 2000 об/мин. В системе питания двигателя воздухом используется двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4 с эжекционным удалением пыли. В состав механической трансмиссии входит многодисковый главный фрикцион сухого трения с гидросервоприводом управления, механическая пятисупенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах кроме первой, планетарные двухступенчатые механизмы поворота с блокировочными фрикционами, повышающий шестеренчатый редуктор ( "гитара"). Емкость внутренних топливных баков, размещенных в боевом отделении и отделении управления, составляет 675 литров; наружных, на надгусеничных полках- 285 литров. В кормовой части корпуса могут крепиться две дополнительных топливных бочки емкостью по 200 литров каждая.
В ходовой части, применительно к каждому борту устанавливаются по пять двускатных обрезиненных опорных катков большого диаметра, цельнометаллические литые направляющие колеса, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления с открытым металлическим или резинометаллическим шарниром. В системе подрессоривания применяется индивидуальная торсионная подвеска с несоосным расположением торсионных валов и рычажно-лопастными гидроамортизаторами на первых и последних узлах.
Незначительный рост боевой массы танка практически не сказался на динамических характеристиках . Удельная мощность при массе 37,5 тонн составляла ~15,5л.с./т. Максимальная скорость движения по шоссе- до 50 км/ч; по бездорожью- около 30км/ч. Запас хода по шоссе на основных топливных баках -450км; с дополнительными бочками- до 650км. В ходовой части , как уже говорилось было изменено расположение опорных катков, что привело к увеличению длины опорной поверхности гусениц. В результате, среднее удельное давление на грунт у Т-62 было даже чуть ниже, чем у Т-55. Был также несколько увеличен динамический ход опорных катков, что позволило также сохранить приемлемые показатели плавности хода.
Танк оснащен комплектом ОПВТ, позволяющим преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 метров и шириной около 1000 метров. Комплект устанавливается силами экипажа за 1,2 часа. После преодоления водной преграды, через 1,5минуты танк готов к открытию огня.
Безусловно, Т-62 не смог достичь паритета с ОБТ НАТО, поступившими на вооружение в 60-е гг. Здесь можно вспомнить, что УКБТМ предлагало более "продвинутые " варианты машины- например, "Объект 167", имевший повышенные показатели подвижности и проходимости за счет МТО с дизелем повышенной мощности, доработанной трансмиссии и новой ходовой части. Однако, даже подготовка производства Т-62 потребовала остановки танкового конвейера "Уралвагонзавода" на полгода- и это при том что танк по основным узлам и агрегатам был максимально унифицирован с серийными машинами. Запуск в серию машины с большим количеством технических новшеств, очевидно, потребовал бы больше времени. К слову , Т-64 был запущен в серию только в конце 60-х, а требуемого уровня технической надежности достиг только в середине 70-х, уже в модификации Т-64А- при том , что уровень капиталовложений для Харькова был значительно выше. Сравнивая Т-62 с западными танками того периода, как по мне напрашивается аналогия в сравнении танка Т-34-85, например, с немецкой "Пантерой". Не оснащенная передовым оборудованием, более легкая машина, уступающая противнику в дуэльном бою. Зато, имея меньшие габариты, используя численное превосходство и при подготовленных экипажах и грамотном командовании, шансы на победу у Т-62 были достаточно высоки. Тем более, что основное оружие вполне позволяло постоять за себя.