В Техническом Центре Парка "Патриот" представлен британский ОБТ "Chieftain Mk.5P", являющийся экспортной модификацией версии Mk.5 и предназначенный для поставок в Иран. Машина была захвачена иракскими войсками в ходе Ирано-Иракской войны (1980-1988гг) и в дальнейшем передана в СССР в 38 НИИБТ для изучения. Танк поставлялся в Иран в нескольких модификациях с 1972 по 1978 год, в том числе в варианте Mk.5P в количестве 662шт. Представленный образец собран в 1974 году на заводе Roeal Ordance Factory в г. Leeds. "Chieftain" ( FV 4201) создавался для замены танков "Сenturion", имеет классическую компоновочную схему с экипажем из 4 человек и кормовым расположением МТО. В передней части корпуса по продольной оси машины находится отделение управления с рабочим местом мехвода. Последний в боевом положении размещается полулежа, что позволило уменьшить высоту бронекорпуса и увеличить угол наклона ВЛД.
В боевом отделении справа от пушки размещается командир танка и наводчик; слева- заряжающий. МТО находится в кормовой части корпуса за герметичной перегородкой. Боевая масса танка составляла 54,8 тонны; высота по крыше башни- 2470мм; общий забронированный объем- 17,1 м. куб из которых 6 м. куб занимает МТО. В целом, советскими специалистами достаточно высоко была оценена эргономика рабочих мест экипажа ( с некоторыми ограничениями для командира танка и заряжающего) , в том числе схема размещения механика-водителя.
Основное вооружение - 120мм нарезная танковая пушка L11A5, устанавливаемая в приливе лобовой части башни без броневой маски. Пушка оснащена системой эжекционной продувки канала ствола после выстрела. На стволе пушки ( длина -55 калибров) закреплен теплозащитный кожух оригинальной конструкции. К преимуществам пушки относились симметричное расположение противооткатных устройств относительно канала ствола, обеспечивающих равномерный незаторможенный откат, совмещение оси цапф с осью канала ствола, встроенный контроль давления в накатнике, коллимационная система выверки нулевой линии прицеливания, быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником. Подобные технические решения на советских основных танках были внедрены в течение 80-х гг.
В боекомплект входят 53 выстрела раздельно-картузного заряжания с бронебойными подкалиберными ( APDS), бронебойно-фугасными ( HESH) и дымовые снаряды. Пороховые заряды размещены в полностью сгорающих шелковых мешочках и уложены в специальных контейнерах, изготовленных из огнеупорного материала. Воспламенение заряда при выстреле осуществляется с помощью запальных трубок, которые автоматически подаются из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи составляет десять запальных трубок. Заряжание пушки производится вручную с помощью гидромеханического досылателя. Скорострельность составляет 6...7 выстрелов в минуту, хотя англичане заявляли гораздо более высокие значения.
В связи с применением раздельно-картузного заряжания в канале ствола установлено специальное устройство, обеспечивающее безгильзовую абтюрацию пороховых газов.
Вращающийся БПС L15A5 с отделяющимся поддоном имел сердечник из вольфрамового сплава массой 6,3 кГ. Начальная скорость снаряда составляла 1356 м/c; бронепробиваемость по советским методикам составляла 130мм/60 град или 340...350мм по нормали на дистанции 2000 метров. Снаряд мог поражать советские танки типа Т-54/55/62 на всех дистанциях действительной стрельбы; танки типа Т-72 "Урал"- на дистанциях 500...1000 метров.
БФС ( или HESH- снаряд) L31 c деформирующейся головной частью и снаряжается пластичным взрывчатым веществом. Попадание снаряда в броневую конструкцию и последующая детонация приводит к образованию с тыльной стороны преграды отколов брони , поражающих внутреннее оборудование и экипаж. Такие снаряды представляли опасность в основном для танков , имеющих монолитную конструкцию бронирования корпуса и башни.
В качестве вспомогательного вооружения используется спаренный с пушкой пулемет L8A1 калибра 7,62*51мм. На командирской башенке монтируется зенитный пулемет L37A1 аналогичного калибра, имеющий дистанционные приводы наведения. Боекомплект пулеметов составляет 6000 патронов. Над стволом пушки в орудийной амбразуре установлен 12,7мм пристрелочный пулемет L8A1 , имеющий боекомплект 600 патронов.
Танк имеет упрощенную комплектацию системы управления огнем , что свойственно образцам вооружений, поставляемым на экспорт. Основной прицел наводчика AFV №39 Mk.1 - перископический, монокулярный ; имеет два дневных ( однократного и восьмикратного увеличения ) оптических канала. Поле зрения прицела при стрельбе стабилизируется вместе с пушкой ( зависимая стабилизация). При стрельбе ночью используется перископический бинокулярный ночной прицел AFV №L4A1 на ЭОП, устанавливающийся вместо основного прицела и работающий с ИК-прожектором, который размещен в специальном бронекожухе на левом борту башни. Дальность видения ночью составляет 1000 метров. Дополнительно наводчик использует вспомогательный телескопический шарнирный прицел AFV №70Mk.1, имеющий семикратное увеличение оптического канала. Двухплоскостной стабилизатор вооружения имеет электромеханические приводы наведения. Углы ВН составляют от -10 до +20 градусов; перебросочная скорость- 21...22 градуса в секунду. Имеются дублирующие ручные приводы наведения. Измерение дальности до цели производится с помощью пристрелочного пулемета; определение и ввод углов прицеливания и бокового упреждения осуществляется вручную. Наводчик на глаз оценивает расстояние до цели и ее фланговую скорость, после чего определяет необходимый прицельный индекс на шкале пристрелочного пулемета, а также необходимое боковое упреждение , совмещает выбранную точку наводки с целью и стреляет из пулемета короткими очередями до тех пор, пока линия трассеров не пройдет через центр цели. При использовании БФС сразу можно производить выстрел; при стрельбе БПС- необходимо произвести повторное прицеливание, путем совмещения отметки на шкале БПС, аналогичной отметке, соответствующей положению цели при стрельбе из пристрелочного пулемета. Понятно, что данный способ измерения дальности ведет к большим погрешностям при подготовке данных для стрельбы и увеличении времени на подготовку первого и последующего выстрелов. Кроме того, в большинстве случаев замер дальности подобным способом может производиться только при стрельбе с места. По оценкам советских специалистов, время подготовки первого выстрела, в зависимости от условий стрельбы и типа применяемого боеприпаса составляла 15...35 секунд, что несколько превышало аналогичные показатели советских танков Т-64А и Т-72.
Дальность действительной стрельбы БПС составляла 2500 метров при стрельбе с места и 1200 метров - при стрельбе с ходу ( у танка Т-72 "Урал"- соответственно 2000 и 1600 метров).
В танке используется дублированное управление огнем от командира. Для этой цели использовался перископический бинокулярный сменный прицел-прибор наблюдения AFV №37Mk.4 с однократным и десятикратным увеличением и зависимой стабилизацией поля зрения. В ночное время вместо него устанавливается активный прицел на ЭОП, работающий совместно с поисковым прожектором . Дальность видения ночью- 250 метров. Круговой обзор командиру обеспечивают девять перископических приборов наблюдения, установленных по периметру командирской башенки. Кроме того, крышка люка командира может фиксироваться в приподнятом положении. Имеется система командирского целеуказания. На советских танках, как известно, дублированное управление огнем отсутствовало.
Танки "Chieftain" имеют сравнительно небольшую толщину броневых деталей корпуса и башни. Приемлемые ( для периода 60...70-х гг ) показатели стойкости лобовой проекции обеспечиваются значительными углами наклона от вертикали соответствующих элементов. Корпус танка сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей . ВЛД- литая; имеет сложную форму и установлена под углом 72 градуса ( 70- по советским данным) от вертикали. Толщина брони, по советским измерениям, составляла 85мм.
НЛД- сварная, из катаной брони средней твердости , имеет толщину 76мм/45град.
Бортовые детали корпуса имеют толщину 38мм и усилены четырехсекционными противокумулятивными экранами толщиной 13мм, изготовленными из аллюминиевого сплава. Вертикальный кормовой лист корпуса имеет толщину 25,4мм. Крыша корпуса выполнена из броневых листов толщиной 25,4мм; днище-16мм.
Литая башня- сложной формы , с переменным углом наклона броневых деталей. Толщина лобовой брони составляет 125мм/60град. Бортовые детали имеют переменную толщину от 195 до 125мм ( снизу-вверх) при угле наклона 35 градусов. Вертикальный кормовой лист башни имеет толщину 35мм , крыша- от 45 (передняя наклонная часть) до 25,4мм. По советским данным , лобовая проекция корпуса и башни танка обеспечивала защиту от 100мм БПС 3БМ8 пушки Д-10Т2С на дистанциях более 500 метров; 115мм БОПС 3БМ6 пушки У-5ТС- на дистанциях более 1600метров. 125мм БОПСы пушки Д-81 танков Т-64А и Т-72 поражали британский танк в лоб на всех дистанциях стрельбы ( более 3000 метров). На лобовых скулах башни крепятся по одному шестиствольному дымовому гранатомету калибра 66мм. Характерной особенностью танка являлось наличие системы оповещения экипажа о облучении танка ночными ИК-прицелами противника, работающих в активном режиме с подсветкой от ИК-прожектора RI-1. В ее состав входят три датчика, закрепленные на специальной штанге в кормовой части башни, блока индикации и блока обработки сигналов. Подобная система позволяла обнаруживать направление излучения от ИК- осветителей серийных советских танков на дистанциях до 2000 метров. К положительным конструктивным решениям можно отнести мероприятия по защите боекомплекта пушки ( размещение большей части пороховых зарядов ниже погона башни в контейнерах из огнеупорного материала), а также размещение топливных баков, изготовленных из синтетической резины в изолированных бронеотсеках в надгусеничных нишах в кормовой части корпуса.
В МТО установлена система пожаротушения с ручным приводом. Для тушения пожара в обитаемых отделениях применяются пять углекислотных огнетушителей.
В МТО установлен 6- цилиндровый многотопливный двухтактный дизель L60Mk.8A с вертикальным расположением цилиндров и встречно движущимися поршнями жидкостного охлаждения мощностью 750 л.с. Слева от основного двигателя монтируется вспомогательная силовая установка с гидростартером и двухтактным дизелем мощностью 30 л.с.
С силовой установкой танка на начальном этапе эксплуатации имелись проблемы , схожие с имевшимися на советских танках семейства Т-64 ( склонность к перегреву, низкая надежность, потребность в тщательном техническом обслуживании и качественных ГСМ и т.д.). При этом, по мнению некоторых экспертов , проблемы , возникавшие у "Chieftain", даже перекрывали таковые у шестьдесятчетверок. Двигатель выполнен в едином блоке с механической трансмиссией TN12, в состав которой входили центробежный главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач ( шесть передач- вперед и две- назад), простой цилиндрический дифференциал в дополнительном приводе с двумя суммирующими планетарными рядами. Моноблок заменяется в полевых условиях в течение 30 минут. При изучении силовой установки в качестве положительных решений советские специалисты отмечали наличие вспомогательного двигателя, быстроразъемные соединения трубопроводов, ремонтопригодность ряда узлов и агрегатов; ножной механизм переключения передач. В целом же, по показателям подвижности , танк оставался на уровне машин 60-х гг. Удельная мощность составляла 13,7 л.с./т ( у советских танков Т-64А/Т-72-18...19 л.с./т) , максимальная скорость по шоссе- 48км/ч ( по данным испытаний в СССР- 42 км/ч), запас хода по шоссе- 300 (275)км.
В состав ходовой части входят по шесть двускатных обрезиненных опорных катков на борт; три поддерживающих катка; направляющие колеса переднего расположения, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, гусеницы с ОМШ и съемными резиновыми подушками, механизмы натяжения кривошипно-червячного типа. В системе подрессоривания используется пружинно-балансирная подвеска. С каждого борта крепятся по три тележки в которых сблокировано по два опорных катка. В качестве упругого элемента в каждой тележке используется винтовая цилиндрическая пружина. На первых тележках установлены гидроамортизаторы поршневого типа. Динамический ход катка- 159мм, что значительно меньше, чем у Т-64А и Т-72.
В общем, у советских специалистов вызвали только отдельные конструктивные решения, реализованные в британском танке, на момент изучения (1982...1983 гг) назвать его современным было, мягко говоря, затруднительно. Другое дело, что он представлял значительную опасность для средних танков Т-54/55/62 все еще имевшихся в значительных количествах в ВС СССР и армиях дружественных стран. Кроме того, напомню, что изучению подвергся экспортный образец , имевший упрощенную комплектацию. "Chieftain" же британских ВС в 70...80-х гг прошли несколько этапов модернизации, в ходе которых были установлены :
- СУО с использованием лазерного дальномера и баллистического вычислителя , а с середины 80-х - и тепловизионного прицела TOGS, обеспечив превосходство над советскими танками в дальности действительной стрельбы при ведении боевых действий ночью и в сложных метеоусловиях;
- введены в БК выстрелы с БОПС L23A1, позволявшие эффективно поражать советские танки Т-64/72/80 ранних модификаций на дистанциях действительной стрельбы;
- комплект дополнительной защиты STiLLBREW, состоявших из блоков разнесенного многослойного бронирования ( несколько слоев стали с резиновыми прослойками) , устанавливаемых на скулах башни- позволили обеспечить защиту лобовой проекции башни от 115мм БОПС и снизить дистанции поражения для 125мм БОПС ранних типов.
Данные усовершенствования значительно повысили ВТУ машины, позволив ей оставаться на вооружении до середины 90-х годов.
Источники:
1. А. С. Баранов А.П. Кондратьев "Английский танк "Чифтейн"" Сборник статей Вестник оборонной техники 1983г.
2. btvt.info;
3. Б.С. Сафонов В.И. Мураховский "Основные боевые танки" М. "Арсенал-Пресс, 1993