Найти в Дзене
"Налегке"

Новогодняя сказка "Чародеи" за кадром, как обычно самое интересное за кадром

Чтобы понять контекст, в котором родился фильм, нужно перенестись в эпоху его создания. Конец 1970-х — начало 1980-х годов. В СССР, несмотря на идеологические препоны ранних лет, кибернетика переживала период признания и активного развития. Вычислительные машины, некогда названные «продажной девкой империализма», теперь проектировались в институтах Академии наук и управляли космическими полётами и сложнейшими производствами. Советские учёные, такие как Алексей Ляпунов, Сергей Лебедев, Владимир Глушков, были настоящими «чародеями» своего дела. Они работали над созданием искусственного интеллекта (тогда эту область называли «распознаванием образов» или «эвристическим программированием»), машинного перевода, сложных систем управления. Именно в этой атмосфере научного поиска и родился фильм. Но у его истоков стояла не только абстрактная идея. Есть вполне конкретный и проверенный факт: одним из прообразов для «НИИЧАВО» (Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства) послужи

Чтобы понять контекст, в котором родился фильм, нужно перенестись в эпоху его создания. Конец 1970-х — начало 1980-х годов. В СССР, несмотря на идеологические препоны ранних лет, кибернетика переживала период признания и активного развития. Вычислительные машины, некогда названные «продажной девкой империализма», теперь проектировались в институтах Академии наук и управляли космическими полётами и сложнейшими производствами. Советские учёные, такие как Алексей Ляпунов, Сергей Лебедев, Владимир Глушков, были настоящими «чародеями» своего дела. Они работали над созданием искусственного интеллекта (тогда эту область называли «распознаванием образов» или «эвристическим программированием»), машинного перевода, сложных систем управления.

Именно в этой атмосфере научного поиска и родился фильм. Но у его истоков стояла не только абстрактная идея. Есть вполне конкретный и проверенный факт: одним из прообразов для «НИИЧАВО» (Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства) послужил вполне реальный Институт кибернетики Академии наук Украинской ССР в Киеве, основанный Владимиром Глушковым. Этот институт был легендарным местом, где царила особая, творческая атмосфера. Молодые учёные, работавшие на переднем крае науки, часто позволяли себе неформальный стиль в одежде и общении, устраивали капустники и КВН. Именно этот дух свободомыслия и энтузиазма, дух «научной магии», и попытались перенести на экран создатели фильма.

-2

Теперь обратимся к центральному «персонажу» фильма — вычислительной машине «Алёша». Её знаменитая фраза «А ещё?» и способность материализовывать мысли стали символом картины. У этой фантастической ЭВМ также был вполне реальный и очень почтенный прототип.

В 1960-х годах в СССР под руководством академика Сергея Алексеевича Лебедева была создана одна из самых мощных в мире на тот момент электронно-вычислительных машин — БЭСМ-6 (Большая Электронно-Счётная Машина). Она была настоящим технологическим чудом, шедевром инженерной мысли. БЭСМ-6 использовалась для расчётов в космической отрасли (включая программы полётов к Луне и Марсу), ядерной физике, прогнозировании погоды. Её надёжность, быстродействие и архитектура вызывали восхищение у специалистов. Машина была настолько передовой, что её серийное производство продолжалось почти 20 лет.

-3

Создатели «Чародеев» взяли за основу образ этой могучей и немного таинственной (для непосвящённых) машины. Внешне «Алёша», конечно, отличается — его собирали из декораций и светящихся панелей для пущей зрелищности. Но сама идея суперкомпьютера, требующего особого обращения, понимания и даже «уважения», была списана с реальных ЭВМ того времени, которые действительно занимали целые залы, требовали специального климат-контроля и команды высококлассных инженеров для обслуживания. В этом и заключалась «магия»: то, что обывателю казалось волшебством, для учёных было будничной работой с невероятно сложным инструментом.

-4

Перейдём от исторического контекста к интереснейшим фактам о самом процессе создания фильма. Картина снималась в 1981 году, а вышла на экраны в конце 1982-го. Режиссёром выступил Константин Бромберг, уже известный по комедии «Приключения Электроника». Именно он сумел найти тот уникальный баланс между сказкой, научной фантастикой и лирической комедией.

География съёмок была обширной. «Московские» эпизоды снимали, конечно, в Москве. Панорамы «киевского» Института — это здание МГУ на Воробьёвых горах, его знаменитая башня со шпилем идеально подошла на роль волшебного учреждения. А вот город Углич, куда отправляется Иван Пухов (Александр Абдулов) вслед за Аленой (Александрой Яковлевой), — это подлинный, реальный Углич. Съёмочная группа действительно работала в этом древнем волжском городе, и его живописные улочки, кремль и атмосфера стали одним из главных «актёров» второй части фильма. Особенно красив кадр на Волге, где Иван идёт по льду на фоне церквей — это и есть настоящий Углич.

Легендарный синтетический голос машины «Алёша», произносящий «А ещё?», принадлежит актрисе Валентине Талызиной. Именно её интонация, одновременно отстранённая и заинтересованная, сделала эту фразу крылатой.

· Настоящее волшебство спецэффектов. Для конца 1970-х — начала 1980-х спецэффекты в фильме были новаторскими. Команда, возглавляемая художником-постановщиком Александром Толкачёвым, использовала комбинацию классических приёмов: комбинированные съёмки, рисованную мультипликацию (например, оживающие рисунки в блокноте Пухова), макетирование и сложную работу со светом и зеркалами. Эффект невидимой машины, летящей по ночному городу, был достигнут с помощью миниатюрной модели, снятой на фоне чёрного бархата, и последующего наложения на съёмки города. Это была кропотливая ручная работа, настоящее «физическое» чудо, а не цифровое, что придаёт фильму особое очарование.

-5

· Музыка, ставшая молитвой. Песня «Позвони мне, позвони» в исполнении Аллы Пугачёвой была написана специально для фильма. Композитор Максим Дунаевский и поэт Леонид Дербенёв создали шлягер, который пережил сам фильм и стал одной из визитных карточек певицы. Интересно, что песню записывали в ночь с 31 декабря 1981 на 1 января 1982 года, что добавило ей новогодней магии. А хор, поющий «Господи, помилуй» в эпизоде в Угличе, — это не постановочная запись, а настоящий церковный хор, что для советского кино того времени было крайне смелым и редким решением, добавившим сцене невероятную глубину и достоверность.

-6

Знаменитый эпизод, где Иван Пухов балансирует на карнизе высотки, Александр Абдулов снимал лично, без дублёра. Специально для этого актёр, занимавшийся в цирковой студии, вспомнил свои навыки. Съёмки проходили на реальной высоте, что было крайне рискованно.

Существует мнение, что в образе Аполлона Митрофановича Сатанеева (Валентин Гафт) черты некоторых видных советских учёных-администраторов, которые в погоне за выполнением планов могли «задвигать» фундаментальные исследования. Однако это не подтверждённый факт, а скорее наблюдение зрителей, знакомых с научной средой того времени. Валентин Гафт же создал гениально комичный образ бюрократа от науки.

В эпизодической роли электрика, который чинит проводку в квартире Алены и которого гипнотизирует Крысолов (Евгений Весник), снялся сам Кир Булычёв — автор повести «Сто лет тому вперёд», по которой был снят «Гостья из будущего». Это была его единственная актёрская работа в кино.

-7

Фильм «Чародеи» — это удивительный памятник своей эпохе. Это сказка, выросшая из веры в безграничные возможности человеческого разума. Те «чудеса», которые сегодня творятся в наших карманах (смартфоны, мгновенный перевод, голосовые помощники), в конце 1970-х были уделом фантастов и мечтой учёных. Машина «Алёша» с её голосом и способностью к диалогу — это прообраз современного искусственного интеллекта, о котором тогда только начинали размышлять.

Поэтому, когда мы смотрим «Чародеев» сегодня, мы видим не просто новогоднюю комедию. Мы видим гимн научному поиску, запечатлённый в лёгкой, ироничной, но удивительно тёплой форме. Мы видим отражение реальных институтов, где творили настоящие волшебники в белых халатах, и реальных машин, которые были для них волшебными палочками. И главное послание фильма оказывается пророческим: самая настоящая магия — это не заклинания из старинного фолианта, а упорный труд, блестящая мысль и вера в то, что невозможное возможно. Именно эта вера и сделала сказку былью, а фильм «Чародеи» — вневременной историей, которая продолжает завораживать уже новые поколения.

Понравилась статья поставьте лайк и подпишись на канал