2025-й подходит к концу, и мы, кажется, можем начать подводить какие-то итоги. Хотя бы в жанре хоррор - здесь все значимы новинки уже успели себя проявить так или иначе. Стоит отметить, что уходящий год окончательно развеял старый миф о том, что хоррор - жанр сугубо нишевый. Пока блокбастеры буксовали под тяжестью ремейков и сиквелов, именно фильмы ужасов стали двигателем кинопроцесса: смелые, формально дерзкие, эмоционально беспощадные. В год, когда зрители устали от осторожных студийных решений, хоррор продолжал рисковать - и выигрывал. Ниже - десять фильмов, которые не просто определили этот год, но и задали планку жанру на ближайшие годы. Пугающе высокую.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Что же, я рискнул расставить ужастики 2025-го в порядке роста моего восторга...
Присутствие
Стивен Содерберг снимает хоррор от лица призрака - и превращает технический эксперимент в эмоционально насыщенное кино. Кадры от первого лица работают как отличный способ погружения: зритель буквально "живет" в теле духа, наблюдая за семьей, к которой он неожиданно оказался привязан. Фильм в большей степени о тоске и одиночестве, чем о криках и скримерах, но именно в этом его сила. "Присутствие" - картина, которая пугает медленно, даже осторожно, но въедается глубоко.
Гадкая сестра
Норвежский хоррор Эмили Блихфельдт - жестокая, грязная и намеренно уродливая интерпретация "Золушки". Это история о стремлении к идеалу, которое превращается в телесный кошмар: боди-хоррор здесь не ужас ради ужаса, а язык, на котором говорит травма героини. Эльвира, отчаянно мечтающая удержать любовь, идет на все - вплоть до сцен, которые даже искушенный зритель захочет смотреть сквозь пальцы. Финал - один из самых отвратительно-прекрасных за весь год, и одновременно один из самых трагичных. Фильм, который давит на психику, но награждает тех, кто выдержит его до конца.
Франкенштейн
Дель Торо делает из романа Мэри Шелли не просто экранизацию, а готическую оперу. Его "Франкенштейн" масштабен, красив и невероятно эмоционален: мрачный мир оживает благодаря филигранным спецэффектам, а дуэт Оскара Айзека и Джейкоба Элорди превращает историю создателя и создания в трагедию двух сломанных существ. Дель Торо остается главным по монстрам не потому, что любит ужас, а потому, что видит в ужасе и обитающих во тьме чудовищах человечность. Даже когда фильм теряет темп, он все равно поражает масштабом и тонкостью.
Пункт назначения: Узы крови
Возвращение культовой франшизы после четырнадцатилетнего перерыва оказалось неожиданно триумфальным. "Узы крови" не просто повторяют прежнюю формулу - они доводят ее до перфекционизма. Катастрофа в "небесном ресторане" стала одной из самых обсуждаемых сцен года, а сочетание практических и цифровых эффектов - настоящим мастер-классом по модернизации знакомой концепции. Персонажи проработаны лучше, чем в любой другой части, а убийства вновь демонстрируют фирменную смесь жестокости и изобретательности. Самая кассовая и самая тепло принятая часть франшизы доказала: "Пункт назначения" еще не сказал своего последнего слова.
Грешники
Куглер снимает фильм, который сложно загнать в тесные рамки жанра: здесь хоррор соседствует с музыкой, фольклором, социальной драмой и почти библейским размахом. "Грешники" - не очередная вариация истории о вампирах, а большое, яростное, глубоко человеческое кино со множеством отылок к культурному и социальному бэкграунду автора. Майкл Б. Джордан, Хейли Стейнфелд и Делрой Линдо создают ансамбль, которым хочется любоваться вместе и по отдельности. Это фильм, который определяет не год - целую эпоху. Еще год назад в проект мало кто верил, но "Грешники" закончили свою партию на по-настоящему оглушительной ноте.
28 лет спустя
Дэнни Бойл и Алекс Гарленд возвращают свою зараженную вселенную, но теперь делают ее масштабнее и мрачнее. Постапокалиптическая Британия ощущается израненной, изолированной, живущей на последних крупицах надежды. Фильм насыщен тревогой и движением, как и оригинал, но визуальный язык стал еще более выразительным: рваная операторская работа подчеркивает хаос, а ритм удерживает зрителя на грани паники. "28 лет спустя" - продолжение, которое не повторяет оригинал, а эволюционирует. И да, ждать "Храм из костей" теперь стало почти невыносимо.
Глазами пса
Самый рискованный проект года оказался, кажется, самым оригинальным. Рассказать сверхъестественный хоррор через переживания собаки - идея, которая в других руках могла бы превратиться в курьез. Но Бен Леонберг выстроил из нее трогательный и по-настоящему пугающий фильм. Инди - новошотландский ретривер - становится проводником в историю о доме, полном затаенного зла. Креативная операторская работа, тревожная атмосфера и абсолютная искренность повествования делают фильм особенным. И да, Инди - одна из лучших актерских работ года, не спорьте.
Долгая прогулка
Долгожданная экранизация антиутопии Стивена Кинга, написанной под псевдонимом Ричард Бахман - мастер-класс по саспенсу. "Долгая прогулка" удерживает зрителя в постоянном напряжении, превращая простой сюжет о соревновании на выживание в психологический прессинг для всего зрительного зала. Купер Хоффман, Дэвид Джонссон, Бен Ванг и Марк Хэмилл создают ансамбль, в котором каждому сопереживаешь, даже понимая, что многие не дойдут до финала - буквально. Фильм тревожен, эмоционально истощающ и безжалостен. Это хоррор не о монстрах, а о людях, загнанных в безвыходные обстоятельства - и потому "Прогулка" пугает вдвойне.
Верни ее из мертвых
Братья Филиппу, авторы "Два, три, демон, приди!", делают еще более болезненный фильм - мрачную, почти безнадежную историю о горе. Салли Хокинс в роли Лоры выдает мощную, сдержанную и ледяную до скрежета зубов работу, которая держит зрителя в эмоциональном напряжении. Сверхъестественная угроза здесь встроена в семейную драму - и оттого пугает сильнее. "Верни ее из мертвых" - это хоррор, который ранит, потому что говорит о том, как далеко может зайти материнская любовь. И делает это без малейших скидок зрителю.
Орудия
Зак Креггер создает кино, в котором хаос - основной принцип формирования вселенной. "Орудия" - это рваный, нелинейный, жестокий хоррор, который то ускоряется, то рассыпается на детали, то взрывается в новом направлении. Исчезновение целого класса детей - лишь завязка, дальше начинается чистый кошмар. Джош Бролин, Джулия Гарнер и особенно Эми Мэдиган работают на разрыв, превращая фильм в психоделический аттракцион. Это не просто хоррор - это головокружительный эксперимент, который трудно сравнить хоть с чем-то, вышедшим прежде.
2025-й стал годом, когда хоррор не просто выжил - он стал авангардом кино. Эти фильмы показали, что жанр способен быть и эмоционально зрелым, и политически непримиримым, и технологически смелым. Он снова говорит с нами о важном - напрямую, без метафор, через страх. И если таков был 2025-й, то в 2026-м ужасы обещают стать только сильнее. Жуть еще впереди. И мы обязательно еще вздрогнем!
А что думаете вы об ужасах уходящего года? Согласны с моим выбором для первой строчки? Какие бы еще страшилки добавили? А каким фильмам в топе не место? Делитесь впечатлениями - давайте бояться вместе, тем более что ваши отклики и идеи вдохновляют меня на новые тексты. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, ничего не бойтесь, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: