Эмоции мамы — это не только её личное переживание. Для подростка эмоциональное состояние матери важный сигнал о безопасности, о том, как и что можно делать в семье и в мире. Особенно в возрасте 10–17 лет, когда ребёнок строит свою идентичность, закрепляет поведенческие стратегии и учится регулировать внутренние состояния.
1. Эмоциональное заражение. Дети «копируют» настроение взрослых.
Эмоциональное состояние мамы автоматически передаётся ребёнку. Потому что дети чувствуют тон, выражение лица, темп речи и «считывают» эмоции невольно. Это называется эмоциональным заражением.
Пример.
Мама идёт с работы уставшая и раздражённая, а дома подросток, который планировал спокойно поиграть или пообщаться с друзьями. Мама начинает задавать вопросы, типа, почему не помыта посуда? Или почему в комнате не убрано?
И вдруг ребёнок становится замкнутым или, наоборот, начинает злиться и отвечает грубостью.
Что делать, если вы идёте домой в плохом настроении?
Первый шаг — осознать своё состояние и назвать его: «Я устала, сейчас мне трудно быть спокойной». Короткая передышка (5–10 минут) перед общением с ребёнком снижает автоматическую передачу эмоции.
2. Пример реакций мамы - это руководство к действию для ребёнка.
Подростки постоянно учатся, наблюдая как мама решает конфликты, выражает гнев или справляется со стрессом. Для него это конкретный пример, как действовать в похожих ситуациях.
Пример.
Мама привычно повышает голос при трудностях с учёбой или из-за долгих прогулок, или когда что-то не сделано во время. Соответственно ребенок, столкнувшись с любым конфликтом (непониманием) в группе, реагирует криком и агрессией.
Что делать?
Вот хорошая практика под названием «Заземление 5–4–3–2–1».
Когда эмоции поднимаются, мозг «выключает» спокойное мышление. Чтобы вернуть контроль, найдите вокруг:
5 предметов, которые видите.
4 звука, которые слышите.
3 вещи, которых можете коснуться.
2 запаха.
1 вкусили воспоминание о вкусе.
Эта техника возвращает внимание в тело, ам вас в реальность. Эмоции резко снижаются и голова начинает работать адекватно.
3. Мама — это «эмоциональный регулятор» для подростка.
У детей и подростков эмоциональная регуляция ещё неустойчива. Спокойная мама всегда может помочь своему ребёнку вернуться в норму.
Пример. Перед экзаменом дочка заметно паниковала. Однако, мама вела себя спокойно, предложила дыхательное упражнения и помогла проговорить план действий. Через 20 минут девочка ощущала себя увереннее.
Что делать?
Освойте простые техники саморегуляции. Например, дыхание по квадрату. (Вдох 4 секунды, задержка дыхания 4 секунды, выдох 4 секунды, и опять задержка на 4 секунды). Делайте технику вместе, подростку станет легче.
4. Безопасная привязанность и чувство защищенности.
Эмоциональная доступность мамы формирует у подростка базовую уверенность, которую можно трактовать так. Дом и близкие — место, где меня всегда поддержат.
Такая позиция напрямую влияет на готовность пробовать, рисковать и учиться.
Пример.
Девочка боится выступать на школьном конкурсе; мама не даёт нотаций, а говорит: «Было бы хорошо, чтобы ты попробовала. У тебя будет хорошая привычка (навык) справляться со страхом».
Ребенок идет на сцену и переживает свой личный опыт. Даже если выступление не идеально, дочка знает, что мама в любом случае её любит и поддержит.
Что делать?
Отвечайте на просьбы о помощи с поддержкой, а не осуждением; даже короткое «я рядом» уменьшает страхи подростка.
5. Родительская тревога и гиперопека как фактор зависимости.
Высокая тревога у мамы ведёт к контролю и перекладывает ответственность с ребёнка на взрослого. В результате подросток не формирует самостоятельности.
Пример.
Мама постоянно проверяет домашние задания и звонит учителям при каждом снижении оценки; подросток перестаёт планировать время и ждёт, что мама всё «порешает».
Что делать?
Переходите от решения «за ребёнка» к поддержке «помогу научиться». Установите подростку маленькие зоны ответственности и постепенно расширяйте их.
6. Оценка и самооценка. Мамина реакция, как зеркало ценности.
То, как мама реагирует на успехи и неудачи ребёнка, формирует внутреннюю самооценку подростка. Похвала, признание усилий или же частая критика — всё это влияет на восприятие себя.
Пример.
Мама фокусируется только на оценках «пять», игнорируя усилия ребёнка.
При этом подросток начинает связывать свою ценность с результатом, а не с процессом.
Часто такое поведение родителей приводит либо к перфекционизму или инфантильности.
Что делать?
Хвалите усилия, прогресс, выбор и настойчивость — это воспитывает внутреннюю мотивацию и устойчивую самооценку.
7. Коммуникация и конфликт. Эмоциональный тон задаёт стиль диалога.
Если мама склонна к резкой критике или пассивной агрессии, у подростка формируются защитные и не менее агрессивные паттерны общения.
Пример.
В семье привыкли «кричать для порядка», соответственно, подросток в школе конфликтует, отвечает агрессией или замыкается.
Что делать?
Учитесь говорить «я-сообщениями» («Я переживаю, когда…») и давать выбор — это меняет тон разговора и снижает эскалацию.
8. Хронический стресс у мамы и его системные последствия.
Длительный стресс родителя (работа, семейные проблемы) создаёт фоновую эмоциональную напряжённость в семье. Меньше тепла, больше конфликтов, нарушение режима. Это повышает риск тревоги, депрессивных симптомов и проблем с учёбой у подростка.
Пример.
Мама долго в состоянии сильного стресса и поэтому дома частые скандалы. При этом у нее может быть нерегулярный режим сна. А подростки иногда долго не могут уснуть, особенно если в переживаниях. Как следствие у ребенка снижается успеваемость.
А родители думаю, что он ленивый и продолжают загонять в стресс и себя, и ребенка.
Что делать?
Включите заботу о себе в план дня. Небольшие приятные паузы, разговор со специалистом, делегирование задач — это не эгоизм, а базовая забота о благополучии семьи.
9. Эмоциональные сценарии из детства.
Родительские реакции часто основаны на прошлом опыте (своём детстве). Неразрешённые триггеры приводят к гиперреакциям, которые ребёнок принимает на свой счёт.
Пример.
Мама резко реагирует на опоздание, потому что в её детстве за опоздания строго наказывали. Подросток воспринимает крик как то, что он недостаточно хорошо для родителей. Думает, что его не понимают и не хотят понять. И … закрывается в себе или убегает к друзьям, которые также недовольны отношениями со своими родителями.
Что делать?
Осознайте свои триггеры (факторы, которые сильно раздражают, беспокоят, пугают). Составьте список всего, что вызывает у вас негатив в поведении ребенка.
Приходите с этим списком на бесплатную консультацию к специалисту. Сейчас многие психологи практикуют такой подход. В том числе и автор данной статьи.
Это спокойная беседа, где можно выговориться, задать вопросы и получить план действий, как вернуть контакт с подростком, как поддерживать без давления, как помочь себе. И все это без изматывающей борьбы и чувства вины.
Что сделать прямо сейчас (шаги для мамы).
1. Осознайте своё состояние.
Перед важным разговором спросите себя: «Что я сейчас чувствую?» — это уменьшит автоматизм реакций.
2. Пауза – это правило.
Делайте 10 секундную паузу перед реакцией (любым действием). Для этого замедляйте дыхание.
3. Покажите пример.
Демонстрируйте, как вы справляетесь со стрессом (короткие ритуалы, дыхательные практики, прогулки).
4. Давайте выбор.
Передавайте ответственность подростку в безопасных зонах (учёба, быт), шаг за шагом.
5. Поддерживайте усилия. Хвалите за процесс и настойчивость, а не только результат.
6. Работайте с собственными триггерами.
Если продолжаете «срываться» снова и снова — это приглашение к работе над собой.
Вместо вывода
Эмоциональное состояние мамы — мощный фактор, который формирует поведение подростка.
От реакции в момент конфликта до уровня самостоятельности и самооценки.
И это двусторонняя зависимость. Так как изменение поведения родителя даёт быстрые и ощутимые изменения в поведении ребёнка. Самое важное — осознанность!
Если вы замечаете, что часто реагируете автоматически, это уже первый шаг к перемене.
❤️ Уважаемые родители!
Если вам важно, чтобы ребенок был счастливым, сохранял контакт с родителями и учился ответственности, приглашаю вас в бесплатный Клуб осознанных родителей.
В клубе мы обсуждаем реальные ситуации, даём пошаговые техники и практические инструменты, чтобы взаимодействие с подростком было спокойным, поддерживающим и эффективным.
Присоединяйтесь! В Клубе вы получите поддержку и советы в теплой дружеской атмосфере!
Вход тут! Нажмите.
С уважением, Красовский Сергей. Подростковый психолог. Тренер гибких навыков.
PS Пожалуйста, поддержите статью лайком и комментарием! Пусть больше родителей получат полезную информацию.