Найти в Дзене

Как разработать ценностное предложение для клиентов

Олег Кулагин

Друзья, приветствую вас! Вернемся к стратегическому процессу. Мы с вами знаем, что одной из задач на этапе стратегического планирования является разработка целевой бизнес-модели организации. И при ее решении, как правило, возникает необходимость оптимизации ценностного предложения, ибо все течет, все изменяется, и предпочтения наших потребителей – не исключение. Напомню, что ценностное предложение – это не продуктовая линейка, а некий набор ценностей, имеющих значение для клиентов. А продукты – лишь способ создания этих ценностей.

Ценностное предложение можно разработать «в лоб» на основе фокуса конкуренции на данном сегменте рынка, а можно пойти более длинным, но более надежным путем, применив специальную методику. Эта методика подробно описана в книге А. Остервальдера «Разработка ценностных предложений».

Если очень кратко, то для определенного бизнес-сегмента мы должны заполнить шаблон ценностного предложения, состоящий из двух частей: профиля потребителя и карты ценности. Сначала находимся на стороне потребителя и заполняем шаблон справа налево в следующей последовательности:

  1. Задачи. К ним относятся самые разнообразные и часто неосознаваемые потребности, цели, желания наших потребителей. Но мы должны их выявить, осознать и прописать. Например, зачем люди ходят в фитнес-клуб? Скажем, одной из задач может быть «повысить уверенность в себе». Есть и другие задачи (восстановить здоровье, отдохнуть после работы и т.д.). В этом блоке мы перечисляем все возможные задачи потребителя, разделив их на четыре группы: функциональные, эмоциональные, социальные и ресурсные.
  2. Выгоды. Это позитивные факторы, которые способствуют решению задач потребителя. Например, для повышения уверенности в себе выгодно «сбросить лишний вес» и «увеличить мышечную массу». Таким образом, под каждую задачу мы подбираем одну или несколько выгод. Можно сказать, что это некоторые «подзадачи», которые помогают решить задачи более высокого уровня.
  3. Проблемы. Это негативные факторы, которые либо препятствуют решению задач потребителя (препятствия), либо могут привести к каким-либо нежелательным последствиям (риски), либо всегда неизбежно с ними связаны (побочные эффекты). Например, проблемой для посещения фитнес-клуба может быть препятствие «не с кем оставить детей», или «риск получить травму», или побочный эффект «боль в мышцах». Таким образом, в этом блоке шаблона мы перечисляем все возможные проблемы, мешающие решению задач потребителя. Далее мы переходим на сторону компании и начинаем думать: а что мы можем предложить потребителям, чтобы создать выгоды или решить проблемы?
  4. Факторы выгоды. Это факторы, которые обеспечивают создание выгод для клиентов. Это именно то, что мы можем предложить потребителям и включить в свое ценностное предложение. Для каждой выгоды из профиля потребителя перебрасываем «мостик» налево и формируем свое ценностное предложение. Например, для выгоды «увеличить мышечную массу» мы можем предложить ценности «широкое разнообразие тренажеров и программ» и/или «профессиональные тренеры».
  5. Факторы помощи. Это тоже элементы нашего ценностного предложения, помогающие клиентам решить их проблемы. Например, для решения проблемы «риск получить травму» мы можем предложить сервис «медицинские консультации и контроль», а проблему «не с кем оставить детей» мы можем решить с помощью создания «детской комнаты» в нашем фитнес-клубе.
  6. Продукты. И в последнем блоке мы записываем названия продуктов, с помощью которых мы создаем факторы выгоды и факторы помощи для клиентов. Таким образом, после заполнения всего шаблона может измениться и состав продуктового портфеля. Например, для фитнес-клуба кроме тренировок по абонементу могут появиться новые продукты: персональные тренировки, спортивное питание, консультации диетологов, массаж и др.

Разумеется, эта методика применима не только для разработки ценностных предложений в секторе B2C, но и для корпоративных клиентов. Она помогает более глубоко проникнуть в потребности и предпочтения потребителей, осознать их и сделать более точное или даже уникальное предложение. Можете попробовать. Это интересно. Мы ее часто используем при проведении стратегических сессий с управленческими командами предприятий.

Если будут вопросы, пишите!

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ