Найти в Дзене
Фантастика и попаданцы

Новинки жанра "попаданцы в прошлое" №450

Выпуск 450! 🔥 Мы бодро (ну ок, не всегда бодро, но верно и непокобелимо 😁) движемся к полутысячному выпуску, и улитка вот-вот пересечет половину склона на пути от от 400-го юбилейного выпуска выпуска к 500-му. 🕺 Попаданческая сводка на сегодня: от послевоенного Сталинграда до росгвардейского патруля 2025 года. Здесь и падающая в бреду в голову героя чужая жизнь, и кубик Рубика, превращающийся в портал, и прочие совершенно нереальные, но привычные нам с вами события. Попаданцы по-прежнему попадают в разные времена, будто кто-то потряс коробочку с фигурками. Некоторые товарищи после такой встряски даже улетают в обратную сторону - из 90-х в 2025. Контраст жанров — от тяжёлого пафоса до бодрой ностальгии. Энджой. 1. Парторг Михаил Шерр, Аристарх Риддер АННОТАЦИЯ: Из будущего прямо в Сталинград 43-го. Но не для того чтобы изобретать командирскую башенку, перепевать Высоцкого и лично побеждать всю армию Гитлера вкупе с его союзниками. Нет. Бои закончились. Фронт ушёл на запад. И наст

Выпуск 450! 🔥

Мы бодро (ну ок, не всегда бодро, но верно и непокобелимо 😁) движемся к полутысячному выпуску, и улитка вот-вот пересечет половину склона на пути от от 400-го юбилейного выпуска выпуска к 500-му. 🕺

Попаданческая сводка на сегодня: от послевоенного Сталинграда до росгвардейского патруля 2025 года. Здесь и падающая в бреду в голову героя чужая жизнь, и кубик Рубика, превращающийся в портал, и прочие совершенно нереальные, но привычные нам с вами события. Попаданцы по-прежнему попадают в разные времена, будто кто-то потряс коробочку с фигурками. Некоторые товарищи после такой встряски даже улетают в обратную сторону - из 90-х в 2025.

Контраст жанров — от тяжёлого пафоса до бодрой ностальгии. Энджой.

1. Парторг

Михаил Шерр, Аристарх Риддер

-2

АННОТАЦИЯ: Из будущего прямо в Сталинград 43-го. Но не для того чтобы изобретать командирскую башенку, перепевать Высоцкого и лично побеждать всю армию Гитлера вкупе с его союзниками.

Нет.

Бои закончились. Фронт ушёл на запад.

И настало время строить. Превращать символ стойкости страны в символ её возрождения.

ПРИМЕЧАНИЕ: Сегодня у нас шампунь попаданец “два в одном”: нарушая среднюю температуру по больнице, ГГ не попадает в себя молодого, не проваливается в прошлое собственной персоной и даже не приходит в себя в чужом теле. На старте нас встречает потерявший ногу 19-летний герой-лейтенант Гергий Хабаров, переживший Сталинград. Встречает он читателя в госпитале, в атмосфере “50 оттенков боли”. Стремясь создать нужную атмосферу, автор неслабо так увлекся, и в итоге первая глава почти на 90% состоит из подробностей о запахах, боли, гное, лихорадке, камфорном ужасе: «отвратительный запах», «ужасный внутренний огонь», «невыносимая боль», «страшное мучение», «зловонный гной», «отвратительная смерть». При этом достигается обратный эффект - не драматичность, а однообразное утомительное повествование в стиле плохо – очень плохо – ужасно.

-3

В сочетании с сильно пафосными эпитетами все это создаёт ощущение натужности.

Нехватка лексикона тоже ощущается - на трех абзацах поставлен рекорд по использованию слов “там”, “тут” и “здесь”.

В какой-то момент героя накрывает лихорадка, и в этот момент в нём внезапно оказывается память Сергея Михайловича — строителя из XXI века. Память целиком: от строительной компании до внуков и пенсии. Зачем, почему, каким образом — это науке неизвестно. В результате Георгий остаётся Георгием, но с подселившейся чужой биографией в голове. Вторая память ведёт себя инертно: никто не шепчет подсказок, не открывает порталы, не ведёт внутренних диалогов. При этом сама жизнь подселенца довольно клиширована и лишена деталей, которые сделали бы второго героя хоть сколько-то живым.

Когда в сюжете заканчиваются гной и карболка, начинается мотивационный тренинг «Как построить карьеру мечты, если ты 19-летний лейтенант без ноги и с чужой жизнью в голове». Георгий решает, что война войной, нога ногой, а строить надо. И строить он намерен всё подряд: судьбу, страну, заводы и по пути — индустрию протезирования. В ход идёт весь набор жизнеутверждающих лозунгов: «я смогу», «я готов», «я обязан».

Рекомендовать книгу сложно — стиль тяжеловесный, пафосный, бедноват по языку. Старание автора создать масштабную картину видно, но художественность слабая, читать вязко. Так что мою библиотеку «парторг» точно не пополнит.

2. Путешествие в обратно

Yuri Fedotov

-4

АННОТАЦИЯ: Детство, до некоторого времени, прячется внутри нас. Но приходит момент — и оно вылезает из укрытия, и что есть мочи кричит: «Привет! Это я, твоё детство! Ты меня ещё помнишь?!» Оно заставляет реку нашей жизни течь в обратном направлении.

ПРИМЕЧАНИЕ: Наш глубоко одинокий семидесятилетний герой, имени которого нам, не сообщают до последней главы, коротает дни на даче, отбиваясь от жены, призывающей супруга «взяться за ум». Единственная отдушина – кубик Рубика, который ГГ крутит с такой скоростью и самозабвением, что даже нынешним спидкуберам есть чему поучиться. Желая похвастаться своими феноменальными достижениями, герой звонит старому другу Димке, с которым не виделся тридцать лет.

Поездка на малую родину в Самару становится буквально путешествием в прошлое: старые места предстают в неприглядном свете разрухи 90-х, а Димка, хоть и обзавелся «пивным животиком», все еще живет в напоминающем склад утиля холостяцком бардаке.

После душещипательных бесед и хвастовства рекордами наш ноунейм узнаёт о «блайнде» (сборка кубика вслепую), что почему-то приводит его к использованию метода «римских комнат» и лихорадочному бреду, в котором герою являются подсказки свыше - использовать для своих ментальных комнат интерьер старой квартиры. Кубик Рубика под воздействием мощной солнечной вспышки Х-класса превращается в портал, после чего ГГ оказывается в детстве - в песочнице, в своих детских шароварах, с грязным ногтем на ноге.

Что понравилось? искренность автора в стремлении вызвать ностальгию. Чувствуется, что он сам любит эти детали советского быта, эти подушечки, эти газировки с сиропом. И пусть эти детали порой выглядят как список покупок из гастронома, они всё же создают некий фон.

-5

Отдельного восхищения заслуживает настойчивость автора в продвижении своей идеи. Если уж герой должен попасть в прошлое через кубик Рубика, то он туда попадет, даже если для этого придется подтянуть астрономию, неврологию, философию и т.д.

Минусы: тотальная предсказуемость - почувствуй себя пророком. Каждая "неожиданность" видна за милю, как маяк в тумане. Диалоги настолько деревянные, что ими можно топить печку даче. Наконец, механика времени: кубик Рубика как машина времени – это, безусловно, оригинально, но объяснение этого "чуда" через "число Бога" и "невидимого гостя" из солнечной вспышки настолько натянуто, что вызывает улыбку. С таким же успехом можно отправиться в прошлое, понюхав бабушкин сундук или станцевав ритуальный танец вокруг ведра с яблоками. Решайте сами - читать подобное или нет.

3. Город, в котором остался я.

Владимир Босин

-6

АННОТАЦИЯ: Это история о мужчине, внезапно сорванном с привычной линии жизни и заброшенном из нашего времени в 1977 год - в эпоху заводских гудков, рабочих смен, искренней гордости за свою страну и больших, почти осязаемых надежд.

Оказавшись в прошлом, он понимает - здесь нельзя быть гостем. Нужно принять новые правила, вписаться в ритм советских будней и научиться жить так, как жили миллионы советских граждан.

Именно здесь, среди шума цехов и простых человеческих забот он встречает свою любовь. Ту, ради которой готов терпеть испытания, переосмысливать себя и снова бороться за право быть счастливым.

ПРИМЕЧАНИЕ: Тут у нас все ровно по попаданческому фэншую - Герой, словно "Терминатор", сходу адаптируется к новой реальности, мгновенно разбирается в чужих воспоминаниях, флиртует, разруливает проблемы с жильём и даже планирует спортивные успехи. Где хоть капля внутренней борьбы, экзистенциального ужаса от потери своей жизни, своего "я"? "Я пришел дать вам волю!" — вот только воля эта проявляется в удивительной легкости адаптации.

-7

Некоторые бытовые зарисовки из жизни советского завода и общежития, при всей их схематичности, могут вызвать легкую улыбку у тех, кто помнит эти детали, или хотя бы о них читал. Диалог с кадровичкой, требующей "Птичье молоко", чтобы выделить койко-место, это, признаюсь, почти шедевр правдоподобия... или, по крайней мере, той правдоподобности, которую мы ожидаем от подобных опусов. Характер Галины, меркантильной и напористой невестки, "кобра", как её называет герой, прописан столь выпукло и карикатурно, что не может не вызывать... ну, хотя бы узнавания.

Для кого это произведение? Скорее всего для любителей "бытовых попаданцев".

4. Патруль

Макс Гудвин

Цикл: Ликвидатор из 90-тых

-8

АННОТАЦИЯ. Во время военной операции из-за предательства погибает командир группы СОБР. Но кто-то наверху решил, что ему еще рано на покой - майор неожиданно оказывается в 2025 в теле молодого патрульного Росгвардии Российской Федерации. Вот это поворот!

Теперь ему придется показать, как гоняли преступность в "лихих 90-х"!

Постойте, а куда же делась доблестная милиция? Что это за смартфоны такие? Все только и говорят про какие-то соцсети и интернет. Нужно разобраться!

А как так получилось, что тот, по чьей вине майор погиб ранее, теперь мэр города?

ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь у нас легкий неформат - обратный попаданец из недавнего прошлого в наше настоящее.

Написано довольно бодро, уж совсем сильно придираться не к чему. Тем не менее, книга производит неоднозначное впечатление. Вроде бы и суть сюжета вполне привлекательна, и события довольно занимательные, но встречаются очень странные, алогичные и удивительные вещи, например:

[уши были неестественно правильной формы, будто их лепил заново пьяный хирург] - трезвый хирург не в состоянии “слепить” что-то правильной формы?

-9

Местами попадаются фрагменты, напоминающие продукцию ИИ, а также всяческие прекрасные слова и обороты типа пятикантроп, желтезна, побрекушки, часы на руке с белыми камнями.

Сюжет в целом не блистает новизной, а первая книга (я уже заглянул в начало второй) - всего лишь экспозиция и завязка. Основные события планируются дальше.

Справедливости ради отмечу, что большинство вышеописанных шероховатостей сосредоточены в первой трети книги, дальше автор, видимо, “расписался” и текст стал более гладким.

В общем, если все вышеупомянутое вас не смущает, то вполне читабельно.