Когда первый снег ложится на обочины, а на парковках появляются сугробы, многие автомобилисты в очередной раз решают: на чём ездить зимой? Казалось бы, желаний немного, чтобы было надёжно, не дорого и красиво.
Последний пункт частенько становится решающим, ведь литые диски выглядят эффектно: сверкают, притягивают взгляды, подчёркивают статус владельца. Да что уж там, маркетинг нам настойчиво внушает: литьё - это признаки заботы о машине и вкусе хозяина.
Кто-то даже специально к зиме покупает комплект более элегантных дисков, чтобы не портить впечатление видом обычных штамповок.
Но мало кто задумывается: а правда ли эта красота не таит в себе подводных камней?
Сначала разберёмся, какие мифы ходят про литые диски зимой. Вот несколько самых частых утверждений, которые можно услышать в автомагазине или от знакомого автолюбителя:
- «Литьё легче - значит, машина динамичнее и топливо экономнее»
- «Литые диски - прочнее, так как это металл, а не тонкая штамповка»
- «Коррозии не боятся, вода с реагентами не страшна»
- «Они не гнутся, а значит всегда ездят ровно»
К сожалению, реальность оказывается куда прозаичнее и даже опаснее некоторых ожиданий.
Литой диск - это изделие из алюминиевого сплава, отлитое в форму (отсюда и название). Такая технология делает его легче и жестче. А в этом кроется первая уязвимость. Жёсткость - это палка о двух концах.
- Хрупкость при низких температурах
- Зимой температура воздуха может падать до минус 20–30, а металл при этом становится менее пластичным. Если железная штамповка при попадании в глубокую яму деформируется (гнётся), литой диск просто раскалывается или даёт трещину.
Это не просто досадная неприятность, трещина или скол могут привести к мгновенной потере давления в шине, а в худшем случае к аварии.
- Воздействие реагентов и влаги
- Дорожные службы посыпают улицы солями и агрессивной химией. Защитное покрытие литого диска даже хорошего качества со временем повреждается: появляются микро-сколы, через которые агрессивные вещества проникают к металлу, вызывая окисление и разрушение.
Идеальная коррозионная устойчивость - миф. Особенно если вы ездите по снегу с постоянными переходами через «кашу» из снега, соли и песка.
- Цена вопроса
- Ремонт литых дисков (особенно с трещинами!), отдельная статья расходов. В отличие от стальной штамповки, которую в сервисе просто выправят за тысячу-другую рублей, литой диск часто приходится менять или долго восстанавливать аргоновой сваркой.
Это не только дорого, но и менее надёжно: после серьёзной правки диск может потерять геометрию и ресурс.
Рассмотрим реальные ситуации. Вот простой примерчик, городская зима, много ям и сугробов. Один из водителей на литых дисках, переехав невидимую выбоину под снегом, результат: трещина по кромке и мгновенное «сдувание» колеса на скорости. Ситуация неприятная, но закончилась удачно.
А вот менее везучий пример: трасса ночью, температура −15, попадает в замаскированную ледяную колею. Литой диск не выдерживает удара, кусок отлетает, машина тормозит резким боком, чудом без жертв.
Такого на штампованных дисках могло бы и не случиться: диск согнулся, остался «живым», снял часть удара на себя.
Многие мастера шиномонтажа подтверждают: каждый сезон после первых зимних заморозков в сервисы выстраиваются очереди именно с расколотым литьём и зачастую это результат обычных зимних дорог, а не гонок через бордюры.
Большинство специалистов по безопасности советуют зимой предпочитать проверенную классику - штампованные диски. Аргументируют это следующим:
— «Штампы» пластичнее: если попали в яму — максимум гнутся, но не лопаются
— Ремонтопригодность: погнутый диск выпрямляется за сущие копейки
— Высокий профиль шин вместе со стальным диском образуют «подушку безопасности» для подвески
«Пробить» литой диск зимой - не редкость. Эксперты называют цифры: по данным сервисов Москвы и Петербурга за последние сезоны число случаев ремонта/замены литых дисков зимой существенно превышает аналогичную статистику по штамповкам.
А вот серьезные аварии с потерей управления из-за треснувшего литья случаются пусть не часто, но иногда фатально.
Есть ситуации, когда литые диски зимой допустимы:
- Ваш город - юг, средняя температура не опускается ниже −5...−10
- Дороги ровные, вы не выезжаете за пределы трасс и городских магистралей
- Литые диски хорошего бренда, имеют качественное защитное покрытие
- Вы аккуратист: регулярно моете, проверяете диски, не попадаете в ямы
В остальных случаях оптимально выбирать штампованные диски - они функциональнее, дешевле в ремонте, нормально переносят зиму (я если честно и сам этого не знал)
Для эстетов: современная окраска «штампов» (особенно с декоративными колпаками) давно ушла от унылого серого металла, можно подобрать внешне аккуратное решение.
Главный вывод простой: зимой безопасность и ресурс важнее эстетики. Литые диски, отличный вариант для лета, когда дороги сухие, а риск ударных нагрузок минимален. Зимой же, они скорее источник дополнительного риска.
Стальная штамповка может и смотрится проще, зато прощает ошибки, дешевле чинится и дольше живёт в условиях соли, льда, перепадов температуры и жесткой эксплуатации.
Резюмируя: если вы не хотите внезапных дорогих ремонтов или опасных ситуаций, оставьте красивое литьё до тёплого сезона, а на зиму дайте автомобилю чуть скучную, но надёжную «обувку». Безопасней, экономней, а выглядеть эффектно всегда можно весной!
Вы согласны с доводами данной статьи? Надеюсь она была вам полезна и принесет много пользы. Делитесь личным опытом и поддержите канал лайком, подпиской и комментарием, вам е трудно, а мне приятно