После того, как ограничили звонки через мессенджеры, последовательно ужесточили правила использования SIM-карт и перекрыли звонки с подменных номеров, шансы на успех у телефонных «разводил» серьезно упали. Возможностей дозвониться жертве с поддельного номера стало заметно меньше, но теперь они пытаются заставить жертву позвонить им. Рассмотрим, как не попасться на мошенничество с перезвоном.
Почему появилось мошенничество с перезвоном
Когда обычный «телефонный развод» стал слишком непродуктивен, мошенники начали применять более сложную схему. Они уже не беспокоят свои потенциальные цели звонками из ниоткуда, поскольку отношение к ним стало по умолчанию негативным, времени тратится много, а выход относительно небольшой. Вместо этого они устраивают более дешевую массовую рассылку по электронной почте или в SMS, так, чтобы жертва сама им перезванивала.
Поскольку схема сложнее, процент успеха несколько ниже, зато уровень доверия к такому контакту выше. Все недоверчивые люди сами отсеиваются, не тратя времени жуликов, которые теперь могут работать уже с «отборным материалом».
Хотите больше узнать о защите от мошенничества?
Подпишитесь на наш канал в Дзене: https://dzen.ru/norvikbank
Кем притворяются мошенники для схемы с перезвоном
Главное в маскировке мошенничества – правдоподобный, желательно бытовой повод для контакта. Поэтому чаще всего жулики работают под прикрытием:
- Служб доставки
- Почты
- Управляющих компаний
- Служб безопасности
- Ремонтников
Как работает мошенничество с перезвоном
Самое важное в этой схеме – кто кому звонит. К неожиданным входящим звонкам сформировалось по умолчанию негативное отношение. Здесь же ситуация складывается так, чтобы жертва сама вышла на контакт с преступниками, под прикрытием самых обычных дел, пользуясь автоматическими реакциями людей. Чаще всего используется четыре типовых сценария:
- Жертве в SMS, мессенджерах или email приходит оповещение о том, что доставлена некая посылка из Китая или с маркетплейсов. Часто говорят о том, что этикетка с точным адресом повреждена и его нужно уточнить. Называется вымышленная транспортная компания и дается телефон для связи, чтобы обсудить условия доставки или самовывоза.
- От имени управляющей компании, коммунальных служб или компаний, обслуживающих дом, приходит сообщение или звонок по поводу установки шлагбаума, ремонта домофона, каких-то общедомовых дел. И, опять же, телефон для связи.
- От имени банка приходит SMS или email о том, что карта или счет жертвы заблокированы. Для выяснения подробностей и снятия блокировки нужно перезвонить по приложенному номеру.
- От имени социальной сети, банка или «Госуслуг» приходит письмо или SMS с оповещением, что совершен вход в профиль или личный кабинет с незнакомого устройства – нужно перезвонить по номеру в сообщении, чтобы предотвратить несанкционированный доступ.
Цель любого из этих заходов – заставить жертву сделать нужные мошенникам вещи:
- Поделиться персональными данными или кодом от «Госуслуг».
- Перевести мошенникам деньги.
- Своими руками поставить на собственное устройство вредоносное ПО или программы для внешнего управления, чтобы дать возможность жуликам красть информацию и деньги.
Чаще всего начинается все с разговора с «сотрудником», а потом он ненавязчиво переводит разговор на истинную цель, «уговаривая» жертву на нужные преступникам действия.
Как защититься от мошенников
Для мошенников схема с перезвоном хороша тем, что она сразу автоматически отсеивает наиболее недоверчивых «клиентов». Проще всего не попадать в историю с перезвоном и не реагировать на ложные сигналы, сразу отсеиваясь. А если вы все-таки обеспокоились необычным сообщением:
- Проверьте адрес или номер, с которого пришло сообщение – скорее всего, они подставные и не связаны с реальным отправителем, под которого маскируются заемщики.
- Если вы все-таки решили проверить и перезвонить – сперва посмотрите в интернете официальные контактные данные банка, управляющей компании, службы поддержки и т.д. и звоните по ним, а не по непонятному номеру из сообщения.
- Ни с кем и никогда не делитесь паролями, кодами и персональными данными.
- Если вы чувствуете в диалоге характерные признаки мошеннического «развода» - вас пугают, торопят, соблазняют деньгами и требуют держать все в тайне – просто разрывайте контакт.
Помните, что главная защита от мошенничества — это комбинация из здравого смысла, информационной дисциплины и здоровой доли недоверчивости. Будьте бдительны и оставайтесь в безопасности!
Материал подготовлен командой ПАО Норвик Банк
Норвик Банк предлагает услуги физическим и юридическим лицам: кредиты под залог недвижимости, вклады, расчетно-кассовое обслуживание, обмен валюты, дебетовые и кредитные карты. Читайте наш Блог на сайте, подписывайтесь на наш Телеграм-канал и будьте в курсе актуальных новостей!